12.12.2022

Школа юного горожанина

Сегодня в городах проживает больше половины населения Земли, и вопросы развития городских пространств, улучшения качества жизни горожан становятся все более актуальными темами для обсуждения и изучения среди профессионалов и обычных граждан. В благоприятной среде человек чувствует себя комфортно и безопасно, способен творить и вносить свой вклад в развитие города, а из депрессивного и серого пространства хочется сбежать. Крайне важно создавать города, в которых было бы уютно и комфортно жить всем гражданам.

Обмен идеями и мнениями
Одна из важнейших задач – помочь государственным органам сформировать повестку развития городов, вовлекая все заинтересованные стороны в процесс разработки проектов. Наладить диалог между государственными органами и жителями по многим насущным вопросам жизни города способны урбанисты. Однако для того чтобы у населения сформировался правильный запрос на изменения городского пространства для его дальнейшего развития и процветания, нужна широкая просветительская программа, рассчитанная в том числе на молодых граждан. Нужны обучающие мероприятия и общественные встречи, на которых любой заинтересованный может высказать свое мнение или поделиться идеей.
Дети – такие же активные участники городской жизни, как и взрослые, так что их мнение и особенности обязательно должны учитываться. С 14 лет подростки имеют право участвовать в мероприятиях по выбору проектов развития общественных и дворовых территорий. И крайне важно их к этим решениям подготовить – доступным и понятным языком рассказывать о способах изменения пространства к лучшему, приводить интересные примеры из практики.
Фонд ЖКХ давно и успешно создает и реализуют программы жилищного просвещения и профориентации, включая проведение чемпионатов профмастерства «Урбанистика: городское планирование» среди юношей и девушек в возрасте 14–16 лет. Основная цель проведения чемпионатов – предоставить школьникам возможность активно участвовать в развитии городских территорий, а также осознанно подойти к выбору профессии, определиться с образовательной траекторией и в будущем найти свое место на рынке труда.

От A до D
Во время ­чемпионата ребятам предлагается провести анализ конкретной территории, разработать схемы планировочного каркаса, создать проект по благоустройству, а затем изготовить макет преображенной территории. Конкурсное задание для ребят состоит из четырех модулей (А, В, С и D), которые необходимо выполнять последовательно.
Модуль A: Преобразование городской среды с помощью компьютерной игры «ЖЭКА: Урбанистика»
В первом модуле конкурсанты проходят обучающую компьютерую игру «ЖЭКА: Урбанистика» и получают базовые знания в этой сфере. Программа разработана в 2022 году и успела показать себя отличным инструментом, помогающим понять ключевые принципы формирования облика и структуры города, создания удобного и комфортного городского пространства.
Сочетание игровой и образовательных практик позволяет в простой и доступной форме познакомить пользователей с самыми передовыми трендами в урбанистике. В ходе игры ребята узнают, на какие пространства условно делится город и по каким критериям оценивается качество городского пространства, и самое главное – какие практические действия приводят к его позитивным изменениям.
Игра ограничена по времени – 40 минут, и состоит из 20 обучающих мини-игр. В каждой мини-игре игрок встречается с одним из городских вызовов, требующих решения. В процессе игры происходит знакомство ребят с такими аспектами городского планирования, как создание велоинфраструктуры, повышение доступности общественного транспорта, успокоение трафика, создание многофункциональных зон, изучение систем водоотвода с улиц, борьба с информационным шумом и многое-­многое другое.
Модуль B: Разработка схем планировочной структуры города
На основе исходных данных, предоставленных участникам, предлагается подготовить схемы: «Транспортный каркас», «Функциональное зонирование» и «Природно-­экологический каркас». В этом проверочном модуле оценивается способность ребят работать с данными и проводить анализ планировочной структуры района.
Модуль С: Анализ сильных и слабых сторон территории
В этом соревновательном модуле участник проводит комплексный анализ территории (по системе SWOT): определяет сильные и слабые стороны городской территории, преимущества и угрозы. Также ему будет предложено найти решение задачи, направленной на решение конфликта, возникшего на территории.
Модуль D: Разработка проекта благоустройства
В заключительном проверочном модуле участник на основе предыдущих модулей разрабатывает проект и создает макет благоустройства территории. Для объективной оценки участников разработаны жесткие критерии оценки по международным стандартам. Каждый участник оценивается более чем по ста аспектам: соблюдение техники безопасности и нормативов, творческие амбиции и др.

Взвешенные решения
Ожидается, что к 2030 году более 60% населения планеты составят люди младше 18 лет. Из чего следует, что городское пространство обязательно должно быть удобно и для этой категории граждан. Работу над созданием таких пространств необходимо проводить с вовлечением самих детей и подростков. Участники чемпионатов компетенции «Урбанистика: городское планирование» уже сегодня способны принимать взвешенные решения по усовершенствованию мест­ности – как с точки зрения городского планирования под физические потребности детей и подростков, так и в отношении комфорта и развития территории. 

Ольга Гришина