10.09.2024

Узбекистан: О чем говорят ­древние камни

Республика Узбекистан 1 сентября празднует День независимости. По легенде Бог даровал узбекам право жить в самом красивом и благодатном месте на Земле за их праведность и кротость. Действительно, в период средневекового «климатического оптимума» (VIII–XIII вв. н.э.) климат в Средней Азии был более мягким и влажным по сравнению с сегодняшним. Долины Ферганы, Кашкадарьи и Сурхандарьи были цветущими и плодородными. Повсюду зеленели сады, колосились поля ячменя и пшеницы. У возделывавшего эти щедрые земли народа нрав был тоже кроткий и щедрый, чем неоднократно пользовались соседние воинственные кочевые племена. По данным историков, количество случаев, когда большие и многолюдные местные города полностью стирались с лица земли, а затем в короткий срок восстанавливались, не поддается подсчету. Из-за такого агрессивного воздействия сегодня бывает трудно определить точную дату основания того или иного города. Например, Бухара, которую считают одной из колыбелей цивилизаций Средней Азии, только по официальным данным была основана в середине I тыс. до н.э., а это значит, что она может считаться ровесницей Древнего Рима. Однако многочисленные археологические находки убедительно доказывают, что большое укрепленное поселение в этой местности существовало 3–3,5 тыс. лет назад, а это значит, что Бухара… намного старше Рима! Точно такая же ситуация практически со всеми крупными и знаменитыми городами Средней Азии: Самаркандом, Термезом, Хорезмом и, конечно же, Ташкентом.

Звездный Арк
Точная дата основания этой цитадели, расположенной сегодня в западной части современной Бухары, надежно укрыта туманом времени, но тем ярче и увлекательнее связанные с этим местом древние легенды. По одной из них, первый камень в основание крепости заложил легендарный герой прошлого Сиявуш. Родившийся на территории современного Ирана и вынужденный бежать в Среднюю Азию от происков злобных родственников, великий воин влюбился в дочь местного царя Афросиаба, красавицу Фарангис. Не желавший выдавать свое любимое чадо за безземельного, хотя и знаменитого чужестранца, царь дал Сиявушу, казалось бы, невыполнимое задание: построить прекрасный дворец на земле, но чтобы он не выходил за пределы одной бычьей шкуры.
Афросиаб знал толк в восточных хитростях, однако влюбленный воин оказался намного мудрее своего будущего тестя. Чтобы выполнить задание, он разрезал бычью шкуру на тонкие ремешки, соединил их концы вместе, положил получившуюся длинную кожаную ленту на землю в форме квадрата и внутри него уже начал строить заказанный дворец. Так появилась цитадель «Кангдез», по-персидски «Кухиндис», которую потомки позже пере­именовали в Арк, что в переводе означает просто «крепость». В конце концов пришлось царю Афросиабу отдавать свою дочь замуж за Сиявуша, но спустя несколько лет он чужими руками все-таки расправился с ненавистным чужестранцем. Как гласит предание, за смерть отца коварному деду впоследствии отомстил его родной внук, сын Сиявуша и Фарангис, легендарный иранский царь Кей Касроу. История этой древней земли знает и помнит множество удивительных сюжетов, изощренности которых может позавидовать любой, даже самый одаренный писатель или сценарист.
Сегодня в основании Арка лежит большой холм высотой от 18 до 20 м. По сути, вся эта возвышенность – следствие многочисленных разрушений и восстановлений древней цитадели, которые в результате и подняли ее на высоту семиэтажного дома над окружающим ландшафтом. По своей форме периметр крепости, протяженность которой составляет без малого 790 м, очень похож на созвездие Большой Медведицы. Он вытянут в направлении с запада на восток, а его юго-восточный угол частично срезан. Считается, что такая форма периметру Арка была придана специально по велению одного из бухарских эмиров, очень любившего все, что связано с астрономией и звездами.

