Там, где ступала нога Аристотеля
В конце 2024 года по многим мировым новостным лентам прошла информация о торжественном открытии в греческом городе Салоники первой линии метро. Может показаться, что это локальное событие не достойно особого внимания, однако такое впечатление обманчиво. За этой стройкой на берегах залива Термаикос на протяжении многих лет пристально следило все международное научное сообщество.
О планах построить во втором по величине и численности населения городе Греции метрополитен власти впервые заговорили еще в середине ХХ века, а к работам приступили только в начале ХХI-го, а именно в июне 2006 года. Обычный в наше время процесс сразу же обернулся серьезными трудностями. И дело было не в прочных скальных участках, хотя и этого там оказалось предостаточно. Главной причиной того, что на прокладку одной единственной подземной линии в 13 станций и протяженностью 9,6 км у греческих метростроевцев ушло около 20 лет, стал невероятно мощный культурный слой. Буквально каждый кубический сантиметр грунта под этим древним городом оказался насыщен историей и уникальными археологическими находками. По количеству найденных экспонатов и масштабам сделанных открытий метрополитен в Салониках сегодня принято ставить в один ряд со знаменитыми древнеримскими Помпеями.
Славное прошлое
Первые упоминания об этом красивом городе относятся к рубежу IV и III веков до н.э. Есть данные, что основал его правивший в этом регионе ставленник Александра Македонского Кассандр. Женатый на единокровной сестре Александра Великого, он назвал город в ее честь – Фессалоника.
Многолюдные и процветающие поселения в этой местности существовали задолго до расцвета Македонского царства. Главная заслуга Кассандра заключается в том, что он объединил под общим административным управлением сразу 26 расположенных на берегу удобной морской бухты рыбацких и торговых поселков.
Бурная и активная жизнь здесь кипит уже не одну тысячу лет. В этих местах определенно бывали Сократ, Платон и Аристотель. О том, что город был известен по всей ойкумене, говорит хотя бы тот факт, что апостол Павел дважды обращался к местным жителям. Его Первое и Второе послания к фессалоникийцам датируются I веком н.э.
С распадом Римской империи и образованием Византийской это место оказалось в очень выгодном геополитическом положении, находясь на пути из Константинополя в Рим и из Афин в Черное море. Согласно историческим хроникам, именно здесь родились создатели славянского алфавита братья Кирилл и Мефодий. Сохранил свое важное стратегическое значение город и в эпоху Османской империи.
Строительство или раскопки?
Еще до начала строительства метрополитена специалистам было понятно, что без большого количества археологических находок не обойдется. Поэтому еще до начала всех работ Центральный археологический совет Греции выдал официальное разрешение на извлечение и перенос исторических реликвий, которые будут обнаружены строителями. В состав каждой метростроевской бригады в обязательном порядке были включены квалифицированные археологи. Для будущих экспонатов заранее были организованы дополнительные выставочные стенды в музеях. Авторитетные специалисты по истории Древней Греции готовились подробно описывать находки в своих исследованиях и монографиях. Казалось, проектировщики, архитекторы, строители, ученые и администрация города предусмотрели все. Однако в реальности все пошло совершенно не так, как ожидалось.
Только за первый месяц работ по прокладке пробных штолен строители обнаружили на разной глубине более 23 тыс. (!) средневековых и античных артефактов, самые ранние из которых датировались V веком до н.э. Среди них особенно выделялись различные золотые украшения и античные мраморные статуи в прекрасном состоянии, а количество осколков древней керамики вообще не поддавалось подсчету.
В конце концов произошло то, чего больше всего опасались метростроители и с надеждой в душе ожидали ученые-археологи: в самом центре Салоник, в районе станции «Венизелу», на глубине примерно 6 м от поверхности был обнаружен прекрасно сохранившийся перекресток богатых торговых улиц. Находку датировали концом IV века до н.э., а это значит, что по откопанным каменным мостовым совершенно спокойно могли ходить и Аристотель, и царь Кассандр, и даже сам Александр Македонский!
