10.01.2024

«Химия никак не мешает творческим порывам»

Вдохновение не знает ни границ, ни расстояний. Доцент МГУ, кандидат химических наук Анастасия Паписова в свое время почувствовала непреодолимую тягу к… кельтской музыке. Такую сильную, что раздобыла особую кельтскую арфу и самостоятельно выучилась на ней играть. Между прочим, став первой кельтской арфисткой в России. Сегодня Анастасия – лидер известной фолк-группы Meldis, а за плечами у нее – десятки успешных выступлений, в том числе и на земле кельтов. С любимой химией она при этом не рассталась. Как же уживаются в ней наука и музыка?

– Анастасия, вы много лет занимаетесь изучением музыкальной традиции стран кельтской культуры. Какие из современных государств или регионов относятся к кельтской языковой и культурной среде?
– Базово к кельтским регионам причисляют Ирландию, Шотландию, Бретань, Уэльс, Корнуолл и остров Мэн. Эти земли объединяют языки с общим происхождением. Хотя иногда к ним добавляются Галисия и Астурия – районы северной части Пиренейского полуострова. Однако кроме топонимов галисийский язык утратил свои кельтские корни.
– Откуда возник интерес именно к кельтской музыкальной традиции? Возможно, это связано с литературой и погружением в богатую историю этих стран?
– Считается, что к увлечению кельтской культурой многих в нашей стране подтолкнул роман-эпопея английского писателя Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец». Толкин был оксфордским филологом, хорошо знакомым со средневековыми мифами Северной Европы. Он заимствовал персонажей, истории, места и языки Средиземья из многих источников. Среди них кельтские легенды и языки, которые для Толкина были в основном ирландскими и валлийскими. Однако мне кажется, что увлечение творчеством Толкина и кельтской культурой появилось одновременно и не всегда взаимосвязано. Что касается меня, то первые записи кельтской музыки пришли ко мне как раз через сообщество толкинистов. Каким-то мистическим образом тот человек по собственной инициативе поделился со мной аудиозаписями с кельтской арфой и в итоге стал посланцем, который привез из-за границы мою первую наколенную арфу.
– Какие музыкальные инструменты можно назвать традиционными для Ирландии, Шотландии, Уэльса и Бретани?
– Для всех этих регионов арфа и волынка (в каждом регионе свой вариант) считаются традиционными инструментами. В Ирландии и Шотландии это также боуран и тин-вистл. Для Бретани характерна также бомбарда. В более поздние времена к инструментам, на которых исполняется кельтская музыка, присоединились скрипка, аккордеон, гитара и бузуки.

«Все преподаватели отказали»
– Вы великолепно владеете техникой игры на кельтской арфе. Как научились играть на столь редком и экзотическом инструменте?
– У меня за плечами нет классической школы. Строго говоря, у меня вообще нет музыкального образования в традиционном понимании. Когда я загорелась желанием научиться играть на кельтской арфе, а это произошло в первой половине 90-х годов, то это было тем еще квестом в плане добычи самого инструмента. Это отдельная история, в которой не обошлось без некоторого волшебства, ведь кельтских арф в России на тот момент в продаже не было. Когда же инструмент у меня появился, встал вопрос о том, как на нем научиться играть. Было всего два пути. Первый – найти преподавателя по классической арфе, так как поставить в правильную позицию руки может классик. Второй, более тернистый, – постигать азы самостоятельно. Все преподаватели по классической арфе, к кому я обращалась, отказывались брать ученицу 25 лет от роду. Пришлось разбираться самой. Что ж, кажется, неплохо вышло. Настолько неплохо, что уже в 2001 году позвали на гастроли в Ирландию, где у меня было два выступления: в Дублине в Temple Bar и в замке города Белфаста. Конечно, когда стало проще выезжать за границу, я стала посещать зарубежные международные фестивали и курсы, однако большую часть времени я обучалась самостоятельно.
– Расскажите о проекте Meldis, основателем и лидером которого вы являетесь. Это коллектив с периодически меняющимся или постоянным составом участников?
– Проект появился в 2006 году после окончания мною сотрудничества с другим коллективом кельтской музыки, где я была фронтменом и одним из основателей. Идея создания собственного проекта возникла во время записи сольного альбома «Отдохни, волшебник» (2006), где партии вокала, гитары и арфы я исполнила самостоятельно. Концертное воплощение этого материала потребовало участия дополнительных музыкантов. Так родился ансамбль Meldis, название которого совпадает с моим творческим псевдонимом. В данном проекте на протяжении его существования базовый инструментальный набор был одинаков: арфа, гитара, перкуссия. Смена участников иногда происходит, как в большинстве музыкальных коллективов.
– На каких языках можно услышать исполняемые вами песни? Сложно ли петь на гэльском языке?
– Из кельтских языков мы используем бретонский, ирландский и шотландский гэлик. Также песни нашего репертуара исполняются на английском, русском, французском языках. Есть одна песня на басконском. Пожалуй, из всех перечисленных самым труднопроизносимым можно назвать шотландский гэлик.
– Как воспринимают ваше творчество за границей? В каких местных музыкальных фестивалях вы участвовали в качестве исполнителя?
– Первый мой опыт выступления за границей был, как я уже упоминала, в Ирландии. Меня пригласили на гастроли. Один из организаторов прознал, что в далекой и снежной России кто-то умеет играть ирландскую музыку на ирландском инструменте. Таким образом в августе 2001 года я выступила в Дублине и Белфасте с сольной программой. Сюрпризом было то, что ирландцы аплодировали мне стоя! Такой прием очень воодушевляет. Несколькими годами позже я осмелилась бросить вызов и подала заявку на конкурс арфистов самого большого фестиваля кельтской музыки планеты – Festival Interceltique de Lorient в Бретани (Франция). И по итогам вышла в финал и заняла пятое место, обойдя многих профессионалов. Вот это был прорыв! Я и представить не могла, что смогу достичь таких результатов. Впоследствии меня уже пригласили выступить на этом фестивале с сольной программой. Также у меня был опыт выступлений перед шотландской публикой на фестивале на острове Арран и Edinburgh International Harp Festival.