Старше Рима
Самый южный город Узбекистана – Термез. В отличие от крепости Арк, после каждого полного разрушения он все время возрождался, но только на новом месте. В результате в распоряжении археологов огромное пространство для раскопок между современными руслами Сырдарьи и Амударьи. Погибая и вновь возрождаясь, этот город постоянно оставлял после себя богатый культурный слой, в котором заключена история этого края.
В древних рукописях большое и богатое поселение Тармиты-Тарамаэзы, что в переводе с персидского означало «город на другом берегу реки», впервые упоминается еще в V веке до н.э. Причем уже тогда оно считалось очень древним. Официальная наука определяет его возраст как 2522 года (ориентировочно). Зато доказано, что в ходе своих восточных походов сюда заходил Александр Македонский. Многолюдный город на берегу Окса (древнее название Амударьи) он захватил и приказал переименовать его в Александрию Оксианскую. Благодаря македонцам и грекам в местную среднеазиатскую культуру глубоко проникло эллинистическое искусство, о чем свидетельствуют многочисленные находки прекрасных статуэток из мрамора и кости. После смерти Великого Завоевателя богатый город оказался беззащитен перед натиском северных кочевых племен, вследствие чего был ими захвачен и полностью разрушен. Вновь упоминание о нем, но теперь уже под именем Антиохия, возникает через несколько лет в эпоху династии Селевкидов, потомков соратника и друга Александра Македонского Селевка, в управлении которого оказались все эти богатые природными ресурсами земли. Еще через несколько десятилетий город подвергся серьезному нападению с востока. Край несколько раз попытались завоевать передовые отряды китайских императоров. Постепенно двигаясь навстречу друг другу, в этих местах в конце концов встретились две мировые цивилизационные крайности – Восток и Запад, положив начало формированию Великого Шелкового пути.

Как все начиналось
В китайской историографии первооткрывателем большого евроазиатского торгового коридора принято считать дипломатического чиновника Чжан Цяня. Именно он в 138 году до н.э. отправился в опасный путь на запад с целью найти для китайской империи новых возможных союзников, а заодно разведать, кто, как и чем там живет. Чжан Цянь оказался первым официальным государственным деятелем, который посетил почти все города и страны на территории современных Узбекистана, Таджикистана и Афганистана. Там он узнал, каким огромным спросом пользуются китайские товары, и увидел много вещей, о которых сами китайцы до него не имели ни малейшего представления. Вернувшись в Китай в 126 до н.э., он представил своему императору подробный доклад о выгодах прямой торговли с государствами Средней Азии, а через них и со всем остальным миром. Именно с конца II века до н.э. можно говорить о начале функционирования Великого Шелкового пути как сквозного маршрута, соединившего все великие цивилизации Европы и Азии. Этот грандиозный торговый путь просуществовал более 1500 лет, став источником жизни и причиной внезапной гибели для многих миллионов человек.
Взять под полный контроль эту «золотую реку» пытались и мечтали многие правители прошлого. Многотысячные армии постоянно штурмовали торговые города. На месте разрушенных цитаделей победители немедленно начинали строить свои, еще более мощные и совершенные укрепления. За все время существования Шелкового пути все главные точки этого стратегически важного маршрута удалось взять под полный контроль только трижды: союзу тюркских племен в VI веке, Чингисхану и его потомкам в XIII веке, а также эмиру Тамерлану и его сыновьям на рубеже XIV и XV веков. Географическая середина великого торгового пути приходилась как раз на города Средней Азии. Нетрудно догадаться, что именно на эту территорию пришлись все самые жестокие военные удары. И именно здесь в конце концов оказывались сосредоточенными все основные богатства завоевателей.

Великий Хромец
В этой связи самой характерной и показательной может являться история эмира Тамерлана (Тимура). Мало кто из правителей прошлого отличался такой жестокостью и беспощадностью, как Железный Хромец. Огнем и мечом он прошелся по всей Средней Азии с юга на север и с востока на запад. Его прекрасно обученных и высокомотивированных воинов не смогли остановить ни индийские раджи, ни османские султаны. Города, чье население оказывало ему даже минимальное сопротивление, немедленно уничтожались, а жители обращались в рабство. Но на месте разрушенного почти всегда строилось что-то новое и величественное, что обязательно должно было прославить имя Тимура в веках. Ему даже приписывается фраза: «Всем сомневающимся в моем величии следует посмотреть, какие дворцы и крепости я построил». Действительно, в родном городе Тамерлана, Шахрисабзе, до сих пор можно посмотреть на сохранившиеся руины его парадного дворца. Сооружение высотой 73 м способно было одновременно вместить более трех тысяч гостей, а на его крыше располагались огромный сад с фонтанами и большой зверинец. Но особенно много величественных зданий и сооружений Тамерлан заложил и построил в своей новой столице – Самарканде. До наших дней здесь сохранились практически все архитектурные памятники той эпохи: прекрасные медресе, огромные библиотеки, величественные усыпальницы и мавзолеи. Внук Тамерлана, Улугбек, построил здесь уникальную звездную обсерваторию, давшую миру множество научных открытий.
Самарканд всю свою историю вдохновлял и продолжает вдохновлять художников, поэтов, писателей, музыкантов и архитекторов, по праву считаясь настоящим городом-сказкой для всей Восточной Азии.

