08.12.2021

Спасо-Преображенский монастырь: возрождение святой обители

IMG_3491 Согласно переписи 1914 года, на территории Российской империи насчитывалось 1025 монастырей. 550 из них были мужскими, 475 – женскими. После событий 1917 года и последовавших вслед за этим преобразований большинство из них было закрыто, а принадлежавшее им имущество реквизировано в пользу советского государства. Некоторые монастыри волею времени были в буквальном смысле стерты с лица земли. Но несмотря на прошедшие десятилетия люди не потеряли память и уважение к святым местам. О прошлом, настоящем и будущем православных монастырей мы беседуем со священником Русской православной церкви, иеромонахом Григорием (Кутыш) и кандидатом исторических наук Сергеем Щербаковым.

– Отец Григорий, когда на Руси появились первые монастыри, кто их основывал?
– Первые монастыри, несомненно, появляются вскоре после Крещения Руси. Основание монастырей шло двумя путями. Первый – по княжеской воле: сопровождался вкладами князя в строительство со своей стороны и управленческими действиями местного иерарха – с другой. Так, по распоряжению князя Глеба Владимировича в 1015 году была основана первая иноческая обитель на Руси. Примерно 15 лет спустя князь Ярослав Мудрый создал Свято-Юрьев монастырь. Второй путь – это формирование самого института иночества. Имеется в виду не иерархическое иночество, которое на Руси появляется из Византии для управления епархией и совершения богослужения, а иночество как путь жизни. Этот путь основания монастырей посредством деятельности иноков-подвижников совершался по промыслу Божию. Так преподобный Антоний Киево-Печерский, будучи на Афоне, получил извещение свыше о том, чтобы вернуться в родные края для основания института иночества по образу Афонских монастырей. Преподобный Сергий Радонежский в дремучих Радонежских лесах имел видение, что от него выйдет многочисленный сонм иноков-подвижников для устроения монастырских центров по всей Руси. Есть много и других примеров. Интересно отметить, что первый и второй пути основания монастырей не противоречили друг другу, а зачастую даже сопутствовали делу основания обителей. Известно, что почти все иноки-подвижники – основатели монастырей имели высоких покровителей.
– Ваше Преподобие, какие духовные и социальные функции лежали в основе их создания?
– История показывает, что иноческие обители выполняли множество задач государственного и духовного масштаба. В духовном плане обители в лице их основателей, иноков-подвижников, благословляли великих князей на военные походы. Так, прп. Сергий Радонежский благословил великого князя Димитрия Иоанновича на бой с Мамаем. Примиряли враждующие стороны, занимались просвещением народа светом Евангельских истин. Следили за нравственным состоянием общества и даже применяли методы наказания, такие как отлучение от Церкви или строгие наказания и епитимии. В государственном плане в иноческих обителях совершались монашеские пострижения перед кончиной великих князей – таким образом, иноческие обители со временем становились родовыми усыпальницами княжеских домов. В военном плане иноческие обители становились форпостами, оборонными сооружениями, защищавшими территорию страны от продвижения неприятеля. Такие форпосты были связаны в единую оборонную систему государства. Монастыри Новодевичий, Симонов, Ново­спасский имели общую систему оповещения о приближении неприятеля с той стороны, где он был замечен. В социальном плане монастыри являлись центрами образования, учености, имели богатые библиотеки, вели летописи истории государства.