Все прилегающие к перекрестку сооружения прекрасно сохранились. Кроме этого, здесь же было обнаружено просто невероятное количество элементов материальной культуры, имеющих уникальное историческое значение. Ни о каком продолжении строительства в этом месте не могло быть и речи.
Конфликт интересов
Подрядчики в лице компании «Аттико метро АГ» предлагали со всеми предосторожностями выкопать обнаруженные артефакты и за свой счет отправить их в любой музей. В противном случае, предупреждали они, задержка в строительстве или перенос станции на новое место серьезно скажутся как на сроках реализации, так и на бюджете всего проекта. Против этой идеи возражали представители научной общественности, которые в один голос утверждали, что перенос уникального античного объекта неминуемо приведет к его гибели. Эту позицию очень четко сформулировал директор Салоникского археологического музея Поликсен Велени. В одном из своих выступлений он заявил: «Древние улицы и дороги – это не отдельно стоящий памятник, который можно передвинуть куда угодно. Если их попытаться перенести, то будет потерян смысл их существования».
Перед правительством Греции встал вопрос: либо забыть о новой транспортной артерии, которая могла бы ежедневно перевозить более 350 тысяч горожан, либо потерять важные свидетельства богатой истории страны, посмотреть на которые в перспективе могут приехать миллионы туристов со всего света.
Усугублял ситуацию тот факт, что дополнительных средств на разработку нового проекта метрополитена у греческого государства просто не было. При этом никто не мог дать гарантии, что в случае прокладки тоннелей в другом месте не будет обнаружен еще какой-нибудь уникальный античный объект.
В конце концов администрация Салоник смогла найти устраивающее всех компромиссное решение. Все строительные работы по прокладке тоннелей в городе были прекращены, участвовавшие в этом проекте рабочие и инженеры – временно уволены, а стройка, в которую к тому моменту уже было вложено несколько сотен миллионов евро, заморожена. К обработке обнаруженных артефактов приступили сотни археологов со всей Европы. Одновременно с этим подрядчик приступил к разработке новых интерьеров подземных станций, в которые должны были быть включены элементы обнаруженных античных улиц и сооружений, а некоторые артефакты могли быть использованы в качестве элементов отделки. В специальных изолированных витринах, разумеется.
Реализация этого компромиссного проекта растянулась на несколько лет, но итоговый результат того стоил.
Музей под землей
Если вам доведется оказаться в греческих Салониках, обязательно спуститесь в метро и доберитесь до станции «Венизелу». Оплатив вход по довольно скромному тарифу в €0,6 (63 руб.), вы сможете сможете воочию увидеть вымощенную великолепным мрамором античную улицу, проложенную во времена Александра Македонского и отреставрированную при римском императоре Галерии в IV веке н.э. Вы окажетесь в окружении прекрасно сохранившихся основ зданий, когда-то бывших магазинами, мастерскими и святилищами. Двигаясь дальше вы сможете выйти на просторную обзорную площадку – большой перекресток, на камнях которого отчетливо видны следы повозок, доставлявших товары в местный порт. Помимо многочисленных мраморных памятников и сооружений, в метрополитене за бронированным стеклом можно посмотреть на настоящие сокровища, например, золотые и серебряные украшения, редкие монеты и другие ценности, принадлежавшие людям, жившим на этом месте более 2300 лет назад.
Такие же яркие выставочные витрины с редкими археологическими находками можно увидеть на всех 12 подземных станциях Салоникского метрополитена. Однако этот своеобразный подземный музей не вместил даже 1% от всех найденных артефактов. Всего в каталоге объектов, обнаруженных в ходе реализации этого транспортного проекта, на сегодняшний день значатся свыше 300 тыс. (!) древностей. Многие из них еще до конца не изучены, а это значит, что впереди археологов ждет еще много удивительных открытий.
Андрей Пучков