10.10.2025

Электронная регистрация недвижимости: как не стать жертвой мошенников

Для большинства россиян недвижимость – самый важный из находящихся у них в собственности материальных активов. Зачастую сделки с недвижимостью заключаются один-два раза в жизни, а от их успешности и юридической чистоты зависят судьбы людей. Повсеместная цифровизация документооборота с госучреждениями в полной мере относится и к взаимодействию граждан с Росреестром, который производит регистрацию совершенных сделок с недвижимостью и фиксирует переход прав собственности от одного владельца к другому.
Для регистрации сделок в электронном виде каждый из ее участников должен обладать усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), которая подтверждает подлинность электронного документа приравнивая его к бумажному аналогу. Среди преимуществ оформления сделок в электронном виде – экономия времени, исключение варианта потери подлинников тех или иных важных документов, а также возможность воспользоваться предоставляемой многими банками льготной ипотекой.
Вместе с этим получение частным лицом УКЭП теоретически открывает возможности мошеннических действий по отношению к его недвижимости – цифровизация упрощает оборот документов, сокращает сроки оформления, но не гарантирует защиту от злоумышленников. Именно поэтому электронный ключ запрещено использовать в сделках с участием несовершеннолетних, а также для подписания завещаний.

Бдительность – залог безопасности
Для получения сертификата УКЭП частным лицом с 2021 года функционирует мобильное приложение «Госключ», которое интегрировано с порталом Госуслуги и работает с подтвержденными учетными записями пользователей. Теоретически физическое лицо может подать заявление о покупке токена с цифровым ключом к своей электронной подписи – это небольшое, внешне похожее на флеш-накопитель устройство, подключаемое к USB-разъему компьютера для идентификации. На практике физические токены чаще используют чиновники для работы с аутентификацией в корпоративных системах министерств и ведомств, госкорпораций и других структур. Такой токен может быть использован злоумышленниками, будь то вариант потери, кражи или действий под давлением.
При работе в личных кабинетах различных учреждений требуется введение логина и пароля – у каждого современного человека со временем накапливается два-три десятка сервисов, требующих специальной идентификации (различные госучреждения и порталы, поставщики услуг, мобильные операторы, сервисы удаленного общения с детскими учреждениями, фитнес-клубами и магазинами). Очевидно, что для каждого из перечисленных сервисов необходимо иметь уникальный пароль, и все их запомнить совершенно невозможно. А это значит, что где-то в специальном блокноте или отдельном электронном файле человек держит список ценных для мошенников данных, которые могут быть похищены и использованы во вред.
Конечно, при работе с важными документами и сервисами мы используем двухуровневую идентификацию, то есть кроме логина и пароля получаем SMS с кодом подтверждения на ту или иную операцию, что особенно важно для денежных переводов и работы с порталом Госуслуг, где есть возможность манипуляций с недвижимостью. Злоумышленники используют все возможности, чтобы заполучить заветные цифры. Десятки вариантов сценариев имеют только одну цель – попасть в личный кабинет жертвы для мошеннических действий. Например, можно вести видеоразговор с кем-либо, и при условии включенной функции демонстрации экрана собеседник увидит всплывающее сообщение с PIN-кодом.
Так что само предложение побеседовать в режиме видео­связи и требование включить демонстрацию экрана должно вас насторожить: чиновники и сотрудники банков никогда не предложат нечто подобное.

Доверяйте, но проверяйте
Многие электронные сервисы и порталы интегрированы друг с другом, и это дополнительный фактор риска. При оформлении заявок в электронном виде зачастую приходится подгружать нужные документы в несколько этапов, а это значит, что недооформленный пакет может находиться в системе продолжительное время, что также не способствует безопасности. Добавим к этому возможную нестабильность интернет-связи, технические неполадки с электронными устройствами, которые могут подвести в самый ответственный момент оформления сделки с недвижимостью в электронном виде.
Известна мошенническая схема по перевыпуску SIM-карт частных лиц через ложное сообщение от имени сотового оператора. Перейдя по присланной ссылке, жертва оказывается на ложной странице оператора связи, где вводит конфиденциальную информацию якобы для подтверждения договора обслуживания. Злоумышленник от имени этого человека обращается в службу поддержки и производит перевыпуск SIM-карты (при этом карта реального владельца номера перестает действовать).
Так возникает возможность доступа к Госуслугам с опасностью манипулирования недвижимостью (например, снятие запрета на сделки без личного присутствия владельца). Даже если злоумышленник не сможет провести процедуру дистанционной регистрации сделки, это может надолго испортить нервы и затормозить ваши планы – ведь любое оспаривание тех или иных манипуляций осуществляется через суд и может продолжаться долгие месяцы, если не годы.
В целом большинство регистраций сделок с объектами недвижимости заканчиваются успешно, но этот современный и удобный многим способ все же не гарантирует полной безопасности. Работа с цифровыми сервисами всегда требует повышенной бдительности и внимательности ко всем этапам совершаемых действий. Конфиденциальность доступа, загрузка нужных документов единым пакетом, приватность информации о начавшейся процедуре – все это повышает вероятность быстрого, беспроблемного и законного завершения перехода прав собственности к новому владельцу. После подачи заявки есть возможность отслеживать ее текущий статус, и учитывая важность манипуляций с недвижимостью – не стоит ее игнорировать, это удобно и информативно.
Уже после завершения процедуры новый собственник получает электронную выписку из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости. Несмотря на это, лучше дополнительно заказать бумажный вариант расширенной выписки из ЕГРН, где будет проставлена печать МФЦ и подпись ответственного сотрудника. Так вы наверняка проверите результат проделанной работы, ведь новую выписку оформлял сотрудник, никак не связанный с предыдущим каналом электронной связи с регистрирующим органом.
Современные цифровые сервисы и электронные ресурсы дают широкие возможности дистанционной работы с нашими активами, но пользуясь ими, следует сохранять бдительность. 

Виктор Кудинов