Сямозерье: место силы
В третичный период кайнозойской эры процессы горообразования и разрушения пород сформировали равнину, а вертикальные движения земной коры спровоцировали разломы, выпячивания и опускания почвы. Много позже обледенения и оттепели отшлифовали поверхность, неоднократно передвинув камни и землю на большие расстояния. В огромных выемках, где задерживался талый лед, образовались озера. Карелия, близкая к северной макушке планеты, так и получила 63 тысячи больших и малых водоемов. Третьим по величине в республике является Сямозеро.
Говорят, название пошло от первых обитателей этих берегов – саамов. В Новгородских летописях упоминается как «Сам/Само или Сям/Сямо озеро». Карельское же слово Seämärvi можно разложить на две составляющие: seä – погода и järvi – озеро. «Погодное озеро» – очень меткое название: климатические условия на Сямозере действительно меняются в считанные минуты. Мудрые местные жители, купаясь или плавая на лодках, всегда настороже – внезапно набегающие волны норовят забрать в пучину новую жертву. В 2016 году всю страну потрясла гибель 14 школьников, попавших в шторм. Пропадают люди и в тихую погоду.
Мистические случаи издавна заставляли окрестных жителей сначала искать защиту около языческих идолов, потом взывать к покровительству православных святых.
На плоту к погосту
Согласно преданию, выбирая место для постройки первой церкви, принявшие православную веру карелы стали просить Бога указать место. Для этого пришли на берег озера, вырубили 200 деревьев и связали их в плот. Затем пустили его с молитвой по волнам – куда прибьет, там и храм строить. Через несколько дней плот прибило к берегу… Сейчас там стоят две церкви Сямозерского прихода, а место это стали называть Сямозерским погостом.
Интересно, что тогда понятие «погост» никакого отношения к месту упокоения усопших не имело. В древнерусском языке «погостина» означало «съезжее место», где находились торжки (базары) и проходила «гостьба» (торговля). От погостины и вошло в обиход слово погост. Из «Повести временных лет» известно, что княгиня Ольга поделила Новгородскую землю на погосты и установила для них уроки (указы, по которым устанавливался размер дани и место сбора). Таким образом в средние века Сямозерский погост являлся объединением нескольких близлежащих деревень: Гал-наволок (ныне – Сямозеро), Ахполица (ныне – Ахпойла) и Кяргеля. Если брать шире, то еще несколько деревень гордо относят себя к Сямозерью: Алёкка, Чуралахта и Шапнаволок. Жители всех называют себя сямозерцами, добавляя при этом, из какого населенного пункта родом.
Свои и наши
Конец войны. Карел с женой на берегу большого озера наблюдают, как по суше удаляются финские танки, а по воде приближаются советские корабли. Карел задумчиво смотрит то на одних, то на других и говорит: «Смотри-ка, только наши ушли – уже свои возвращаются!»
Этот «бородатый» анекдот метко отражает многолетнее существование карел между крупными этносами – финнами, скандинавами и славянами. Когда-то на заре веков в этих местах жили саамы. Постепенно их вытеснили на север пракарельские племена, мигрировавшие с побережья Ладожского озера. В процессе освоения территории в состав пришельцев влилась часть саамов и соседствующей веси.
В XII веке началась формироваться карельская народность в современном понимании. Тогда же земли вошли в состав Новгородского государства, а среди карел стало распространяться православие.
Шведы, «курировавшие» финнов, многократно пытались установить свой протекторат и над местом проживания карел. Один из островов на Сямозере даже называется Шведский, в память о том, что некогда на нем карелы разгромили отряд захватчиков. После того как Русь договорилась со скандинавами, большая часть юго-восточной территории карел официально вошла в состав огромной восточной империи. Финны же и часть карел до самого конца XVIII столетия пребывали под влиянием Швеции и приняли сперва католицизм, а затем лютеранство. Те, кто не поступился верой, мигрировали под Тверь (до сих пор в этих местах живут потомки православных карел).
Статус-кво
Когда в 1808 году Россия отвоевала Финляндию, два финно-угорских народа, говорящих на родственных языках (кто-то считает, что на диалектах одного), на век стали соседями в единой стране. Ослабление государственной власти, вызванной Октябрьским переворотом 1917 года, спровоцировало финский сенат принять декларацию независимости. Владимир Ленин ее утвердил, подписав соответствующее Постановление СНК РСФСР. Но уже в 1918 году всю Россию и Финляндию охватила гражданская война. Ее перипетии Антти Тимонен описал в романе «Мы карелы», показав, как его земляки зачем-то воевали то за финнов, то за русских, то за красных, то за белых… В РСФСР победили красные. В Финляндии – белые, которые вынудили в 1920 году молодую Советскую республику отказаться от части территории Карелии.
Осенью 1939 года Иосиф Сталин санкционировал начало нового вооруженного конфликта с Финляндией, за что 14 декабря 1939 года СССР был исключен из Лиги Наций. Наказание не помешало Советскому Союзу вернуть ранее потерянные земли с излишком (около 400 тысяч проживающих на отторгаемой территории финнов, карел и русских, включая семью художника Ильи Репина, предпочли при посредничестве шведских солдат переселиться в Финляндию).
