13.04.2024

Удивительная и невероятная история Москвы-Сити

На страницах двухтомника «Москва-Сити. История строительства. Интервью. Документы. Факты» читатель найдет много интересных данных, редких свидетельств непосредственных участников событий, а также более тысячи уникальных фотографий, многие из которых публикуются впервые. Автором книги стал главный редактор информационного агентства «Строительство» Александр Гусев.

Герои уходят
– Александр Михайлович, как родилась идея книги?
– История длинная. По роду своей профессиональной деятельности, общаясь с ведущими архитекторами, девелоперами, проектировщиками, я постоянно сталкивался с различной и часто противоречивой информацией по поводу Москвы-Сити. А есть у меня такая «нехорошая» черта характера – все время хочу докопаться до истины. Тогда я стал собирать все доступные мне материалы и документы по этому проекту, которых оказалось удивительно мало. В 2018 году во время очередной встречи с Александром Кузьминым, который долгие годы был главным архитектором города Москвы, я подарил ему редкое фото 2005 года, где он закладывает капсулу с памятным письмом потомкам в фундамент башни «Федерация». В книге оно, кстати, опубликовано. По его глазам я понял, что эта тема для него очень важна, и я предложил ему сделать серию публикаций в нашем издании, где можно было бы обобщить все данные и разрешить многие противоречия. Он сразу же согласился, рассказал про большой архив документов по этому проекту, который хранится у него дома, и попросил время на подготовку. А через несколько месяцев я узнал, что он попал в больницу, из которой, к сожалению, уже не вышел.
Был еще случай, когда в Центральном доме архитекторов президент Ассоциации строителей России Николай Кошман подвел меня к Юрию Лужкову и сказал, что я собираю материал про строительство Москвы-Сити. Юрий Михайлович обрадовался, согласился дать интервью, но только после того, как слетает в Германию. Как вы, наверное, помните, из этой поездки Лужков уже не вернулся – умер на операционном столе. В этот момент я отчетливо понял, что те люди, которые принимали непосредственное участие в строительстве Москвы-Сити, начинают потихоньку уходить из этой жизни. После этого я четко осознал, что просто обязан подготовить не просто публикации у нас на сайте, а полноценную книгу с воспоминаниями участников строительства разных лет.
– С кого вы начали?
– Так получилось, что первым, кто откликнулся на мое предложение и дал полноценное интервью, был бывший главный архитектор Москвы-Сити Геннадий Львович Сирота. Потом я побеседовал с главным конструктором Владимиром Ильичом Травушем. Он считается гениальным конструктором, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Ну и, конечно же, с Иосифом Николаевичем Орджоникидзе, которого негласно называли «мамой» строительства Москвы-Сити. За четыре года работы над книгой в общей сложности мне удалось побеседовать более чем с пятьюдесятью ключевыми участниками этого проекта. За время работы над книгой ушли из жизни шестеро ее героев. Когда проходила презентация издания, я попросил присутствовавших в зале почтить их память минутой молчания.
– Откуда вы брали фотоиллюстрации для вашей книги?
– Это оказалось самой большой проблемой. В интернете много маленьких картинок, но для хорошей полиграфии они не подходят. Я просмотрел десятки тысяч фотографий в различных базах, искал у частных организаций, интересовался у строительных компаний, которые проводили фотоконкурсы. У них, к сожалению, в основном были только технические фото разных технологических этапов. Не все они могли пригодиться. А бывало так, что на витрине какого-нибудь фотоархива я вижу нужную мне фотографию, делаю запрос, а оказывается, что такого кадра у них нет. Еще приходилось постоянно сверяться со специалистами по поводу соответствия фото тому или иному объекту. Ошибаться в этой сфере мне как воспитаннику издательства «Красная звезда» было нельзя. Поэтому все фотографии в книге подлинные и полностью соответствуют указанным подписям. Когда весь материал был собран, стало очевидно, что в один том все это не уместить. Тогда сложилась концепция, что в первом томе будет больше исторического ракурса и разделы, посвященные отцам-основателям: Лужкову, Тхору, Кузьмину и другим. А второй том вместит в себя рассказы о каждом высотном объекте.

