12.12.2022

Фриганизм: протест против ­общества потребления

Научно-технический прогресс и процесс урбанизации, которые в значительной степени определяли характер и содержание жизни в XX веке, не только облегчили жизнь миллионам людей, но и породили в общественной мысли ряд направлений, которые критически оценивают достижения современной цивилизации. Одно из них – международное движение фриганов – последователей фриганизма (англ. freeganism, от free – «свободный, бесплатный» и vegan – «веган»). Костяк направления составили различные, не связанные друг с другом группы экологов, хиппи, вегетарианцев и левых анархистов 1960–1970-х годов, главным образом из США, которые провозглашали идеи отказа от благ цивилизации и возвращения к природе путем неиспользования (или ограниченного использования) продуктов и достижений современного общества. Эти группы не были связаны единой идеологией и зачастую пересекались с другими общественными течениями тех лет. Сам термин вошел в употребление с середины 1990-х годов и с тех пор означает концепцию осознанного ограничения участия в институтах и бытовых проявлениях капиталистической экономики и намеренного минимального потребления ресурсов.

Спасатели «просрочки»
По убеждению сторонников фриганизма, городские жители могут и должны следовать отказу от участия в обществе потребления, не покупать множество взаимозаменяемых бытовых предметов, пользоваться только необходимыми, а в случае поломки вещей стараться отремонтировать их. Приветствуется починка одежды, использование товаров и одежды категории second hand, что имеет целью снизить влияние негативного антропогенного фактора на природу.
Одно из самых заметных и распространенных проявлений фриганизма – употребление продуктов, которые были выброшены на помойку или списаны по сроку годности супермаркетами. Таким образом, фриганы не только «спасают» выброшенные продукты питания, но и проявляют осознанную общественную и политическую позицию по отношению к транснациональным корпорациям, которые монополизировали рынок оборота продовольствия в мире. Зачастую ежедневно списываемые и выбрасываемые гигантскими торговыми сетями продукты вполне пригодны в пищу, так как их срок годности истек всего пару дней назад. В экономически развитых странах мусоровозы ежедневно отвозят на свалки или в пункты утилизации десятки и сотни тонн продуктов, часто прямо в фабрично упакованных блоках или коробках, так как их не удалось продать покупателям. Стремясь забрать это продовольствие, фриганы удовлетворяют свои потребности в еде и чувствуют сопричастность движению антиглобализма, смыкаясь с ним по ряду идейных позиций.

Сеть единомышленников
Фриганизм поддерживают некоторые независимые от корпораций частные и семейные пекарни, ресторанчики и другие заведения, которые в конце дня выставляют на бесплатную реализацию не раскупленный товар, заранее договариваясь о том, что за ним приедут. В социальных сетях интернета создаются тематические группы, где все желающие (частные лица или представители мелкого бизнеса) предлагают всем желающим забрать одежду или еду в конкретном городе или городском районе. Таким образом, формируется и поддерживается сеть единомышленников, а подобные объединения и группы получили название «фудшеринг» (англ. foodsharing от food – «еда» и sharе – «поделиться; совместно использовать»). Фудшеринг – это одна из форм самоорганизации фриганов.
Среди последовательных фриганов существует кодекс неписаных правил: среди них – обязательства не разбрасывать вещи и упаковку от них вокруг помоек, не рыться в мусорных контейнерах частных домов, не брать выброшенные документы с личной информацией о людях. Провозглашается, что фриганы употребляют в пищу выброшенное продовольствие не по бедности, а из экологических соображений, ради охраны окружающей среды. Однако люди с низким достатком тоже вынуждены добывать продукты подобным образом. Делая это, они нередко представляются фриганами, чтобы замаскировать свое бедственное положение в глазах окружающих людей. 

Виктор Кудинов