11.12.2023

Философия мусора по-сингапурски

Ни для кого не секрет, что больше всего мусора производят самые богатые страны мира. Давно подсчитано, что первая десятка самых экономически развитых государств ответственна за возникновение 30% всех производимых на Земле отходов. В этом списке есть только одно исключение – Сингапур. Страна, которая входит в ТОП-10 мировых рейтингов по индустриальному и техническому развитию, вот уже несколько десятков лет считается самым экологически чистым уголком на нашей планете. Такого необычного сочетания удалось достигнуть благодаря очень сложной, дорогостоящей, но эффективной системе переработки бытовых и промышленных отходов, которую с успехом применяют в Сингапуре уже многие годы.
Путь к разработке этой технологии был трудным и долгим. Сначала правительство страны пыталось решать проблему самым банальным способом – грузить отходы на большие баржи, отвозить их подальше от берега и там затапливать. Однако очень скоро до сингапурцев дошло, что таким образом они впустую растрачивают очень ценные ресурсы, которых на их клочке земли и так практически нет.

Зеленый оазис
Трудно поверить, но буквально 200 лет назад на месте современного города-государ­ства не было ничего, кроме мангровых болот, над которыми висели тучи малярийных комаров. Жить в таких условиях никто не хотел. Однако удобные для организации порта прибрежные лагуны приметили англичане и начали строить здесь большую военно-­морскую базу, которая позволяла легко контролировать все торговые пути из Индийского океана в Тихий и обратно. Для этой цели губительные болота были осушены, а из бедного тогда Китая привезены сотни тысяч рабочих, которые буквально за одну только еду начали возводить здесь первые благоустроенные поселения.
Через н

екоторое время после Второй мировой войны эта территория перестала считаться британской колонией, а в 1963 году добровольно вошла в состав только что образованного государства Малайзия. Все было бы замечательно, если бы вдруг не начались серьезные межэтнические конфликты между малайским меньшинством и китайским большинством, в основном проживавшим в Сингапуре и на большинстве примыкавших к нему островов. В итоге в 1965 году Малайзия в одностороннем порядке решила исключить данную территорию из состава своего государства, а также разорвала все политические и экономические связи «со своенравным анклавом». Надо ли говорить, как много раз они впоследствии об этом пожалели.

Прирост территорий
Сегодня общая площадь Сингапура меньше, чем вся территория российской Перми – 734 кв. км. Специалисты утверждают, что примерно треть от этой цифры приросла буквально за последние 40 лет. Растет не только размер страны, но и ее население, которое сегодня составляет более 5,6 млн человек. Неудивительно, что для Сингапура земля – это самый ценный и дорогой ресурс, на котором они просто не могут себе позволить устраивать какие-либо свалки. А мусора от такого количества людей образуется много – не менее 9 тыс. тонн ежедневно. В итоге в Сингапуре одними из первых в мире придумали использовать твердые коммунальные и промышленные отходы для увеличения своей территории.
Первым делом они прирастили себе место под новый современный аэропорт «Чанги», который сегодня является одним из самых загруженных в мире. Далее в нескольких сотнях метрах на юг от основной территории был сформирован большой искусственный остров, на котором разместились различные нефтеперерабатывающие и химически опасные производства. В основу производственного кластера было загружено несколько миллионов кубометров твердых бытовых отходов, собранных по всему региону, но их присутствие в глубине этой промышленной зоны совершенно никого не беспокоит.
Примечательно, что, опасаясь неуклонного роста территории стремительно развивающегося соседа, многие страны – такие как Малайзия, Индонезия, Вьетнам и Камбоджа – в определенный момент законодательно запретили экспорт мусора в Сингапур, а вместе с ним всех видов строительных материалов: песка, цемента и т.п. Но местные предприниматели очень быстро адаптировались к санкциям, переориентировавшись на поставки из Китая, Индии и Филиппин.

Как научить людей не мусорить
Последняя официальная свалка в Сингапуре была ликвидирована в 1999 году. После этого в стране действует очень продуманная система обращения с мусором, которая позволяет полностью перерабатывать около 60% всех городских твердых отходов, а это более 2 млн тонн ежегодно.
Весь процесс начинается с бытовой сортировки, к которой каждый сингапурец приучен с самого раннего детства. В этом вопросе правительство воздействует на население не только с помощью пропаганды и просвещения – в стране действуют одни из самых строгих в мире законов по защите окружающей среды от загрязнения. Достаточно сказать, что за брошенный ребенком на асфальт фантик от жвачки или конфеты родители должны будут заплатить такой штраф, который лишит их чадо новогодних подарков на несколько ближайших лет. Сингапурский опыт показывает, что такой подход позволяет снизить проблему наличия мусора на городских улицах примерно на 99,99%.
Пластик, бумага, стекло, металлы – все, что может быть использовано повторно, сразу же отправляется на специализированные перерабатывающие предприятия.

