Уж кризис близится… А кадров-то все нет!
О проблеме дефицита кадров уже не первый год говорят практики и теоретики, производственники и аналитики, младшие специалисты и руководители самого высокого уровня. Ей посвящаются многочисленные совещания, заседания и целые научные конференции. Предлагаемые способы ее решения варьируются от очень осторожных до экстраординарных. Но несмотря на все многочисленные обсуждения, планы по выходу и проекты преодоления, а также стремление смотреть в будущее с оптимизмом, пришло время признать очевидное – в России уже несколько лет царит серьезная проблема с кадрами, имеющая все шансы вскоре перерасти в полноценный кадровый кризис.
Об этом 8 июля 2025 года на стратегической сессии выставки «Иннопром-2025» прямо заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. По его словам, гражданским отраслям отечественной экономики до 2030 года понадобится дополнительно 2,2 млн работников. Больше половины из них должны составить специалисты со средним профессиональным образованием. Самый большой кадровый дефицит сегодня наблюдается в машиностроении, химическом секторе, транспорте и строительстве.
– Необходимо усилить работу по популяризации инженерных и рабочих профессий. Разрабатывать новые эффективные проекты по профориентации. Развивать промышленный туризм. Запускать и другие инициативы, которые помогут школьникам и студентам сделать выбор в пользу будущей карьеры в обрабатывающем секторе, – особо отметил в своем выступлении Михаил Мишустин.
Идеальный шторм
Первопричины проблемы, как это часто бывает, возникли не сегодня и даже не вчера. Ее ключевые элементы несут на себе отчетливый комбинированный характер, и точечными мерами их не преодолеть. Также не оправдываются надежды некоторых представителей власти и бизнеса на то, что кадровый дефицит как-нибудь исчезнет сам собой. Он не только не исчезает, а наоборот проявляется все острее. По данным Росстата, уровень безработицы в нашей стране уверенно опускается к отметке в 2% от всего трудоспособного населения. В июне был зафиксирован новый рекорд – 2,2%. Для экономики, которая развивается по капиталистическим принципам хозяйствования, это бесконечно малый показатель. В России он объективно должен находиться на уровне 3–4%.
Острая нехватка квалифицированных сотрудников заставляет работодателей постоянно переманивать друг у друга лучшие кадры и периодически повышать уровень зарплаты своим работникам, чтобы удержать их на своем рабочем месте. Гонка окладов уже привела к тому, что в реальном выражении они выросли на 8,2% в 2023 году и на 8,1% в 2024 году. Это стало одной из причин ускорения инфляции. В начале этого года появились признаки снижения напряженности на рынке труда, отмечают аналитики Центробанка РФ, но цифрами это пока не подтверждается.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина во время своего отчетного выступления в Государственной Думе называла проблему дефицита кадров и низкой производительности труда основными угрозами для российской экономики. По мнению руководства ЦБ, наша страна ежегодно теряет по этой причине 1–2% общенационального ВВП.
В свою очередь глава Минэкономразвития России Максим Решетников также считает проблему дефицита рабочих кадров одной из ключевых преград для развития отечественной экономики. В интервью медиахолдингу RT он отметил, что несмотря на объективные трудности, существуют факторы, способствующие наращиванию производства и повышению производительности труда при формально том же количестве занятых. По его мнению, увеличение продолжительности рабочего времени и номинальный рост зарплат уже сыграли свою положительную роль в этом процессе. Третий важный фактор, по мнению Решетникова, заключается в большом потенциале привлечения молодежи на рынок труда. Он подчеркнул важность грамотной организации процессов обучения в техникумах и вузах, а также необходимость обеспечения их эффективной связи с производством.
Отвечающий за экономику замглавы администрации президента РФ Максим Орешкин, выступая на форуме «Производительность 360», заявил, что причиной дефицита кадров в нашей стране нередко становятся управленческие ошибки руководителей предприятий.
– Сейчас постоянно идет речь о дефиците кадров… На самом деле это зачастую дефицит управленческих компетенций у менеджеров тех или иных компаний. Осознание должно прийти: дешевого труда в нашей экономике не будет, зарплаты выросли и будут продолжать расти дальше. Важно очень бережно относиться к тому ресурсу, который становится все дороже и дороже, – отметил в своем выступлении Максим Орешкин.
В Высшей школе экономики трудоспособное население страны уже прямо причисляют к стратегическим ресурсам. Выступая на годовом собрании Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП), проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин сообщил, что по расчетам экспертов вуза кадровый дефицит в России будет сохраняться до 2040 года. По его словам, одними из причин такой ситуации являются демографический кризис и сокращение доли молодежи, которое сложилось по объективным причинам в начале 2008 года и продолжается до сих пор. Помочь решить проблему с кадрами могли бы новые подходы к организации труда и производства.
