Школа конструктивного диалога
Любой человек заинтересован в том, чтобы его понимали и ценили, воспринимая как интересного и нужного собеседника. Это в равной степени важно в общении с коллегами по работе и в личных отношениях за ее пределами. Культура общения тесно связана с нормами поведения в конкретном обществе и имеет отношение к уровню образования и воспитания человека, его темпераменту и способности анализировать ту или иную ситуацию в жизни. Обладая определенными навыками общения в обществе, человек легче выстраивает необходимые ему связи, но в то же время определяет и обозначает границы личного пространства – то есть допустимые рамки для взаимодействия с другими людьми. При этом культуру общения можно рассматривать как часть культуры поведения, которая является более широким понятием и включает в себя определенные модели взаимодействия с окружающим миром.
Ищите баланс
Итак, любое конструктивное общение с другими людьми – это своего рода выстраивание баланса между соблюдением интересов всех его участников. Навык выстраивания вербальных коммуникаций складывается на протяжении всей человеческой жизни, но наиболее позитивный результат будет, если привычка к грамотному общению была сформирована в детстве.
Этому способствует большая семья с несколькими поколениями родственников, в которой ребенок видит здоровые примеры взаимодействия между собой. В семьях с единственным ребенком велика вероятность формирования эгоистического характера, так как человек с малых лет привык, что над удовлетворением его потребностей бьются все взрослые, включая бабушек и дедушек.
При наличии двух однополых детей возможна постоянная конкуренция между ними – в этом случае соперничество также формирует психологический тип, основанный на перетягивании каната. В семьях с тремя и более детьми у ребенка формируется ежедневный опыт взаимодействия с братьями и сестрами, где старшие заботятся о младших. Основы взаимодействия вырабатываются в коллективных играх, основанных на соблюдении правил и уважении ко всем участникам. Закрепленные в детстве навыки, как правило, переходят во взрослую жизнь – в этом случае человеку легче выстроить взаимодействие с окружающими.
Уважайте оппонента
Можно выделить ряд универсальных правил в общении с новым для вас собеседником, которые помогут поддержать и сохранить с ним позитивные отношения на долгосрочный период. В первую очередь необходимо уметь слушать собеседника, стараться понять ход его мыслей и учитывать интересы, которые он хочет до вас донести. Ведь для того, чтобы поддержать, опровергнуть или оппонировать, нужно располагать сведениями и фактами, которые сами придут к вам, если внимательно выслушать собеседника.
Акцентируйте внимание на тех аспектах разговора, в которых вы придерживаетесь одного мнения, не стесняйтесь высказать слова поддержки, если это уместно. Приводите свои примеры и сравнения для поддержания заданной темы – дайте понять, что тоже располагаете сведениями о предмете обсуждения.
Если разговор складывается таким образом, что необходимо возразить собеседнику, то делайте это так, чтобы не нанести ему личную обиду – критикуйте, но не критиканствуйте. Хорошо, если ваши возражения основаны на информации, которую изложил ваш собеседник. Возражая, сохраняйте уважение к человеку, дайте понять, что ваши слова относятся к предмету разговора, а не к его личности. В свою очередь, человек, с которым вы общаетесь, также сохранит уважение, так как увидит деликатность со стороны своего оппонента. В целом сохраняйте уважение к себе и тогда оппонент также будет вас уважать, несмотря на наличие некоторых противоречий в разговоре.
Соблюдайте баланс между открытостью и четким обозначением личных границ, не переходите к панибратскому общению с малознакомым человеком и дайте понять, что это неуместно, если видите аналогичное с его стороны. Не выспрашивайте личных сведений, которые касаются лишь его, но и не допускайте подобных поползновений в ваш адрес. Вступив в разговор с малознакомым человеком, старайтесь найти тему, обсуждая которую, вы сможете найти общий язык с собеседником. Делайте акцент на позитивных моментах, которые предположительно не доставят повода для взаимного непонимания. Старайтесь, чтобы ваша речь уместно сочеталась с жестами и позами. Также следите за языком тела собеседника – иногда он может сказать больше, чем его речь. Вместе с этим не стоит преувеличивать модные нынче психологические клише вроде того, что поза «нога на ногу» или сцепленные в замок руки являются однозначным выражением закрытой, нерасполагающей к общению позиции собеседника. К тому же большинство образованных людей давно знакомы с подобными стереотипами и при необходимости будут избегать «закрытых поз» без особых усилий.
Учитывайте традиции
Нормы общения не являются универсальными, а тесно связаны с традициями отдельных стран и регионов. Темп и интенсивность разговора, понятия о вежливости и учтивости различны не только у отдельных народов, но варьируются даже внутри европейской цивилизации. Традиционно в северных странах было не принято бурно выражать свои эмоции и активно похлопывать собеседника по плечу, что в средиземноморской культуре рассматривалось как допустимая норма.
Виктор Кудинов