Легенды о Каляне
С именем Железного Тимура на Востоке связано много преданий и легенд. Одна из них посвящена одной из главных достопримечательностей Бухары – «Минарет Калян» – Большому минарету. Говорят, когда завоевавший город Тамерлан подъехал на коне к этому сооружению и поднял голову, чтобы посмотреть на его вершину, с его головы слетела меховая шапка и упала на землю. Чтобы поднять ее, эмиру пришлось наклониться. После чего он сказал: «Никогда и никому я не кланялся, но это здание достойно моего поклона».
«Большой минарет» за то время, что стоит на своем месте, действительно видел многое и многих. Специалисты говорят, что секрет его устойчивости кроется в идеальном соотношении всех элементов сооружения, в качестве обожженных кирпичей и связующего раствора, а также в уникальной конструкции его фундамента, уходящего вниз на 10-метровую глубину. Все работы по возведению 47-метровой башни были закончены в 1127 году. Правда, официально строить ее начали по приказу правителя города Арсланхана за три года до этой даты. Предание гласит, что мастер, взявшийся за столь сложную работу, отлично знал важность прочного фундамента для подобного рода высотных сооружений. Однако понимая, что он никогда не объяснит благородному заказчику необходимость выдержать определенные технологические сроки, он просто сбежал со стройки после того, как все работы в основании башни были завершены. Скрываться от гнева хана и его стражников ему пришлось целых два года, после чего он вернулся и быстро завершил начатое. История сохранила нам имя этого великого зодчего – мастер Бако. С тех давних времен в Бухаре не осталось ни одного здания, относящегося к XII веку. Что-то было разрушено людьми, что-то – мощными и губительными землетрясениями. Но Минарет Калян по-прежнему прочно стоит на своем сверхнадежном фундаменте.

Многовековой недострой
«С этого минарета будет видно Бухару!» – провозгласил в середине XIX века правивший в Хивах Мухаммад Анин-хан, нанимая строителей на возведение одного из самых грандиозных минаретов Средней Азии. По его задумке, высота сооружения должна была достигать 110 м, а диаметр основания – 14 м. Следует отметить, что полностью реализовать его планы по этим параметрам удалось только в 2010 году, когда иранские инженеры возвели в городе Исфахане Большую мечеть Моссала, чья высота составляет ровно 110 м. Из того, что придумал Анин-хан, в Узбекистане получился Кальт-­минор – одно из самых знаменитых религиозных сооружений на всем древнем Востоке. Задуманное ханом удалось реализовать только до отметки 26 м, после чего в 1855 году строительство внезапно прекратилось. По одной из легенд, Анин-хан однажды узнал от своих лазутчиков, что строители его минарета тайно договариваются с правителями враждебной ему Бухары о том, что после завершения работ в Хивах они построят в конкурирующем городе еще более высокий минарет. Не устраивая подробных расследований, вспыльчивый хан приказал немедленно сбросить мастеров-предателей с высоты уже построенного ими яруса в наказание за предательство и в назидание всем будущим строителям. Зодчие намек поняли, и больше никто за достройку «пагубной высотки» так и не взялся.
Но все это – легенды. По данным историков, причиной долгостроя стало банальное убийство главного заказчика – Мухаммада Анин-хана, которому заговорщики отрубили голову. У его наследников не нашлось средств для завершения такой грандиозной стройки, в результате чего Кальт-минор так до сих пор и остается недостроенным.

Ташкент – город контрастов
Говоря о древних городах Узбекистана, нельзя не упомянуть и столицу страны – Ташкент, где по соседству можно встретить современные высотные здания и древние сооружения. В этом городе старинные мечети стоят рядом с православными храмами, а дворцы восточных эмиров – с императорскими резиденциями семейства Романовых.
История этого города насчитывает не одно тысячелетие. Ташкент всегда считался одним из опорных пунктов Великого Шелкового пути. По его улицам столетиями шли большие караваны с восточными и западными товарами. «Современность» древнему городу придало губительное землетрясение 1966 года, после которого многие древние здания и сооружения были безвозвратно потеряны. Восстанавливать полностью разрушенный город взялся буквально весь Советский Союз. Трудами сотен талантливейших архитекторов и тысяч советских строителей город приобрел современный уникальный вид, в котором причудливо сплелись прошлое, настоящее и будущее. 

Андрей Пучков