– Ключевым решением проблемы дефицита кадров является изменение технологий, переход к менее трудоемким технологическим процессам, а также увеличение инвестиций в дополнительное профессиональное обучение, – пояснил свою точку зрения Сергей Рощин.
Складывающуюся картину на долгосрочную перспективу очень подробно описал в своем интервью издательскому дому «Коммерсантъ» генеральный директор агентства HeadHunter Дмитрий Сергиенков.
– Один из ключевых трендов – количественное сокращение рабочей силы, в особенности тех возрастных когорт, которые наиболее востребованы в экономике. За последние два года численность рабочей силы в России снизилась примерно на 1 млн и сейчас составляет 76,3 млн человек. При этом особенно быстро сокращаются именно те группы, которые максимально востребованы на рынке труда, – люди в возрасте от 19 до 40 лет, число которых за это же время снизилось уже на 2 млн. В первую очередь такое сокращение происходит по демографическим причинам: старшие поколения стареют и уходят с рынка труда, а более молодые не могут догнать их по численности. Относительно будущего я бы сказал, что нет причин ожидать, что ситуация с кадрами будет как-то улучшаться. Если сейчас рынку труда не хватает примерно 2 млн специалистов, то к 2030 году эта цифра, скорее всего, удвоится, и это даже без какого-то значимого экономического роста, – отметил в своем интервью Дмитрий Сергиенков.
Мигранты уже не спасут
Кадровый дефицит одно время успешно компенсировался привлечением иностранной рабочей силы. По мнению главы Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина, нашей стране в перспективе до 2030 года вряд ли удастся решить проблему дефицита трудовых ресурсов за счет роста производительности труда. Компенсировать недостаток в 2,3–2,5 млн человек можно только за счет привлечения мигрантов.
О том, что дефицит рабочих кадров в России достиг критической точки и требует комплексного решения, в том числе с помощью привлечения иностранных специалистов, неоднократно заявлял и спецпредставитель президента РФ по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Борис Титов.
Однако, как отмечает директор научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики ИПЭИ РАНХиГС Дмитрий Землянский, привлечение сравнительно дешевой иностранной рабочей силы в настоящий момент перестает быть основным инструментом обеспечения кадровой потребности российской экономики. Ситуация в последнее время очень сильно изменилась. Россия становится менее привлекательной для мигрантов из стран Центральной Азии и других южных регионов. По словам Землянского, это происходит из-за опережающего роста экономик и доходов населения в этих странах и конкуренции с другими государствами, которые тоже испытывают кадровый голод.
– Нашими конкурентами стали Китай и Турция. Но и США с ЕС оттягивают часть рабочей силы. Причем в Центральной Азии продолжается урбанизация, а молодым жителям городов уже не так принципиально, ехать в Россию или в англоговорящую страну, – отметил Дмитрий Землянский в одном из своих выступлений.
Складывающаяся картина позволяет говорить о том, что активно эксплуатировавшаяся все последние годы бизнес-модель, ориентированная исключительно на краткосрочное планирование без понимания стратегических векторов развития отечественной экономики, в текущих условиях полностью исчерпала себя и перестала работать. Ситуация настойчиво требует принятия принципиально новых управленческих решений и подходов.
Не хватает строителей, сварщиков, дорожных рабочих…
Ситуация в строительной и коммунальной отраслях экономики ничем не отличается от других. Еще в 2023 году вице-премьер России Марат Хуснуллин отмечал, что, следуя наметившейся тенденции, дефицит рабочей силы в строительной отрасли к 2030 году на фоне роста экономики может составить 400 тыс. человек. Сегодня эти прогнозы изменились в сторону увеличения – дополнительная кадровая потребность в строительной отрасли до 2030 года оценивается уже почти в 789 тыс. человек. Это очень серьезная цифра, особенно с учетом того, что на долю строительной сферы приходится 16% всего трудоспособного населения России.
Более подробно проблему в отрасли описали расчеты Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК). По этим данным, уже в 2028 году в России будет не хватать 61% сварщиков и монтажников, 33% арматурщиков, 21% водителей грузовиков и дорожных рабочих, а также 16% монтажников стальных и железобетонных конструкций и электрогазосварщиков.
В то же время, согласно оценке кадрового агентства HeadHunter, в числе самых доходных рабочих профессий строители устойчиво занимают одно из первых мест уже на протяжении трех лет. Также в топе этого списка сварщики и крановщики. Эксперты отмечают, что даже при уровне оплаты труда 200 тыс. руб. и выше эти вакансии могут очень долгое время оставаться свободными.
