17.01.2020

Строители будущего

робот3Сфера строительства и жилищно-коммунального хозяйства испытывает устойчивую нехватку кадров, отмечают аналитики и эксперты отрасли. Для строительства и обслуживания зданий нужны как рабочие руки, так и управленцы высшего и среднего звена. Чтобы привлечь в отрасль талантливую молодежь, реализуются программы ранней профориентации, социальных лифтов, повышения престижа специальностей строительного и жилищно-коммунального комплекса. Все эти направления работы объединил проект «Я – строитель будущего!», одобренный президиумом Общественного совета при Министерстве строительства и жилищно-­коммунального хозяйства России. Реализация масштабной программы началась в июле этого года и продлится до 2024 года.

Конкурсы от А до Я
Старт проекта ознаменовал сбор заявок на Всероссийский конкурс СМИ на лучшее освещение передовых практик в сфере строительства и ЖКХ «Созидание и развитие». На конкурс принимались работы журналистов федеральных, региональных и муниципальных СМИ. Журналисты и творческие коллективы из 60 регионов России отправили на конкурс 448 работ, из которых жюри выбрало победителей по каждой из десяти номинаций и учредило два специальных приза: «Лучший материал о профессиях в сфере строительства и ЖКХ» и «Лучший материал о строительстве для детей и молодежи» (подробнее см. на стр. 32).
Для самых маленьких и любопытных был организован конкурс на лучший детский вопрос о строительстве #СпросиСтроителя. Свои вопросы отправили дети от 6 до 14 лет из 75 регионов России. Они интересовались историей строительства зданий и сооружений, присылали видеовопросы, спрашивали в стихах и даже пытались придумать вопросы с подвохом. Например, 13-летний Алексей Водолазкин из Чебоксар спросил, сколько строительных касок получится, если сложить высоту всех башен «Москва-Сити». 6-летняя Мария Домрачева из Москвы обратилась к строителям с таким вопросом: «Зачем, когда строят дом, копают яму? Ведь дом стоит на земле».
На этом запас вопросов у детей со всей страны, конечно, не иссяк – самые оригинальные из них вместе с ответами опубликованы на сайте конкурса. Церемония награждения победителей проходила в центре Москвы на площадке Центрального детского магазина. В приветствии, направленном в адрес участников, глава Минстроя России Владимир Якушев и Председатель Общественного совета Сергей Степашин поздравили победителей и отметили важность проведения мероприятий по популяризации строительных специальностей для успешного будущего отрасли.

Профессиональная навигация
Постоянно растущие требования к уровню подготовки кадров делают все более актуальной профессиональную ориентацию молодежи, которую следует начинать с раннего школьного возраста. Поэтому в федеральном проекте заложено проведение отраслевых уроков профориентации и профессиональной навигации на базе образовательных организаций. Для этого Фонд ЖКХ разработал профессиональные пробы для ранней профориентации среди учащихся 6–11 классов общеобразовательных организаций в рамках проекта «Билет в будущее» по стандартам WorldSkills. В качестве наглядного пособия был создан макет многоквартирного дома, на базе которого школьники проводят технический осмотр конструктивных элементов, инженерного оборудования, обнаруживают и устраняют аварийные скрытые дефекты в водоснабжении, отоплении, электрооборудовании и лифтовом хозяйстве, устанавливают на здании энергоэффективное оборудование. В таком формате профпробы состоялись в 2019 году в Костромской и Красноярской областях и вызвали большой интерес у школьников.
– Проведение ранней проф­ориентации – очень важное направление деятельности госкорпорации по созданию качественного кадрового резерва для отрасли ЖКХ, – отметила начальник Управления обучающих проектов Фонда ЖКХ Ольга Гришина. – Отрадно видеть, что современные школьники активно интересуются актуальными профессиями и предлагают множество интересных идей и проектов, многие из которых с успехом могут быть реализованы на практике.
Работа по ранней профориентации с применением современных образовательных технологий продолжилась в Московской, Смоленской и Новгородской областях. Для знакомства с отраслевыми специальностями проводились кибертурниры по обучающей компьютерной игре «ЖЭКА», квесты по профессиям в сфере строительства и ЖКХ, ролевые игры и другие игровые практики по организации управления многоквартирным домом, применялся метод кейсов по применению энергоэффективных технологий и другое.
С актуальными профессиями отрасли знакомит разработанный госкорпорацией обучающий курс «Основы энергосбережения и экологической безопасности», апробация которого успешно прошла в 26 общеобразовательных организациях Республики Татарстан, а сам курс получил высокие оценки регионального педагогического сообщества. В продолжение разработан новый программный продукт – образовательный интернет-сервис «ЖЭКА-МУЛЬТ», который позволяет без специальной подготовки создавать анимационные ролики на темы городского и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе ролики по популяризации профессий строительного и жилищно-­коммунального комплекса.
Важным событием стала профориентационная встреча будущих абитуриентов и студентов с представителями Правительства Ивановской области, работниками жилищно-­коммунальной отрасли, профильными специалистами, а также руководителями управляющих компаний и ТСЖ на территории Ивановского государственного политехнического университета. Встреча проходила в рамках пилотного проекта «Час жилищно-коммунального хозяйства», разработанного Советом по профессиональным квалификациям в сфере ЖКХ. На мероприятие были приглашены ведущие профильные специалисты, которые поделились с молодежью своими практиками, опытом и знаниями.

Отдыхать, учиться, работать
Популяризация профессий строительного и жилищно-­коммунального комплекса была реализована на базе Всероссийского детского центра «Смена» в Краснодарском крае и Международного детского центра «Артек» в Республике Крым. На базе МДЦ «Артек» профориентационная образовательная программа реализована в формате сетевого образовательного модуля (СОМ) – принципиально новой формы подачи изучаемого материала, включающей технологии геймификации, метод кейсов, проектных работ и т.д. Профориентационный СОМ познакомил участников смены с новыми специальностями строительной сферы и ЖКХ, а также позволил примерить на себя профессии в игровой форме…