В 1941 году финская армия при поддержке вермахта с боями заняла большую часть Карелии, включая столицу – Петрозаводск. Как только фашисты стали терпеть поражение, финны запросили перемирие. В сентябре 1944 года Финляндия вышла из войны, и Карелия стала полностью советской.
Как Петра I без соли потчевали
Негласной столицей Сямозерья теперь считается поселок Эссойла. Бытует красивая легенда, будто Петр I, направляясь из Санкт-Петербурга в Петрозаводск, сделал здесь остановку. Местные жители угостили царя рыбными блюдами, но яства оказались пресными. «Эй ссола!» (нет соли), – якобы объяснили карелы. Тогда отрок Дионисий сбегал через сельцо Алёкка к белым камням на мысу, собрал с них кристаллы соли и преподнес самодержцу. С тех пор населенный пункт на берегу прозвали Эссойла, а выдвинутый вглубь озера отрезок суши – Денисов мыс.
Другую версию озвучил недавно в соцсетях некий Владимир Волков. Именующий себя чистокровным карелом россиянин заявил, что в путешествии Петр I, отбиваясь от полчищ комаров, поинтересовался у проводника-карела: «Как будет на вашем языке, что тут невозможно жить?» Сопровождающий ответил: «Тясь эйсо олла», что по-русски воспринималось, как Эйсоолла и со временем трансформировалось в Эссойла.
И действительно: странно, что гостеприимные карелы, потчуя самодержца, не позаботились о соли. Еще более сомнительно, будто аборигены собирали соль с каких-то камней (такие до сих пор не обнаружены). К тому же поселение, невзирая на тучи насекомых, существовало задолго до прибытия на берег Сямозера русского царя.
Специалисты считают, что этимология названия населенного пункта гораздо прозаичнее – карельские слова Jessoilu или Dessoilu можно буквально перевести как «Ефимовское», либо «Евсеево» (по имени первопоселенцев – крещеных карел).
Сегодня в Эссойле коренных карел практически не встретишь – многократные миграции и боевые действия тому вина. После Второй мировой разрушенный поселок отстроили с нуля и заселили приезжими из разных уголков СССР.
Часовые Христа
Кроме озер, Карелия для многих ассоциируется и с деревянными культовыми зданиями. В основном это часовни – небольшие постройки с иконами внутри, не имеющие алтаря. По самой распространенной версии, название «часовня» происходит от существительного «часы». Но под ними подразумеваются не приборы, отмеряющие время, а краткие службы, совершающиеся в Православной и Католических Церквях в память об основных эпизодах присутствия в миру Христа. В свою очередь исходным для названия религиозных деяний послужило слово «час», в древнерусском языке означавшее «время». В результате тесного многовекового общения слово «часовня» стало употребляться в том же значении и в некоторых других языках, например, в финском – «tsasouna».
В России часовни появились с началом распространения христианства и нередко строились на местах почитаемых язычниками деревьев, камней, родников.
Во времена Петра I были законодательно ужесточены правила существования часовен. Причина – тайные богослужения, которые в них совершали старообрядцы. Так, императорские указы 1707 и 1722 годов без какого-либо ограничения требовали разобрать все часовни вне зависимости от того, старообрядческие они или нет. Однако исполнение указов осуществлялось не везде, поскольку в некоторых местах церкви были отдалены от поселений, и в этом случае часовни отчасти их заменяли. Видимо, поэтому в Карелии сегодня имеется возможность посетить Часовню Сошествия Святого Духа в деревне Ахпойла, построенную приблизительно между 1500-м и 1600-м годами.
Курица – не птица
Даже используя навигатор и точно зная координаты самой почтенной по возрасту часовни Карелии, мы долго петляли вдоль кромки Сямозера, то скатываясь в устланные хвоей лощины, то заползая на вездеходе на гребень высокого берега, с которого проглядывались очертания Шведского острова. Наконец, водитель-проводник остановил автомобиль на лесной поляне и заявил: «Здесь!».
Было раннее утро. Солнечные лучи бережно пробирались к траве через островерхие макушки сосен. Почва под моими осторожными шагами прогибалась так, что казалось, будто идешь не по тверди земной, а по густой жидкой субстанции. Явно под дерном скрывалось болото. Через пару десятков метров за еловыми ветками взору открылась крохотная избушка с шестиконечным крестом, вырезанным из цельного куска дерева. Стены побурели от времени, крытая тонкими досками крыша замшевела и местами осыпалась трухой. Это и есть легендарная Часовня Сошествия Святого Духа, поставленная давным-давно у края жальничного могильника – древнего кладбища с грунтовыми захоронениями.
