Школьники преображают города
Участниками программы стали школьники 12–17 лет из разных регионов России – победители региональных этапов Всероссийского конкурса «Идеи, преображающие города». Курс проходил в течение двух недель в формате практико-ориентированной игры, программа которой состояла из нескольких образовательных блоков: «Градостроительство», «Компьютерное 3D-моделирование в архитектуре», «Архитектура и дизайн городской среды», «Ландшафтный дизайн», «Умный дом и ЖКХ». Работа в каждом блоке была нацелена на обучение молодых граждан навыкам участия в городском планировании и развитии территорий, на воспитание ответственного собственника жилья и формирование бережного отношения молодежи к потреблению энергоресурсов.
Соучастие и сопричастность
По Указу Президента России Владимира Путина к 2024 году количество граждан, которые будут принимать непосредственное участие в решении вопросов развития городской среды, должно достигнуть как минимум 30%. Именно эту задачу и призван решить проект «Городская среда – территория развития».
– Право участвовать в развитии города жители приобретают в 14 лет. Программа курса – это способ научить молодых граждан соучастию в проектировании общественных пространств и сопричастности с городом, в котором они живут, – говорит директор Института развития местных сообществ, организатор проекта Сергей Кочнев. – Практика дает возможность молодежи участвовать в принятии решений на местном уровне, развивает активную жизненную позицию.
В начале смены архитекторы провели курс лекций, посвященных российской и зарубежной практике планирования городов. Участники узнали о методике благоустройства общественных пространств, об использовании современных технологий в городском моделировании. После этого участники создали собственные проекты в каждом из выбранных образовательных блоков и попробовали применить свои идеи на территории ВДЦ «Смена». Реализация проекта на практике позволила участникам увидеть весь процесс работы и дала возможность использовать алгоритм реализации инициатив в своих городах.
Умное ЖКХ
Процесс планирования и строительства жилья может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. А вот эксплуатация и обслуживание готового объекта занимает несколько десятков и даже сотен лет. Именно от знаний и умений специалистов сферы ЖКХ и самих собственников будет зависеть, насколько долговечным, комфортным и безопасным будет здание. Поэтому в программе проекта особое место занял блок «Умный дом и ЖКХ».
Теоретические и практические занятия по изучению основ организации и ведения жилищно-коммунального хозяйства, а также по ранней профориентации провели эксперты государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ.
– Обучающие программы Фонда ЖКХ в простой и доступной форме знакомят молодежь с современными технологиями энергосбережения и способами экономии коммунальных ресурсов в повседневной жизни, – отметила начальник Управления обучающих проектов Фонда ЖКХ Ольга Гришина. – Более того, эти знания помогут школьникам узнать о новых направлениях работы жилищно-коммунального комплекса и определиться с выбором будущей профессии.
Образовательная программа началась для участников смены с истории домостроения и роли коммунальной сферы в жизни каждого человека. Ребята узнали о старейших построенных в мире жилищах, первых законодательных документах сферы ЖКХ, а также о современных федеральных программах развития городского пространства и вовлечения жителей в процесс принятия решений при создании облика населенных пунктов.
Полученные знания школьники смогли проверить во время кибертурнира по обучающей компьютерной игре «ЖЭКА» (уровень «Дом»), в рамках которого им предстояло разобраться в основах управления многоквартирным домом, улучшить материально-техническую базу, своевременно выполнять текущий и капитальный ремонт, не допуская недовольства жильцов виртуального дома.
– Игра для меня оказалась довольно сложной, но интересной. Одновременно приходилось учитывать несколько аспектов: применять энергосберегающие технологии и оборудование, учитывать потребности всех жильцов, оперативно реагировать на коммунальные аварии, – поделился впечатлениями участник курса Михаил Кривецкий из Забайкальского края. – После прохождения игры я понял, насколько нелегкая и важная работа у специалистов сферы ЖКХ.
Игровые формы обучения
В игровой форме школьники провели общее собрание собственников многоквартирного дома, на котором они обсуждали вопрос о возведении детской игровой площадки на придомовой территории. Треть участников была по сценарию согласна с возведением площадки, другая треть категорически возражала. Остальные во время дискуссии должны были определиться, какую сторону принять. От этого зависели результаты голосования и принятие решения о строительстве детской площадки.
– Теперь мы знаем, как проходят общие собрания собственников и какие вопросы для благоустройства дома и придомовой территории на них можно решить, – рассказала Елизавета Бабенко из города Ставрополя. – На нашем импровизированном собрании нужно было договориться с собственниками жилья и построить площадку для детей. По сюжету я была против строительства и выступала за увеличение парковки. Но те, кто был за возведение, перетянули на свою сторону колеблющихся и большинством голосов решили обустраивать площадку.
Центральное место в курсе было отведено знакомству с профессиями сферы ЖКХ. Особое внимание в этом вопросе было уделено перспективности коммунальной отрасли и запросу на принципиально новых специалистов, обладающих знаниями на стыке технических наук, юриспруденции, программирования и экологии. Для школьников были организованы в игровой форме профессиональные пробы по специальностям сферы ЖКХ. Их цель – формирование правильного представления о коммунальной отрасли и создание позитивной мотивации участников смены к осознанному выбору будущей профессии.
– В нашей семье всеми коммунальными вопросами занимается папа, все остальные члены семьи далеки от решения этих проблем. Но сегодня мы сами попробовали собрать сифон и узнали, как должен действовать диспетчер в случае коммунальной аварии, – поделилась впечатлениями Таисия Стовбун из города Мурома Владимирской области.
Раскрывать потенциал
Обучающий курс Фонда ЖКХ завершился занятием по ресурсосбережению, которое позволило ребятам не только прибрести теоретические знания, но и получить конкретные практические умения, необходимые в современной жизни. Во время практической работы участники курса по ЖКХ разработали стратегию массового применения энергосберегающих технологий и оборудования в многоквартирных домах. Участники предложили более активно использовать возможности современных социальных сетей и цифровых технологий, а также разработать специальное мобильное приложение, помогающее людям подсчитывать ежедневные энергозатраты. Ребята отметили, что результатом такой поэтапной работы станет улучшение качества жизни людей, воспитание экологической культуры и реализация кадрового потенциала в жилищно-коммунальной сфере.
По итогам образовательной смены был сформирован рейтинг участников, который сложился из числа набранных баллов за каждый день курса. По результатам всей работы самое большое количество баллов набрал Михаил Кривецкий из Забайкальского края, второе и третье места заняли Диана Пиглова и Варвара Герасимова из Владимирской области. Участникам программы были вручены сертификаты и памятные подарки от организаторов. Но самое главное, что школьники увезли с собой готовые решения для преображения территории в своих городах, свежие идеи и багаж новых знаний и впечатлений.