Лужкова убедил ­архитектор Борис Тхор
– Как происходил выбор места для возведения Москвы-Сити? Были ли другие варианты?
– Насколько мне известно, был еще вариант построить квартал высотных зданий в районе Северного речного вокзала на восточном берегу Химкинского водохранилища – там, где проходит Ленинградское шоссе. Но с точки зрения инженерии и транспортной инфраструктуры этот вариант был самым плохим. Кроме этого, там еще было расположено очень много крупных промышленных предприятий и большая жилая зона. А на берегу Москвы-реки в районе Пресненской набережной раньше было много пустырей и частных гаражных кооперативов. Однако там же располагались сразу два завода железобетонных изделий, который давали около 25% необходимых городу железобетонных конструкций для многоквартирных домов. Но постепенно и этот вопрос удалось решить.
Отдельно следует остановиться на моменте, кому вообще принадлежала раньше эта земля. Оказывается, во времена СССР это была государственная собственность, не городская. И только в конце 80-х – начале 90-х годов она была передана Москве в качестве компенсации за исполнение столичного статуса. И даже этот момент еще не гарантировал, что здесь потом будут построены самые высокие в нашей стране небоскребы. Первоначально думали возвести там большую гостиницу, спортивный комплекс с бассейном или создать «посольский квартал» – собрать в одном месте дипломатические представительства из разных стран, начиная с посольства Канады.
– Кто в итоге повлиял на принятие решения о высотном квартале больше всего?
– Такое решение принял лично Юрий Михайлович Лужков. Но обстоятельно подвел его к этой мысли наш великий зодчий Борис Иванович Тхор. Он уже тогда был авторитетным архитектором. При его непосредственном участии реконструировался Калининский проспект (сейчас Новый Арбат. – Ред.), он разработал павильон СССР на Всемирной выставке в Монреале, который потом перенесли на ВДНХ, а за проект крытого спорткомплекса «Олимпийский» он вообще получил Ленинскую премию. Идеи многоэтажных советских небоскребов Борис Иванович начал разрабатывать не в 80-е и даже не в 70-е, а еще в 60-е при Никите Сергеевиче Хрущеве. Тхор летал вместе с ним в составе большой делегации в США, побывал в Канаде, много ездил по Европе. Мало кто знает, что ключевую идею планировки Калининского проспекта, где все основные транспортные коммуникации осуществляются по параллельным улицам, Тхор подсмотрел именно в заграничных поездках. И с высотными зданиями было точно так же. Мне рассказывали, что Борис Иванович, будучи за границей, ездил по девелоперским и архитектурным фирмам, выдавая себя за богатого иностранца, который хочет построить у себя на родине большой небоскреб. Сам он никакими иностранными языками не владел, поэтому, например, в США его сопровождали два сотрудника из дипмиссии, которые ему подыгрывали. Ему показывали макеты, чертежи, объясняли ключевые моменты. Так, подсматривая и изучая, он постепенно накопил большой объем знаний в этой, тогда неизвестной у нас в стране области строительства и архитектуры. Постепенно он стал продвигать эти идеи в градостроительную политику.
Бывший главный архитектор Москвы Леонид Васильевич Вавакин рассказывал, что в его времена уже были макеты столицы с кварталами небоскребов. Эта идея обсуждалась уже давно и обстоятельно. И только при Лужкове была дана команда серьезно работать в этой области. Причем, как вспоминал Иосиф Орджоникидзе, Лужков ему сказал: «Ты работай над этим проектом, но денег от города не жди». Это уже потом, когда появились первые макеты, Юрию Михайловичу они очень понравились – тогда появилось специальное постановление, приступили к активной работе и привлечению инвесторов. Но желающих вложить деньги в 90-е годы было мало. Даже Альберт Райхман, который построил много небоскребов по всему миру, отказался, не рискнул. Первыми инвесторами и строителями были турецкие девелоперы. Они тогда строили в Москве в основном только торговые центры, а опыта высотного строительства у них не было. В Турции вообще нет своих небоскребов – это сейсмоопасная территория. Так что некоторые новые технологии турки осваивали самостоятельно прямо в процессе строительства.