«Новый уровень понимания аскетического идеала»
– Что можно сказать о монастырях Москвы и московского региона?
– В прошлом монастыри Москвы и Подмосковья прошли через те же тяжелые времена разорения, что и вся страна. Период гонений разорял не только обители, но и, главное, менял умы людей, охлаждая их веру, изменял моральные и нравственные ценности. Монастыри возрождаются по мере молитвенных усилий и трудов, и этого нельзя не заметить. Восстанавливаются исторические обители, строятся новые. Прошлое московских монастырей хорошо известно по дошедшим до нас историческим сведениям. Каждая обитель имеет свою отдельную неповторимую историю.
Основная проблема, как и во все времена, была и есть – это людской ресурс. Центром иночества изначально было Древнерусское государство. В XII – начале XIII в. великое княжение из Киева было перенесено сначала в Суздаль, а затем во Владимир. Таким образом, монастыри в XI – середине XIV в. располагались в черте города или в близких пригородах, а это приводило к тому, что они не имели возможности полностью отойти от светской жизни. Древнерусские монастыри были связаны не только с представителями отдельных членов княжеских или знатных семей, но и непосредственно вовлекались в политическую жизнь общества. История Русской церкви в XIV–XV вв. неразрывно связана с образованием единого Русского централизованного государства. Сложность и противоречивость этого процесса наложила свой отпечаток и на положение монашества, вынужденного посильно реагировать на общественные изменения. В жизни русского монашества можно выделить два главных момента, отличающие его от предшествующего времени. Это, во-первых, новый уровень понимания аскетического идеала, что привело к распространению монастырей на новых территориях.
Церковь бывшего Спасо-Преображенского мрнастыря близь с. Тушино. Акварель 1889 года.Если раньше монастыри строи­лись в основном в городах или ближайших пригородах, то в рассматриваемую эпоху обители чаще возникают в сельских местностях или вообще в глухих, малоосвоенных районах, на значительном расстоянии от больших городов. XIV–XV вв. на Руси были временем бурного монастырского строительства. В этот период появляется около 300 обителей.
– Иеромонах Григорий, насельником какого монастыря вы являетесь? Расскажите о своем пути в православие и монашество.
– Афонское подворье, в котором мне довелось принять постриг в 2012 году, является частицей Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне. На подворье действует строгий Афонский общежительный устав, по которому проходит монашеская жизнь в обители. Именно это и привлекло меня в свое время оставить мир и поступить в число братии. До монашеского пострижения путь в монастырь был долгим, о чем можно подробно говорить только по благословению.
– Конечно, монастыри в первую очередь являлись и являются духовными центрами, но в то же время есть монастырская хозяйственная жизнь, вопрос поддержания инфраструктуры и обслуживания жилищно-коммунального хозяйства. Какие сложности связаны с этой стороной монастырской жизни?
– Хозяйственная жизнь, несомненно, является частью монастырской жизни. Если духовная сторона – незримая часть жизни монастыря и в ней разбираются представители духовенства, то хозяйственная сторона является видимой и важной частью внешней монастырской жизни. В этом вопросе стоит воспользоваться опытом специалистов жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатационной организации, которые более сведущи в вопросах экономии и технической стороны дела.