С архитектурной точки зрения этот памятник уникален. Первоначально он представлял собой двухчастную клетскую часовню (доминирующий прямоугольный сруб и простейшее покрытие), состоящую из молельного помещения и сеней. Во второй половине XIX века, в соответствии с церковными канонами того времени, она была преобразована в трехчастную (добавилась трапезная). Над сенями надстроили четырехгранную звонницу с крышей-колпаком. В 1973–74 годах в ходе проведения реставрационных работ пристройку разобрали и часовне вернули первоначальный облик.
Некоторые архаичные конструктивные элементы сегодня практически нигде не встретить. Например, на заднем фасаде основного сруба отчетливо видны повалы – плавное расширение верхней части стен непосредственно под кровлей за счет выпуска венцов наружу. При этом длина высунувшихся концов бревен также увеличивается, образуя подобие карниза и придавая конструкции дугообразный силуэт. Повал служит надежным основанием для скатных крыш. Покрытый кровлей, создает навес над стенами и таким образом лучше защищает их от влаги.
В молельной части сохранилось небольшое волоковое окно – проем, изнутри закрывающийся (заволакивающийся) тесовой задвижкой. Напомню, первый стекольный завод в России заработал под Москвой лишь в 1635 году, но и после этой даты стеклить окна на просторах бескрайней империи долго считалось роскошью.
Кровельное покрытие молельни выполнено в виде сплошного бревенчатого наката, по которому уложена двухслойная тесовая гвоздевая кровля. Крыша сеней – безгвоздевая тесовая по курицам. Здесь курица – не птица, а поддерживающий элемент, длинное выступающее за плоскость фасадов тонкое дерево с крюком на конце, загнутым вверх, отдаленно похожим на домашнюю несушку. Наружное декоративное убранство часовни представлено резными причелинами – лотками, поддерживающими нижние концы кровельного теса.
Для молитв и размышлений
Насладившись созерцанием облика лесного храма, с трепетом ступил на его приставное крыльцо, ступеньки которого скроены из четырех обструганных бревен. Несмотря на навешенную охранную цепь, массивная дверь оказалась не заперта и легко поддалась внутрь. На крепление ее к косяку вряд ли кто обращает внимание. А зря. Петель-то нет! Вместо них шипы, оставленные при пилении на одной из досок полотна. Эти выступы вставляются в специальные углубления внизу и вверху косяка и позволяют поворачиваться по кругу, не отклоняясь от вертикали.
Изнутри бревна часовни и потолочные перекрытия выглядят очень свежими. Их совсем не тронуло время. Дощатый пол притвора устлан половичками. Два шага – и ты у сконструированной по такому же старинному принципу двери в молельню. На ней даже намека нет на когда-либо прикреплявшийся запор. Скрывать внутри нечего – три доски-полки на тыльной стене заменяют весь иконостас. Среди четырех десятков типографским способом выполненных икон только одна, центральная, в окладе из желтого металла. Умыкнуть святой лик из намоленного веками места ни у одного современного лиходея не поднимается рука. Перед образами на круглом столе, покрытом простой скатертью, несколько разнокалиберных подсвечников и россыпь свечей. Правее – аналой с открытыми на нужных страницах требниками.
Службы в часовне ведутся только раз в год – в День Святого Духа, который празднуется на 51-е сутки после Пасхи (чуть раньше середины июня). Вплоть до начала XX века повсеместно было распространено поверье, что вечером накануне Святой Дух спускается на землю, разливается по полям, появляется в домах. Считалось, что в праздничный день земля беременна урожаем и поэтому ее нельзя трогать: пахать, боронить, копать, засевать, вбивать колья и палки. Также крестьяне верили, что в Духов день русалки выходят на сушу и бегают по полям и лугам, давая им влагу; там, где водяные девы пробежали, трава будет расти гуще, а рожь и ячмень – колосистее…
В звенящей тишине сумрака молельни можно вечно размышлять о бренном и нетленном. Каждый посетитель-путешественник волен верить или не верить в присутствие тут Святого Духа. Но то, что часовня находится в одном из мест силы, лично я почувствовал однозначно.
Унитаз на берегу
Перед отъездом с Сямозера заехал пообедать в популярную точку общепита, расположенную на Денисовом мысу. В XXI веке место, рядом с которым трапезничал Петр I, стало очень востребованным для отдыха как жителей Карелии, так и иногородних туристов. Последние приезжают на берег… со своими унитазами. Их вкапывают в песок и используют по прямому назначению. Рядом ставят палатки, мангалы, переносные душевые кабины и т. д. и т.п. – сибаритствуют на Сямозере все лето. Назад в Питер или Москву использованный инвентарь берут не всегда. Сямозерцев-патриотов, которые по осени очищали бы реликтовые уголки от последствий пребывания туристов, становится все меньше. Коренные жители покидают Сямозерье. Зато на береговой линии строится все больше дач. Вернее, хором, как у старухи из пушкинской «Сказки о золотой рыбке». В роскошных особняках проводить время, конечно, комфортно. Но умиротворение души вряд ли найдешь, даже глядя на кристально чистые воды доисторического озера.
Александр Шарашкин