Привлекались только талантливые
– А как получилось, что к работе над проектом оказался привлечен известный нидерландский архитектор Эрик ван Эгераат?
– На самом деле это очень интересная история. Я разговаривал с Эриком ван Эгераатом, брал у него интервью, когда он приезжал в Москву. Его версия описываемых событий иногда очень сильно отличается от всех остальных. Он был более свободен в своих суждениях и оценках. Например, постоянно называл Юрия Михайловича Лужкова «хорошим парнем», а про свою работу над проектом говорил, что нигде в мире ему не приходилось сталкиваться с такими ситуациями, как в России. Когда ему впервые рассказали о проекте высотного здания в Москве, то речь вначале шла об одном небоскребе. Его команда подготовила такой макет. Тогда он срочно переделал свой проект, чтобы вписать его в общую концепцию, и повез его в Копенгаген на Международный форум недвижимости, где готовилась большая европейская презентация высотного квартала «Москва-Сити». И вдруг за сутки до начала мероприятия он узнал от Иосифа Орджоникидзе, что ему хотят поручить проектирование не одной башни, а сразу двух. Предложение от мэрии было очень жестким: «Хотите участвовать в проекте, переделывайте». И им пришлось срочно все менять и выступать с новой презентацией после напряженной бессонной ночи. Все истории, которые мне поведал о своей работе в России Эрик ван Эгераат, очень четко показывают, что архитекторы такие же простые люди, как мы, только талантливые. Другие к проекту «Москва-Сити» не привлекались.
– А было в этих историях что-нибудь про то, как рождались концептуальные идеи тех или иных башен? Что вдохновляло архитекторов?
– Я задавал им этот вопрос. Эрик ван Эгераат, например, ответил, что его «Башня столиц» с поставленными друг на друга сдвинутыми кубиками была вдохновлена советскими авангардистами: Малевичем, Кандинским и другими.
Башня «Эволюция» – это далеко не первая подобная высотка в мире, их в целом, наверное, около тридцати в разных странах. Но наша отличается самым большим углом поворота. Это особая башня, ее проект переделывали несколько раз.
«Федерацию» упростили – не стали делать посередине шпиль, но саму идею, чтобы она выглядела как парус, сохранили. В моей книге конкретно назван человек, который настоял на такой форме – это был партнер [бизнесмена, в 2004–2011 годах владельца крупнейшей в РФ девелоперской компании] Сергея Полонского Владимир Адикаев. Он раньше был моряком и заявил, что хочет видеть этот небоскреб именно в форме паруса. Архитектор Сергей Чобан, работавший с ним, показывал мне эскизы проекта – по ним очень четко можно проследить, как постепенно рождалась эта идея.
Вообще в Москве-Сити очень многое выглядит не так, как задумывалось первоначально. В книге даже есть глава «Победа торговых площадей». Она про Афимолл-Сити. Сперва на этом месте хотели оставить зеленую зону, но когда началось строительство, в моду вошли торговые центры. На самом деле он там очень нужен, под ним находятся все три станции метро. Хотя по изначальному проекту их там должно было быть четыре. И идею Бориса Ивановича Тхора объединить все башни под землей, чтобы можно было переходить из одной высотки в другую, не выходя на улицу, не везде удалось реализовать по самым разным причинам.

Квартал будет расширяться
– Существует легенда, что Сергей Собянин в начале своей работы мэром Москвы в 2010 году как-то обронил фразу: «Москва-Сити – это градостроительная ошибка, но достраивать будем». Было такое?
– Эта фраза, как это часто бывает, вырвана из контекста, а точнее, скомпилирована из нескольких отдельных выступлений. В книге Петр Николаевич Аксенов, который несколько лет курировал стройку от Правительства Москвы, рассказывал мне, что в мэрии были некоторые чиновники, которые шептали Собянину о том, что весь этот проект – одна огромная и дорогая градостроительная ошибка. У этой точки зрения очень глубокие корни, на начальном этапе строительства квартала высоток московскую мэрию не ругал только ленивый, особенно в 90-е. В 2011 году Собянин решил во всем конкретно разобраться. Этим вопросом очень серьезно занимался тогда нынешний вице-премьер Правительства РФ Марат Хуснуллин – в то время, когда он был заместителем мэра по вопросам градостроительной политики и строительству. В итоге в 2012 году официально было объявлено, что Сити будет достроен и что этим проектом нужно гордиться. И он постепенно достраивается.
Многие сегодня отмечают, что при Сергее Семеновиче поменялся основной принцип взаимодействия Правительства Москвы и инвесторов. Если раньше те, кто платил, те и «командовали парадом», то сейчас условия застройщикам диктует мэрия. Проект, конечно, невероятно сложный. Все советские и российские строительные нормативы для него не подходили. Приходилось оперативно разрабатывать и создавать новые. Объем работы был просто колоссальный. Например, над проектом башни «Федерация» одновременно трудились 96 подрядчиков и субподрядчиков. И все их элементы необходимо было свести в один общий проект, а затем его еще воплотить в жизнь.
На начальном этапе была негласная установка работать только с российскими архитекторами, а иностранцев привлекать только в качестве консультантов. Но в процессе стало понятно, что объемы слишком велики и нашим архитекторам самостоятельно не справиться. Мне говорили, что в некоторые моменты в Москве-Сити работали все известные российские строительные компании и не менее половины европейских. Прецедентов реализации проектов такого масштаба в нашей стране просто не было, и он, конечно, очень сильно двинул вперед российскую строительную науку и индустрию.
– Как вы считаете, как будет развиваться Москва-Сити дальше?
– Конечно, квартал будет расширяться. Уже давно отказались от идеи ограничиться только уже задействованной территорией. Сейчас идет разговор о проекте «Большой «Москва-Сити» или другой вариант его названия – «Москва-Сити-2». Расширение планируется в сторону Краснопресненского проезда, там еще стоят некоторые хрущевки. И за границами Третьего транспортного кольца есть где строить. Там уже возводят жилые высотные кварталы. Но, как мне говорил в интервью сегодняшний главный архитектор города Москвы Сергей Олегович Кузнецов, Сити будет расти и развиваться вдоль Москвы-реки. Такой проект уже есть, и я думаю, что это правильно. Всегда приятно жить возле воды и смотреть на город сверху. Я уверен, что современные, такие узнаваемые контуры Москвы-Сити буквально через несколько десятков лет существенно изменятся. Но об этом будет написана уже совсем другая книга. 

Беседовал Андрей Пучков