«Главная цель – в проповеднической помощи людям»
– Какова связь между прошлым, настоящим и будущим московских монастырей?
– Прошлое московских монастырей овеяно славой ратных и духовных подвигов, выдающимся содействием монашествующих московским властителям в процессе становления и укрепления российской государственности и духовности. Настоящее московских монастырей – трудный путь решения сложных социально-нравственных проблем общества, ответ на вызовы времени и поддержка людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. Будущее московских монастырей связано с органичной интеграцией их в современный ритм жизни мегаполиса, с решением социально-культурных и духовных проблем, с опорой на расширяющиеся возможности городской инфраструктуры и взаимодействие с обществом.
Главная цель монастырей должна состоять в молитвенной и проповеднической помощи людям, поскольку монастыри несут свет Евангелия миру, показывают примеры благочестивой жизни. С этим процессом будет связано и возрождение Спасо-Преображенского монастыря в Тушино. Более подробно об этом может рассказать историк Сергей Николаевич Щербаков.
– Сергей Николаевич, расскажите о проекте создания духовно-культурного центра «Спасо-Преображение».
– Проект воссоздания Спасо-Преображенского монастыря в Тушино на базе духовно-культурного центра «Спасо-Преображение» предложен иеромонахом Григорием (Кутыш), священником храма великомученика Никиты за Яузой, и направлен в будущее, к предстоящему 650-летнему юбилею Куликовской битвы с целью увековечить память славных предков и святых защитников русской земли. Первое упоминание Спасо-Преображенского монастыря в Троицкой летописи относится к 1390 году: «Тое же весны … преставися раб божий Иван Родионович, нареченный в монашеском чину Игнатий и положен бысть у святого Спаса в монастыри, иже на Всходне». Монах Игнатий (в миру боярин Иван Родионович Квашня) был не только видным участником Куликовской битвы, но и входил в немногочисленный круг самых доверенных и близких соратников великого князя Димитрия Иоанновича Донского (1350–1389), а сам монастырь был учрежден, как видится, в память победы над Мамаем. Идея воссоздания Спасо-­Преображенского монастыря XIV–XVII веков на реке Всходня в Тушино на месте вотчины, подаренной святым князем Иваном Даниловичем Калитой своему верному соратнику боярину Нестору Родионовичу в 1332 году, видится как центр духовности северо-западного административного округа Москвы. На сегодняшнее время на северо-­западе, западе и северо-востоке Москвы не сохранилось никаких православных монастырей. Поэтому воссоздать разрушенную в период Смуты духовную святыню – Спасо-Преображенский монастырь XIV–XVII веков в Тушино еще предстоит современному поколению жителей нашей великой страны, которым по праву принадлежат высокая культура, православная вера, древние благочестивые христианские традиции, овеянные памятью и величием славных беспримерных подвигов не сломленного в веках бессмертного российского воинства.
– Какие исторически значимые объекты могут послужить основой планируемого проекта?
В результате проведенного научного исследования появилось историческое обоснование для обсуждения предложений по возможной реализации проекта воссоздания Спасо-Преображенского монастыря и духовно-культурного центра «Спасо-­Преображение» на земельном участке в пространстве между «Смотровой», «Братской», «Трапезной», «Монастырской» башнями и Святыми вратами обители на угловой части территории ансамбля «Усадьба «Покровское» («Глебово-Стрешнево»)» с целью духовно-нравственного просвещения и воспитания молодежи. Уникальность этого места, историчность которого подтверждается летописными сведениями с XIV века и археологическими изысканиями, переплетение исторических судеб государственного уровня, дает ему первенствующее положение в предлагаемом проекте по строительству монастыря и созданию центра «Спасо-Преображение». Возможны по выбору заказчика и инвестора также любые варианты создания монастыря и духовно-культурного центра на иных удобных пустующих городских территориях района Покровское-­Стрешнево. В воссозданном Спасо-Преображенском монастыре предполагается помимо регулярных богослужений также проводить постоянное поминовение погибших воинов Куликовской битвы (по синодику).
– На каком этапе находится данный проект в настоящее время?
В настоящее время данный проект готов и находится на стадии поиска заказчика и инвестора. По проекту сделаны следующие работы:
– подготовлены обзорные материалы к общественному обсуждению по проекту восстановления Спасо-Преображенского монастыря XIV–XVII веков в Тушино и созданию духовно-культурного центра «Спасо-Преображение» на территории ансамбля «Усадьба «Покровское» («Глебово-­Стрешнево»): Парк с системой прудов»;
– собранный материал по истории Спасо-Преображенского монастыря издан в виде научной монографии: Иеромонах Григорий (Кутыш), Щербаков Сергей Николаевич. «Золотой век» святоотеческой и иноческой духовной культуры Руси. Краткая история Спасо-Преображенского монастыря XIV–XVII веков на реке Всходня в Тушино. / Под ред. С.Н. Щербакова. Изд. 3-е, испр. и доп. – М. – 2021.
– Кто уже поддержал ваш проект и в какой поддержке он нуждается в будущем?
– Во-первых, изначально мы получили благословение ныне почившего митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) на изучение истории монастыря и проработку вопросов о возможности воссоздания Спасо-Преображенского монастыря XIV века в Тушино. Сам владыка в бытность своего служения на благо церкви и государства восстановил не одну обитель. Им были возрождены из руин Данилов монастырь в Москве и Оптина пустынь. Дело воссоздания обителей было ему очень близко, поэтому он с радостью нас поддержал и благословил на это важное дело.
Во-вторых, к проекту восстановления Спасо-­Преображенского монастыря в Тушино на базе духовно-культурного центра «Спасо-Преображение» был проявлен интерес со стороны некоторых чиновников и общественных деятелей, но дальше ознакомления с идеями и материалами дело пока у них не продвинулось, поэтому проблема поиска ответственного заказчика и инвестора-застройщика для восстановления Спасо-Преображенского монастыря до сих пор актуальна. Как видится, для начала реализации проекта строительства в будущем необходима основательная заинтересованность городских властей и представителей Церкви, а также участие благотворителей и ответственных строительных организаций, представители которых подготовят всю необходимую проектно-сметную документацию. Тем более, подобная успешная практика строительства Центра духовного развития молодежи уже реализована в Южном административном округе, где на основании Постановления Правительства Москвы от 31 декабря 2002 г. №1081-ПП функции инвестора-застройщика центра были возложены на Данилов монастырь. Вообще, перспектива будущего развития мегаполисов и монастырей связана с центрами духовного развития молодежи, которые могут выполнять многопрофильные задачи сначала в некоторых многонаселенных районах, а затем по мере развития и деятельности их опыт может быть учтен при создании региональных центров.
plan-1Помимо этого, в планах мероприятий по вопросам реализации региональных программ возрождения исторического наследия городов, исполнительные и распорядительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в своих официальных постановлениях также успешно рекомендовали ответственным строительным организациям (по согласованию) выступать инвесторами по ряду важных и общезначимых строительных работ. Поэтому и заказчик, и инвестор-застройщик в свое время, возможно, обратят внимание на настоящее положение дел и окажут прямое содействие процессу восстановления монастыря и созданию духовно-культурного центра, тем более что начало этому уже положено, поскольку на данном этапе систематизированы, изучены и опубликованы для широкой общественности интересные научные факты касательно малоизвестной истории Спасо-­Преображенского монастыря XIV–XVII веков в Тушино.
– Что получит город и его жители в случае положительного решения о его создании?
– Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл давно обратил внимание общества на то обстоятельство, что «монастыри в таком городе, как Москва, имеют чрезвычайно важное значение для духовной жизни Первопрестольного града и для всей Церкви». Поэтому в случае положительного решения мегаполис получит один из базовых объектов культурного наследия современного района Покровское-Стрешнево, направленный на реализацию широкого спектра духовно-нравственных и просветительских задач как для воспитания молодежи, так и для историко-культурного просвещения всех слоев общества.
Надеемся, что предлагаемый проект воссоздания Спасо-Преображенского монастыря в Тушино на базе духовно-культурного центра «Спасо-Преображение» найдет достойное место в перечне культурных объектов столицы.