06.09.2017

Чиновники против управляющих компаний: примирение возможно

Деловые люди

Жилищно-коммунальное хозяйство – одна из самых чувствительных сфер во взаимоотношениях между государством и гражданами. Выражение «Реформы в сфере ЖКХ» давно стало устойчивым. Запросы населения постоянно меняются, а значит, должны меняться и правила игры. Но любые реформы тесно связаны с изменениями в законодательстве, что автоматически подразумевает доскональное знание законов всеми участниками процесса, и в первую очередь управляющими компаниями многоквартирных домов (УК МКД) и местными администрациями. Но так ли это на самом деле?

Дело «Новой Трехгорки»
Для примера рассмотрим ситуацию, сложившуюся в последние годы вокруг поправок к Жилищному кодексу, вступивших в силу в ноябре 2014 года. Речь идет об обязательном лицензировании деятельности по управлению МКД. По задумке властей эта мера должна была очистить сферу ЖКХ от недобросовестных участников. Но на практике данный инструмент не всегда используется по назначению.
Не раз случалось так, что из-за злоупотребления административным ресурсом или незнания законодательства местная администрация отказывала в выдаче лицензии действующей УК, а затем объявляла конкурс на выбор нового подрядчика, которым становилось некое третье лицо. Все это приводило к открытому конфликту, главными жертвами которого становились сами жильцы, вынужденные расплачиваться за такую несогласованность из своего собственного кармана. В некоторых случаях ущерб составлял более миллиона рублей.
Один из самых громких конфликтов случился в Одинцовском районе Московской области. Управляющей компании ООО «Новая Трехгорка», выбранной самими жильцами и на протяжении трех лет исправно представлявшей их интересы, вдруг было отказано в лицензии под предлогом «неполного раскрытия информации» (в документах не был указан поставщик газа).
На самом же деле в подотчетных домах газ не был предусмотрен вовсе, поскольку плиты в квартирах были электрическими. Однако это не помешало местной администрации назначить новый конкурс и утвердить иную УК. В результате жильцам домов стали приходить квитанции сразу от двух компаний, а разбирательства между враждующими сторонами доходили до прямых столкновений.
Конфликт получил широкую огласку, представители «Новой Трехгорки» обратились в московскую коллегию адвокатов «Арбат» с просьбой отстаивать их интересы в суде. Суд был выигран, ООО «Новая Трехгорка» получила лицензию и вернула право на управление МКД, а юристы МКА «Арбат» создали уникальный прецедент в судебной практике по лицензированию управляющих компаний.

Ликбез для всех
Однако далеко не всех пострадавших ждал подобный «хеппи-энд». В результате разногласий с местными властями многие управляющие компании лишались не только права на управление МКД, но даже были признаны банкротами.
По мнению представителей МКА «Арбат», всего этого можно было бы избежать, если бы все участники конфликта были более компетентны в вопросах действующего законодательства. Но в реальности как управляющие компании, так и представители администраций зачастую даже не имеют в штате юристов, уже не говоря о программах повышения квалификации своих сотрудников в правовой сфере. Как показывает практика, многие из них не считают нужным тратить время на подобное образование. Это вызывает удивление, учитывая, что управляющие компании избираются самими жильцами, а значит, обязаны бороться друг с другом за право оказания населению коммунальных услуг. Но как бороться за право, если ты его не изучил? Решением проблемы может стать организация всерос­с­ий­ского правового ликбеза в сфере ЖКХ для представителей управляющих компаний и местных администраций, в частности, в вопросах деятельности первых и полномочий последних. Такая инициатива могла бы заметно снизить риски конфликтных ситуаций и повысить эффективность законодательных инициатив на местах.
Особенно важны эти меры ввиду отсутствия устойчиво сложившейся судебной практики в подобных вопросах (многие правовые нормы сейчастребуют дополнительных разъяснений и доработок). Это может стать частью государственной программы в рамках реформирования ЖКХ, а разработку и организацию этого мероприятия готова взять на себя компания МКА «Арбат», имеющая уникальный опыт и квалификацию в данной сфере. Ликбез может осуществляться в виде семинаров и круглых столов с привлечением всех заинтересованных лиц и обсуждением проблем и вопросов законодательства в сфере ЖКХ.
Если компетентность администраций и управляющих компаний в юридических аспектах не будет расти, то за чужую безграмотность придется расплачиваться жильцам – то есть нам с вами. 

ТЕКСТ: Наталья Никольская, председатель Московской коллегии адвокатов «Арбат»