10.07.2024

Талисманы на службе ЖКХ

Фирменные герои – это постоянные атрибуты брендов. Вокруг них строится продвижение и общение с целевой аудиторией. Они подчеркивают индивидуальные черты и ценности компании – через образ, поведение и привычки персонажа. Персонаж-талисман (маскот) может изображаться на логотипе или быть самостоятельной частью фирменного стиля. Это может быть животное, человек или вымышленное существо – в зависимости от позиционирования бренда, маркетинговых задач и целевой аудитории. Проанализируем, каких персонажей и зачем используют в своей символике организации сферы ЖКХ.

Отражение духа команды
Для создания положительного имиджа и выстраивания гармоничных отношений со своими клиентами компании сферы ЖКХ не ограничиваются только стандартными способами донесения до собственников жилья информации, будь то размещение инфографики на стендах в подъездах и офисах, распространение полиграфии или публикации в соцсетях. Чтобы вызвать у жителей многоквартирных домов позитивные эмоции и перенести это восприятие на компанию, управляющие организации и поставщики ресурсов нередко используют вымышленных персонажей или героев.
Один из ярких примеров – талисман управляющей организации из Екатеринбурга, кот РЭМПИК. Управляющая организация провела среди своих клиентов конкурс на создание маскота, который ассоциируется с компанией. Победителем стала юная жительница одного из многоквартирных домов, которая нарисовала вымышленного персонажа с гаечным ключом в руке.
В Санкт-Петербурге организация по работе с твердыми коммунальными отходами создала экопомощницу – кошку ТКОшку, которая обучает людей правилам сортировки мусора. У ТКОшки есть собственный интерактивный музей отходов. Там персонаж проводит экскурсии и делится знаниями об экологии, экопривычках и бережном отношении к природе и окружающей среде.
«Росводоканал» выпустил сборник сказок, которые сочинили дети. Имена главных героев книги связаны с водой: Капелька Капи, Капля, богатырь Капитошка, супергерои Капелька и Водица. Сборник «Сказки о воде» состоит из 27 историй о ценности каждой капли чистой воды и бережном отношении к главному ресурсу нашей планеты. Работы победили в корпоративном творческом конкурсе ГК «Росводоканал». Сборник «Сказки о воде» – часть большого детского эколого-образовательного проекта «ВодаЖизнь», который стал лауреатом нацио­нальной премии «Наш вклад» и лауреатом премии «Лучшие ESG-проекты России» по итогам 2022 года. Онлайн-­проект «ВодаЖизнь» и книга «Сказки о воде» доступны всем детям и их родителям на сайте ГК «Росводоканал».
Мистер Бобр стал талис­маном «Российских коммунальных систем». Он с существенным отрывом выиграл в онлайн-голосовании. Компания отмечает, что бобры – талантливые проектировщики. Они являются «инженерами экосистем» – восстанавливают места обитания местной фауны, а их плотины и запруды восполняют уровень грунтовых вод, что заодно стимулирует рост прибрежных растений. В местах, которые ожидает засуха, бобры могут быть очень полезными помощниками, создавая системы водосбора. Деятельность этих животных отражает ценности и дух команды.
Ямбургская птичка стала настоящим символом газодобывающих компаний в ­Ямало-Ненецком автономном округе. Он составлен из нескольких объектов, которые соединены в одну фигуру. В каждый элемент заложен определенный смысл. Композиция представляет магистральную трубу с межпромысловыми коллекторами. В основе символа можно также разглядеть буквы «Я» – Ямбург, «Г» – газ и «Д» – добыча. Ямбургскую птичку изображают на сувенирной продукции, кубках, на памятнике в Ямбурге.

Неутомимый домовенок ЖЭКА
По инициативе Фонда содействия реформированию ЖКХ (в 2021 году вошел в состав Фонда развития территорий. – Ред.) была разработана бесплатная обучающая компьютерная игра «ЖЭКА». Домовенок ЖЭКА – главный герой игры, он устраняет про­течки, ведет борьбу с неисправными электрическими приборами, проводит викторины с вопросами о ЖКХ. По задумке создателей, параллельно с познавательными элементами игроку нужно управлять многоквартирным домом, следить за чистотой в квартале и отвечать на вопросы о ЖКУ. На сегодня разработано пять серий игр «ЖЭКА»: «Квартира», «Дом», «Квартал», «Чистый город» и «Урбанистика». Каждая серия представляет собой самостоятельный и логически завершенный модуль, который может быть использован как для интересного и полезного досуга, так и в качестве элемента обучения. Игры серии «ЖЭКА» являются неоднократными лауреатами Премии Рунета как лучшие образовательные медиапроекты, а также входят в тройку лидеров в номинации «Лучшая игра для детей и подростков на тему цифровой повестки ЕАЭС» международного конкурса «Евразийские цифровые платформы».
В издательстве «Просвещение» выпущено учебное пособие, составленное на основе этой популярной игры. Учебник называется «Основы энергосбережения и экологической безопасности» и не имеет аналогов в мире. На его страницах домовенок ЖЭКА знакомит школьников с особенностями жилищно-коммунального хозяйства. В процессе обучения дети приобретают практические навыки по созданию безопасных и комфортных условий жизни в современном городе, постигают основы энергосбережения и управления многоквартирным домом, а также узнают, как уменьшить платежи за коммунальные услуги и какие профессии существуют в сфере ЖКХ. Выполняя задания и закрепляя пройденный материал на практике, школьники узнают много нового о своих правах и обязанностях и учатся бережно относиться не только к своей квартире, но и к своему дому, к городу, поселку или деревне, где они живут.
Домовенок ЖЭКА также стал героем обучающего интернет-сервиса «ЖЭКА-Мульт». Оригинальная креативная обучающая платформа позволяет детям создавать собственные мультипликационные ролики по тематике ЖКХ вне зависимости от уровня подготовки и художественных способностей. С помощью него школьники самостоятельно делают красочные презентации, а затем распространяют их среди друзей и знакомых с помощью социальных сетей, становясь активными амбассадорами продвижения жилищной грамотности. Обучающий интернет-сервис «ЖЭКА-Мульт» стал финалистом Всероссийской премии «Рейтинг Рунета» и лауреатом Международного интернет-конкурса WADLINE AWARDS Russiа. Учебное пособие, игра «ЖЭКА» и сервис по созданию мультфильмов «ЖЭКА-Мульт» являются частями единого дидактического комплекса повышения жилищной грамотности школьников через игровую и учебную составляющие.  

Ольга Гришина