15.04.2019

Экономика должна быть… энергоэффективной

abstract green Earth energy concept

Любой хороший хозяин рано или поздно встает перед выбором: приобрести или построить новое – с большой прорехой в бюджете, или же грамотно эксплуатировать и улучшать старое – с периодическими, но существенно меньшими расходами?
Спорить, что выгоднее, и в каких случаях что предпринимать, можно долго. Тем более когда речь заходит о сбережении и экономии энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Вместе с тем эксперты сходятся во мнении, что энергоэффективность в три раза дешевле наращивания производства энергоресурсов.
Да, мы богатая ресурсами страна, но не бесконечно же их можно тратить! На одном из политических форумов, посвященном путям экономического развития страны, прозвучало справедливое: «На наших знаменах нет лозунга энергоэффективности. Мы не занимаемся ею, потому что мы такие богатые или потому что не очень умные?».
Чтобы понять, справедлива ли формулировка вопроса, необходимо объективно взглянуть на положение вещей. Так что же мы экономим, имея в виду энергоэффективность? И как? Поговорим о наиболее близкой всем области экономики – ЖКХ.

Особая актуальность
Очевидно, что энергия – это материальный ресурс, если угодно – деньги. Отрасль жилищно-коммунального хозяйства обладает огромными возможностями наращивания энергоэффективности – на нее приходится около 20% потенциала по снижению энергопотребления в Российской Федерации. Удельный вес текущего потребления энергоресурсов в многоквартирных домах в общем объеме произведенных в стране ресурсов по оценкам экспертов в настоящее время составляет 52% по тепловой энергии и 30% – по электрической.
Заметим, что в сфере ЖКХ необходимо выделить направление энергосбережения в жилищном фонде («энергоэффективность потребления») и повышения энергетической эффективности предприятий коммунального хозяйства («энергоэффективность производства»). В этом смысле мы концентрируем внимание на отрасли, где повышение энергоэффективности принесет наибольший экономический эффект.
Проблематика энергосбережения и повышения энергетической эффективности как элементов повышения конкурентоспособности страны является злободневной и приобрела в складывающихся в мире условиях особую актуальность. Обобщая многочисленные источники информации, приходится констатировать, что России приходится догонять партнеров, энергоемкость экономик которых ниже в 1,5–2 раза. По мнению западных партнеров, Россия вообще находится на 21-м месте в списке энергоэффективных экономик, возглавляют который Германия и Италия.
К слову, по данным Немецкого энергетического агентства DENA, наши германские парт­неры за период с 2006 года направили на меры государственной финансовой поддержки повышения энергоэффективности более €239 млрд (15,5 трлн руб.), в том числе в 2015 году – около €14,7 млрд (порядка 974 млрд руб.).
Прежде всего необходимо понимать, что энергосбережение – это реализация целого комплекса мер: организационных, правовых, технических, технологических, экономических и др., направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования.
В то же время энергоемкость может быть снижена и за счет модернизации и внедрения программ повышения энергоэффективности и энергосбережения.
При этом нельзя забывать, что в нашей стране на фоне изменений в новейшей истории никаких мер по широкому и динамичному внедрению идеи энергосбережения не предпринималось: не до того было. Такие задачи в течение пятилетки не решаются.

Механизмы выработаны
По данным Росстата, расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на ЖКХ ежегодно составляют порядка 980 млрд руб. В том числе расходы на льготы и субсидии – 486 млрд руб.
Если рассматривать энергоэффективность потребления, то, согласно статистическим данным, основная доля платежей приходится на отопление и горячее водоснабжение – 70–75%. Учитывая, что энергетическая доля дотаций составляет подавляющую часть, а это 364,5 млрд руб., потенциал снижения расходов бюджетов от энергосбережения огромен и может составлять около 110–150 млрд руб. в год. Другими словами, бюджетная система платит такой объем средств за энергорасточительность в жилищном секторе.
Активная работа Правительства РФ по направлению повышения энергоэффективности началась в рамках исполнения Указа Президента РФ №889 от 04.06.2008, а также Федерального закона №261-ФЗ от 23.11.2009.
На сегодняшний день необходимые механизмы для обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере ЖКХ выработаны. К числу наиболее важных в сфере повышения энергоэффективности жилья необходимо отнести энергосервисный контракт и механизм присвоения класса энергетической эффективности. А применительно к сфере «энергоэффективности производства коммунальных ресурсов» – концессионное соглашение, обеспечивающее достижение показателей надежности, качества и энергетической эффективности.
19 апреля 2018 года Правительство Российской Федерации приняло новый комп­лексный план мероприятий по повышению энергоэффективности экономики, который учитывает современные тенденции развития общества, включая внедрение интеллектуального учета, автоматизации и цифровизации процессов использования энергии. Это неслучайно: цифровая трансформация пронизывает сегодня процессы во всех отраслях. Мероприятия плана направлены на обеспечение модернизации основных фондов, на увеличение вклада технологического фактора в снижение энергоемкости ВВП не менее чем до 1,5% в год, а также на обеспечение сокращения технологического отставания Российской Федерации от ведущих стран.
В части жилищно-коммунального хозяйства поставлен ряд задач, в том числе снижение потерь в распределительных сетях в части водоснабжения к 2030 году – 10% от фактического значения базового 2016 года; в части теплоснабжения к 2030 году – 7% от фактического значения базового 2016 года.
В жилье динамика снижения потребления тепловой энергии МКД (без учета нового строительства) к 2030 году составит 10% от фактического значения базового 2016 года. Динамика снижения потребления электрической энергии на общедомовые нужды в многоквартирных домах (без учета нового строительства) к 2030 году составит 15% от фактического значения базового 2016 года.
По официальным данным, на сегодня из 9062 домов, построенных согласно утвержденным в 2016 году Минстроем России «Правилам определения класса энергетической эффективности МКД», класс энергоэффективности присвоен 8686 домам. Из них 5439 МКД (около 63%) присвоен класс «В – высокий», а объем строительства МКД классов «С», «D» и «Е» – 2143 МКД (25%).

Первый блин не комом
Законы и нормативы – это все хорошо и нужно. Но где же реальные дела?
С 2010 года государственная корпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ в ряде субъектов Российской Федерации осуществляет реализацию проектов по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в энергоэффективные дома. Построено 154 энергоэффективных МКД в 37 субъектах Российской Федерации общей площадью 266,7 тыс. кв. м, что составляет 1,7% от общей площади расселенного аварийного жилья за время реализации федеральной программы.
В рамках осуществления национального проекта «Жилье и городская среда» одним из ключевых направлений в данной сфере является повышение качества предоставляемого гражданам жилья с первоочередным акцентом на энергоэффективность и энергосберегающие материалы и технологии, применяемые при строительстве МКД…

Полный текст можно прочитать в №4 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2019 год