Пепел в дело
То, что не может быть трансформировано, свозится на один из четырех построенных прямо в черте города мусоросжигающих заводов. Самый крупный из них – «Туас уан» (TUAS ONE) – расположен на западной окраине Сингапура. Он способен переработать более 3500 тонн мусорных отходов в сутки. Каждый день на его территорию приезжает около 600 мусоровозов, содержимое которых отправляется в специальные бункеры. Давление воздуха в них держится на уровне ниже атмосферного, благодаря чему никакие неприятные запахи не могут выйти наружу. Далее мусор пропускают через мощные дробилки. Полученную таким образом массу сжигают при температуре свыше 1000 градусов в специальных газовых печах. Получившаяся в итоге зола проходит через специальные магнитные сепараторы, которые позволяют собрать всевозможные металлические примеси. В это же самое время все выхлопы из газовых печей пропускаются через систему электростатических и каталитических фильтров, после чего воздух становиться совершенно чист и безвреден.
Тепло от печей используется для нагрева воды – испаряясь, она вращает паровые турбины генераторов, с помощью которых получается электричество. Эту энергию предприятие не только использует для своих внутренних нужд, но и снабжает электроэнергией окружающие дома и постройки. Все четыре мусоросжигающих завода Сингапура дают стране примерно 4% необходимой городу электроэнергии. Вроде бы немного, но для маленького государства это очень важный бонус к общей энергетической безопасности.
Весь образовавшийся после сжигания пепел, а также та часть отходов, которая не подлежит термической обработке, на грузовиках отправляется в морской порт, где загружается на специальные баржи и свозится на остров Симакау. Когда-то на его месте была мелкая акватория, но сегодня это уже полноценный участок суши площадью свыше 350 гектаров.
Представить, что это место по сути своей является свалкой, просто невозможно. Густые мангровые заросли, гомон птиц в кронах деревьев, совершенно прозрачная морская вода у берега – окружающая картинка настолько близка к райской, что сюда специально возят туристов, которым только на обратном пути рассказывают, где они на самом деле побывали. Место, куда с барж сгружается пепел и другие отходы, отделено от моря толстой семиметровой бетонной стеной, внутри которой возведены еще несколько продольных перегородок. Когда очередной сектор оказывается полностью заполнен, бульдозеры выравнивают поверхность и засыпают мусор толстым слоем песка. Благодаря такому подходу на «запечатанных» секторах очень быстро начинают расти мангровые заросли и другие растения. Воздух, вода и земля вокруг постоянно обследуются на предмет всевозможных вредных примесей, утечек и загрязнений, однако технология, в которую местное правительство вложило примерно 1 млрд сингапурских долларов, пока не давала повода в себе усомниться. Лучшим доказательством ее эффективности является обилие флоры и фауны на поверхности искусственного острова, а также разнообразие морских обитателей на примыкающих к нему коралловых рифах.

А что потом?
По расчетам ученых, при существующих темпах наполнения места для мусора на Симакау хватит еще на 10 лет. Чтобы увеличить этот период, правительство островного государства ищет способы снизить количество неперерабатываемого мусора, который, напомним, пока составляет около 40% от общего объема. Такие меры позволят продлить работу полигона еще примерно лет на десять.
Параллельно с этим Сингапур активно развивает технологии строительства герметичных дамб-польдеров на морских глубинах в 20 м и более. Это позволит значительно расширить территорию островного государства, тем более что проблем с лишним грунтом у сингапурцев, похоже, скоро не будет.
Дело в том, что ведущие мировые архитектурные бюро в настоящее время борются за право участвовать в тендере на создание огромного подземного города под Сингапуром. Проект предусматривает создание многоярусного жилого, торгового и промышленного пространства площадью более 10 кв. км. И это только первый этап. С помощью полученного в ходе работ подземного грунта местные власти рассчитывают увеличить территорию своего города еще как минимум на треть от его сегодняшних параметров. Все запланированные изменения должны быть осуществлены в ближайшие 50 лет.
Что бы кто ни говорил, а в этом государстве всегда умели ставить перед собой самые амбициозные задачи и с успехом их решать. 

Андрей Пучков