08.04.2022

Школьники обустраивают города и села

Chicago-185741В начале этого года специалисты Фонда ЖКХ провели цикл онлайн-лекций по урбанистике для членов Детского совета при Общественном совете при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Ребята ознакомились с самим понятием урбанистики, планировочными схемами городов, концепциями экологичных общественных пространств. Члены Детского совета не только слушали лекторов, но и обменивались мнениями, наблюдениями и идеями по изучаемым направлениям.
В процессе каждого урока было важно не только рассказать детям о направлениях урбанистики, но и дать возможность им самим критически взглянуть на городскую среду и высказать свои предложения по ее улучшению. Для этого был придуман формат практических заданий.

Как сделать лучше свой район
Ребята размышляли над тем, что окружает их район с точки зрения градостроительных функций, а также попытались найти решение выявленных проблем, чтобы улучшить городскую среду. При выполнении заданий приветствовались критическое мышление и творческий подход. Члены Детского совета продемонстрировали большой потенциал и глубокое знание предмета. Урбанистика по-настоящему заинтересовала ребят.
В первом задании нужно было проанализировать функциональное наполнение района проживания. Затем требовалось высказать пожелания по его наполнению. В основном члены Детского совета предлагали добавить больше зелени, оборудовать места для проведения досуга. Также поступали предложения по устройству детских и спортивных площадок. Изучая работы ребят, можно понять, на какие именно аспекты обращают внимание дети их возраста.
Некоторые из членов ­Детского совета рассказали о своем вкладе в преображение района. Так, Матвей Анискин из села Иглино в Башкортостане рассказал, как он вместе с соседями создавал аллею в память об участниках Великой Отечественной войны. А теперь школьник собирается заняться созданием доступной среды для маломобильных групп населения в своем селе.

Головоломка про без­опасность на дорогах
Следующее задание вызвало со стороны ребят максимальный отклик, ведь оно было связано с безопасностью на дорогах. К сожалению, городские улицы не всегда безопасны как для пешеходов, так и для водителей. Ребята должны были представить свои предложения по повышению безопасности на дороге: проанализировать текущее состояние, найти уязвимые места. Для анализа они могли взять любую знакомую им улицу, которую наблюдают каждый день и хорошо знают о проблемах, связанных с этим местом.
Среди самых распространенных предложений по повышению безопасности на дорогах были установка искусственных неровностей, устройство переходов в местах высокого пешеходного трафика, прокладка тротуара вдоль проезжей части, ликвидация заборов вдоль дорог, создание островков безопасности. Свои предложения ребята сопровождали чертежами и рисунками.
Например, проанализировав один из перекрестков, Артем Монахов пришел к выводу, что там не хватает регулируемого пешеходного перехода. А так как радиус поворота довольно большой, некоторые водители не снижают скорость на повороте, создавая опасность для пешеходов. В качестве решения он предлагает создать недостающий переход, при этом отладив режим светофора и уменьшив радиус поворота, а также создать искусственную неровность для замедления движения транспорта.

Задачка про парк
Третье задание, посвященное озелененным территориям, предусматривало анализ парка или сквера: нужно было подготовить свои предложения по улучшению его функциональной наполненности. И здесь ребята проявили свою креативность.
Например, в работе Яны Тисельской рассматривается Детский парк в Симферополе, который был создан на месте старого леса. Яна кратко описала историю парка и его памятные места и предложила установить крытые беседки, где можно укрыться от дождя и отдохнуть в тени в жаркую погоду. Свои предложения Яна дополнила яркой схемой функциональной организации парка.
Интересную концепцию развития своего парка предложил и Матвей Анискин. «Очень хочу, чтобы установили памятник пограничнику с собакой. В годы Великой Отечественной войны пограничники первыми приняли удар фашистских орд, напавших на СССР. Они дрались героически сутками, хотя противник отвел на их уничтожение не более получаса в своих планах. Наша задача сохранить память о настоящих героях», – пишет в пояснении Матвей.

Оценка общественных пространств
В последнем задании ребятам нужно было выбрать общественное пространство: улицу, площадь или двор, и оценить их привлекательность по двенадцати критериям безопасности, комфорта и удовольствия от места – учитывая масштаб, визуальное восприятие и защиту от погодных условий. Ребята также предлагали меры по улучшению выбранного пространства.
Очень интересные предложения по благоустройству двора выдвинули Александр и Алексей Егоркины. Оценив удобство двух дворов, ребята пришли к выводу, что дворы не соответствуют современным представлениям о комфорте, и предложили несколько вариантов обустройства дворовой территории. Это ограничение движения машин во дворе, добавление освещения, сооружение новых современных площадок и зон отдыха в едином стиле, высадка деревьев и кустарников, оборудование пандусов и удобных съездов. Свои предложения ребята дополнили рисунками и 3D-моделями.
О важности и необходимости подобных занятий говорят отзывы детей – членов совета и их родителей. Все отмечают, что информация была полезной и интересной.
«После ваших лекций и выполнения домашних заданий я стала совершенно по-другому смотреть на город, – говорит член Детского совета Настя Куркоткина. – «Вот здесь я бы сделала так, а там надо было бы иначе», – теперь думаю я, идя по его улицам. То, что ваш авторский курс не только обучает, но и заставляет размышлять, анализировать и действовать, – очень ценно. Уверена, что в жизни нам всем пригодятся полученные знания». «Я стала понимать, что, находясь в пределах города большую часть своей жизни, мы влияем на его формирование. И наоборот – городская среда влияет на нашу жизнь. Я вижу окружающий меня городской пейзаж другими глазами, и мне в меру своих возможностей хочется сделать жизнь в Симферополе комфортной и красивой», – признается Яна Тисельская.
Формат онлайн-лекций с дискуссией и практическими заданиями показал высокую эффективность и востребованность. Детский совет при Общественном совете при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства России продолжает свою работу.
– Отрадно видеть, что у ребят такой живой интерес к происходящему. Уже сегодня они делают свои первые, но уверенные шаги по улучшению наших городов и поселков, – отметила начальник Управления обучающих проектов Фонда ЖКХ Ольга Гришина.
Напомним, что Детский совет был сформирован 5 февраля 2021 года. В результате серьезного конкурсного отбора в него были включены 28 школьников в возрасте от 7 до 14 лет из самых разных уголков нашей страны. Проект входит в план мероприятий, проводимых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации в рамках Десятилетия детства в РФ. Главные задачи новой общественной организации – содействие популяризации профессий в области строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства среди детей и молодежи, а также активное привлечение подрастающего поколения к формированию комфортной городской среды. 

Ольга Павлова