Профильные аналитики отмечают, что имеющие соответствующую профессию кадры не всегда идут работать по профессиональному профилю. Результаты исследований, проведенных центром Russian Field в мае 2025 года, показали, что свыше половины трудящихся россиян (52%) в настоящее время не работают по своей специальности. Особенно серьезно это проявляется в категории лиц без высшего образования. В этом сегменте число работников, сменивших сферу деятельности, составляет 64%. Среди опрошенных лиц, имеющих высшее образование, продолжили работать в сфере, связанной с указанной в дипломах профессией, только 50% россиян.
Поколение «НЕТ»
Новые краски в кадровый вопрос неожиданно стала добавлять разница в менталитете поколений, проявляющаяся в проблемах взаимопонимания работодателей с молодыми сотрудниками в возрасте до 25 лет. По результатам исследования, проведенного в прошлом году аудиторско-консалтинговой компанией Kept, около 45% российских компаний в последнее время регулярно сталкиваются с усилением текучести кадров среди сотрудников, проработавших в организации менее одного года. Этому явлению даже дали особое название – джоб-хоппинг. Помимо этого, более половины опрошенных компаний сообщили об определенных сложностях при взаимодействии с сотрудниками, родившимися в период с 2000-го по 2010-й годы (возраст 15–25 лет). В 88% случаев эти проблемы были связаны со «слишком высокими требованиями к вознаграждению при недостаточных знаниях и навыках», в 82% – быстрой потерей интереса к работе, в 56% – эмоциональной чувствительностью, а в 44% – с клиповым мышлением.
В отличие от своих родителей, ориентированных на социальный успех через усердный труд, компетентность и уникальные профессиональные навыки, очень многие представители молодого поколения, которых принято называть зумерами, надеются получать максимальные материальные блага, прикладывая для этого минимум усилий. Культ экспресс-успеха, заработка «миллион за пять минут» в сочетании с транслируемыми в современных соцсетях картинками красивой и яркой жизни сформировал у некоторых представителей молодежи особое мировоззрение. Вера в то, что сообщили (написали, показали) в интернете, уже привела к утвердившемуся представлению, что хорошо зарабатывать можно, даже не выходя из дома. Как результат, очень много современных молодых людей не могут найти себя в современном мире, не учатся, не работают, не проходят стажировку или другую образовательную подготовку. В своем интервью «Парламентской газете» глава Росмолодежи Григорий Гуров отметил, что по его данным таких молодых людей в нашей стране сегодня очень много – около 5 млн человек. Для них социологи придумали особое прозвище: «Поколение «НЕТ».
Где же выход?
В феврале 2025 года Правительство РФ утвердило План мероприятий («дорожную карту») по реализации Концепции подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства. Документ был разработан Минстроем России в сотрудничестве с Минобрнауки, Минпросвещения, Минтрудом и отраслевыми сообществами. Новый план включает в себя практически все этапы кадровой подготовки, начиная с профориентации и заканчивая научно-исследовательской деятельностью. В списке его ключевых задач:
– привлечение в отрасль свыше 850 тыс. молодых специалистов с различными квалификациями в течение следующих шести лет;
– разработка и внедрение в учебный процесс новых федеральных государственных образовательных стандартов и программ, в том числе по сокращенным срокам обучения;
– развитие взаимодействия между образовательными организациями и отраслевыми компаниями;
– увеличение программ по целевому набору студентов;
– повышение престижа и статуса профессий, связанных с архитектурой, строительством и коммунальной сферой;
– популяризация строительной и коммунальной отрасли в целом.
В числе ключевых мероприятий «дорожной карты»:
– ежегодная подготовка прогноза потребности в трудовых ресурсах организаций строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства;
– отбор организаций на предоставление гранта из федерального бюджета на создание образовательно-производственных центров (кластеров) строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства;
– создание «Дистанционного подготовительного факультета» для подготовки граждан иностранных государств к поступлению на направления подготовки и специальности, относящиеся к строительной отрасли и жилищно-коммунальному хозяйству;
– запуск корпоративных кафедр отраслевых компаний в образовательных организациях высшего образования;
– запуск образовательного модуля по развитию цифровых навыков у студентов, обучающихся на отраслевых направлениях в профессиональных образовательных организациях;
– формирование цикла профориентационных материалов.
Отдельного внимания заслуживает особый упор, который делается в представленном документе на усиление работы по профориентации среди учащихся младших и средних классов.
Продолжение
в следующем номере.
Андрей Пучков