«Не жалею о выбранном пути»
– В детстве вы мечтали стать музыкантом?
– Нет. Потому что музыкант мне тогда представлялся как человек, который играет в оркестре по нотам набор одних и тех же мелодий, еще и сочиненных кем-то другим. Было не совсем понятно, почему музыкантов называют творческими людьми. Меня увлекала астрономия. В пятом классе я соорудила себе телескоп из двух очковых линз, лупы, картона и пенопласта, а также обзавелась астрономической картой звездного неба. И ночами на даче изучала лунные кратеры, пыталась разглядеть пятна на Юпитере и наблюдала за движениями созвездий. Затем меня захватила биология. Я участвовала в биологических городских и районных олимпиадах. В районной однажды даже взяла первое место.
– Однако в итоге вы стали химиком. Защитили кандидатскую диссертацию и стали доцентом.
– Думаю, здесь сыграли роль два фактора. В девятом классе я отправилась постигать глубины биологических знаний в кружок на биофаке МГУ, планируя в перспективе поступить на данный факультет. Однако препарирование живых организмов на практических занятиях не вызывало во мне энтузиазма. Другой фактор – это семья. Мои родные все из среды ученых. Мама, папа, старший брат и бабушка – химики, другая бабушка – биохимик, дедушка – физик-ядерщик. Старший брат выбрал в итоге стезю биохимии и стал профессором в Гарварде. Поэтому в детстве я часто бывала в химической лаборатории. Мой отец, профессор, невероятно талантливый преподаватель, умел заинтересовать своим предметом. Кроме того, согласитесь, когда ребенок наблюдает химические опыты, для него это сродни волшебству. Выглядит весьма эффектно. Ведь химия – это не только скучные формулы. Это магия превращения одних веществ в другие и визуальная красота реакций! Вот так я и оказалась на химическом факультете МГУ. В итоге выбрала профессию на стыке биологии и химии, защитила кандидатскую диссертацию (Тема: «Тирозин-­фенол-лиаза из Citrobacter Freundii: вклад кофермент-­связывающих остатков активного центра ASP214, SER254 и ARG100 в катализ». – Ред.) и спустя некоторое время начала преподавательскую деятельность.
– Вы никогда не жалели о выбранном пути?
– Ни разу. Тем более что это никак не мешало моему музыкальному творческому порыву. Все чаще от знакомых самого разного возраста я слышу, что, если бы у них была возможность начать жить с чистого листа, то они точно выбрали бы не тот вуз, в котором учились. Получается, что я из тех счастливчиков, которые ни разу не пожалели о своем выборе. Ни секунды не сомневаюсь, что пошла бы на свой любимый химфак МГУ снова.
– Расскажите какой-нибудь смешной случай из вашей преподавательской практики.
– Большинство забавных случаев связаны с тем, что в силу привычного мне стиля одежды и субтильной внешности я не выгляжу как преподаватель. Джинсы, джемпер, собранные в хвост волосы. Запросто могу смешаться с толпой своих студентов и не быть опознанной. Дежурю я как-то во время экзаменационной сессии на кафедре. Заходит студент, которого я впервые вижу, он меня тоже. Озирается, видит, что кроме меня – какой-то щуплой то ли студентки, то ли аспирантки, спросить некого, вздыхает, вынимает бумажку и спрашивает: «Подскажите пожалуйста, а доцент (смотрит в бумажку) Па… По… Пе… Пипецева когда подойдет?». Что ж, говорю, заходите, я к вам уже пришла.

«Среди выпускников МГУ немало музыкантов»
– Ваши студенты знают, что вы фолк-музыкант? Как к этому относятся ваши коллеги?
– Перед студентами стараюсь не афишировать. Делю переменные, так сказать. Конечно, кто-то из студентов в итоге прознает о моих занятиях музыкой. Коллеги относятся нормально. В конце концов, среди выпускников МГУ немало интересных и известных музыкантов: Никитины, группа «Несчастный случай», Иващенко и Васильев, Доктор Аграновский…
– Вы разделяете мнение о том, что лучшие образцы музыкальных коллективов кельтского фолка относятся к 1960–1970-м годам? Какие из групп того периода вам наиболее интересны?
– В тот период происходило то самое «фолк-возрождение». Прежде всего оно началось с Англии, затем стало распространяться по Европе и дальше. Это время таких гигантов, как The Dubliners, Donovan, Pentangle, Fairport Convention, Clannad, Alan Stivell и т.д. Не обошли стороной эту тему исполнители прогрессив-рока: Jethro Tul, Mike Oldfield. На мой взгляд, это было наиболее насыщенное и яркое время проявления народной музыки. Хотя и позже появлялись очень интересные проекты и альбомы. Например, канадские Solas, шоу Riverdance и другие.
– Что бы вы пожелали нашим читателям в плане дальнейшего знакомства с разносторонней культурой кельтского мира?
– Кельтская культура – это слишком обобщающий термин. Но даже если принять его, то знакомство может происходить с разных сторон. Тут и музыка, и литература, и танцы, и путешествия… Каждый человек выберет ту грань, которая ему ближе. Интернет в помощь. Во всяком случае, когда я делала первые шаги в освоении кельтской арфы, узнала, как следует ее настраивать, именно в интернете. Дорогу, как известно, осилит идущий. 

Виктор Кудинов