10.01.2024

Тольятти: промышленный гигант у Жигулевских гор

Город, известный многим как столица отечественного автопрома, находится в Самарской области и насчитывает более 700 тыс. жителей. Располагается он в живописном месте на левом берегу Волги в окружении Жигулевских гор.

Приказано: затопить
За свою историю город дважды менял название и один раз сменил… местность.
Тольятти был основан в 1737 году промышленником и государственным деятелем Василием Татищевым по указу императрицы Анны Иоанновны. Новое поселение получило название Ставрополь (или Ставрополь-на-Волге). Город создавался как крепость для защиты от набегов степных кочевников и как пристанище для калмыков, принявших крещение.
До революции 1917 года в Ставрополе не было исторически значимых изменений. Численность населения достигла 6 тыс. чел. и долгое время оставалась на одной отметке. В 1924 году Ставрополь утратил статус города и официально стал селом. Лишь в 1946 году Ставрополь вновь стал городом (районного значения).
Второй этап становления города связан со строительством Жигулевской ГЭС в 1950 году – на тот момент крупнейшей в мире. Грандиозная стройка собрала рабочих и специалистов со всего Советского Союза.
Сооружение гидроэлектростанции подразумевало повышение уровня воды в Волге и образование Куйбышевского водохранилища площадью свыше 6 тыс. кв. км. По плану территория Ставрополя, располагавшегося в низине, должна была оказаться под водой.
Городу пришлось обрести новую жизнь. 2 мая 1953 года начался перенос зданий из зоны затопления на возвышение в 10 км от прежнего места. Более красивого и экологичного места было не найти – новую территорию окружал сосновый бор.

Версаль на Волге
Была поставлена задача: за три года перенести 2 тыс. домов. Руководил переносом Ставрополя заместитель председателя горисполкома Николай Бурухин. Постройки, которые не удавалось перенести, взрывали. Так была уничтожена Троицкая церковь, освященная еще в 1815 году.
Переезд давался жителям Ставрополя очень тяжело. Некоторые и вовсе отказывались переселяться в другое место. Перевезти целые деревянные здания без разбора – задача не из легких. Этот процесс стоил больших денег, поэтому государство ради экономии учредило конкурс на лучший технический проект переноса домов. Однако даже самые лучшие задумки не удалось воплотить в жизнь, и дома переносили и строили на новом месте в хаотичном порядке.
Первое время людям приходилось жить в сараях и в сборно-щитовых домиках. Но уже появлялись новые многоэтажные дома, город активно застраивался. Всего за месяц были возведены более 400 зданий, детский сад, продовольственный магазин.
Архитекторами нового Ставрополя-на-Волге выступили специалисты Государственного института проектирования городов из Ленинграда. По их задумке из центра города должно было выходить три луча – три главные улицы: Сталина, Ленина и Коммунистическая. Архитекторы вдохновлялись Санкт-Петербургом, Римом и Версалем.

С итальянским колоритом
Свое нынешнее название город обрел в 1964 году после смерти генерального секретаря Коммунистической партии Италии Пальмиро Тольятти. Такое решение было принято для укрепления связей с капиталистической Италией и поддержания дружественных отношений с этой страной. Спустя год совместно с итальянским концерном FIAT в Тольятти началось строительство крупнейшего в СССР завода по производству легковых автомобилей – нынешнего «АвтоВАЗа». Уже к 1967 году население Тольятти достигло 160 тыс. чел.
В советское время на автомобили из Тольятти была огромная очередь. Самая первая модель – ВАЗ-2101, прозванная в народе «копейкой» и выпущенная в количестве 4,8 млн штук (с учетом всех модификаций), до сих пор встречается на дорогих России и считается легендарной. Но после распада СССР предприятие столкнулось с трудностями. В стране рухнула экономика, вдобавок на рынке появились новые и подержанные импортные автомобили, на фоне которых отечественный автопром померк. На «АвтоВАЗе» сократился штат сотрудников, спрос катастрофически падал. Предприятие нуждалось в радикальных переменах.
В 2009 году дела пошли в гору. У «АвтоВАЗа» появился влиятельный инвестор – Renault-Nissan, а позже – и корпорация «Ростехнология». В 2011 году на пост главного дизайнера был назначен Стив Маттин, который разрабатывал дизайн для автомобилей Mercedes-Benz и Volvo.

Город живет
Сегодня «АвтоВАЗ» – ключевой игрок на рынке отечественного автопрома, продолжающий оставаться главным кормильцем Тольятти. На предприятии работают более 100 тыс. человек! Разрабатываются и выпускаются новые модели автомобилей: Granta, Niva Legend и Travel, Lada Vesta, электрическая версия автомобиля Lada Largus.
За свою историю Тольятти пережил многое – перенос на новую территорию, постройку ГЭС, переименования. Это развитый город с выдающимися промышленными возможностями и природными достопримечательностями. Тольятти впечатляет своей многолетней историей, а его визитная карточка – «АвтоВАЗ», известна не только в нашей стране, но и за рубежом. И неважно, является город региональным центром или нет. 

Полина Горетая