08.11.2023

Сокровища острова ­Мурано

В 2011 году в ходе археологических раскопок на древней стоянке алеутов у хребта Брукс в заполярной части полуострова Аляска археологи обнаружили три яркие бирюзовые бусины. Специалисты достаточно быстро определили, что они сделаны из венецианского стекла. На первый взгляд, ничего удивительного: торговля украшениями из цветных бус широко практиковалась европейцами в ходе колонизации американских континентов. Местные индейцы были не в состоянии понять природу красивых разноцветных кусочков из неизвестного им материала, а поэтому были готовы отдать за них все что угодно: меха, золото и даже землю. Говорят, именно за стеклянные бусы в свое время голландские колонисты приобрели себе остров Манхэттен, с которого и начался город Нью-Йорк.
Однако в случае с находкой на севере Аляски не все так просто. Как установил радиоуглеродный анализ, цветные стеклышки оказались в земле не позже 1480 года, а может, и значительно раньше. А это значит, что попали они на американский континент задолго до того, как он был официально открыт Христофором Колумбом в 1492 году.
Сейчас историки обсуждают сразу несколько версий такого исторического казуса. Самая простая из них – подлог ради сенсации. А самая правдоподобная – сложнейший торгово-обменный путь длиной более 16 тыс. км, который проделали эти яркие украшения из средиземноморской Европы через Переднюю и Центральную Азию в Китай, потом через Дальний Восток, Чукотку и Берингов пролив в Северную Америку. Во всех научных версиях и спорах неизменным остается один непреложный факт – в Средние века венецианское цветное стекло являлось очень ценным товаром, который успешно играл роль универсальной валюты даже в самых отдаленных уголках нашей планеты.

Рожденная из моря
Историю современной Венеции принято вести с середины V века нашей эры, когда спасающиеся от нашествия гуннов жители севера Италии нашли убежище на прибрежных островах Адриатического моря. Конные воины Атиллы и лангобардских королей не очень любили скакать по зыбким прибрежным пескам и соленым болотам, поэтому скоро на островах стали образовываться небольшие поселения, позже объединившиеся в хорошо всем известную Венецию.
Местные жители в основном промышляли ловлей рыбы и получением соли из морской воды. На масштабной торговле этим стратегическим товаром город и начал стремительно богатеть и расширяться. Проявляя невероятные чудеса дипломатии, венецианцы умудрялись сохранять политическую и экономическую независимость от многочисленных правителей Апеннинского полуострова, направляя все сэкономленные ресурсы на собственное развитие. Так возникла одна из самых успешных торгово-промышленных городских корпораций Европы, на тысячу лет ставшая своеобразным мостом между Востоком и Западом.

Возвращение утраченного
Из-за постоянных войн, нашествий и междоусобиц искусство изготовления высококачественного стекла, когда-то процветавшее в Древнеримской империи, было утрачено. Но оно сохранилось на Ближнем Востоке – в Ливане, Сирии и Междуречье. Торговавшие с этими странами венецианские купцы фактически заново вернули производство стекла в Европу. Считается, что первые стеклодувные предприятия появились в Венеции в конце IX – начале X века. Постепенно производство совершенствовалось и постоянно выходило на все более высокий уровень по качеству и разнообразию предложений.
Слава о венецианских мастерах начала распрос

траняться по всему Средиземноморью. В определенный момент производство стекла становится одним из ключевых направлений в экономике города, уступая по доходности только поставкам восточных специй и работорговле.
Секреты качества и оригинальности венецианского стекла таились в очень сложных рецептах, которые нарабатывались мастерами десятилетиями и передавались из поколения в поколение, от отца к сыну.
Большое внимание уделялось качеству исходного сырья. Кварцевый песок привозился исключительно с берегов итальянской реки По, а в качестве топлива для плавильных печей использовались только дрова из ольхи, которые привозили в Венецию из Далмации. Однако прибыльное производство было источником серьезной пожарной опасности для деревянного города. В конце XIII века власти Венеции решили радикально обезопасить себя, и все стеклодувные мастерские были переведены с центрального острова на небольшой островок Мурано. Этот маленький клочок земли площадью примерно в один квадратный километр очень быстро превратился в первый унифицированный промышленный кластер Европы.

В золотой клетке
Переводя производство на отдельный остров, венецианцы параллельно решили еще одну серьезную проблему – постоянную утечку секретных технологий. Согласно быстро принятым местным законам, стекольных дел мастера не имели права покидать остров Мурано без особого на то разрешения. Свободно выезжать за его пределы могли только глава гильдии стеклодувов и специально уполномоченные купцы-посредники. Большинство же ремесленников рождались, жили и умирали на Мурано, видя соседствующий с ними большой город только с пирса.
В то же время венецианское мастера-стеклодувы обладали очень серьезными привилегиями. Например, они имели право всегда носить с собой длинный меч, что в те времена считалось признаком дворянского происхождения. Кроме того, дочери мастеров-стеклодувов из Мурано могли свободно выходить замуж за аристократов, и дети от таких браков считались полноправными дворянами.
Живя на острове как в золотой клетке, местные мастера и сами с особым усердием оберегали свои секреты друг от друга. Рецепты изготовления того или иного вида стекла переходили только от отца к сыну. Но в те времена такая цепочка могла прерваться в любой момент, и секретные знания пропадали безвозвратно. Чтобы избежать подобных ситуаций, местные старейшины разработали своеобразную патентную систему. В присутствии главы гильдии составлялся особый документ, в который заносилась точная рецептура того или иного производственного процесса с подробным описанием всех ингредиентов и дозировки. Гильдия гарантировала, что записанные таких образом рецепты не будут использоваться кем-то еще, но в то же время они всегда могли быть переданы кому-то другому, если династия стеклодувов внезапно прерывалась.

От цветных бус до хрусталя
Искусство муранских мастеров не знало границ. Добавив в расплавленный состав немного кобальта, они научились делать стекло синим, с помощью меди – зеленым, а с помощью олова – серебристо-белым. В ходе своих многочисленных экспериментов у них вышло создать немыслимое – сделать стекло, практически ничем не отличимое от бесценного в то время китайского фарфора.
В своем творческом и изобретательском порыве они пошли еще дальше – научились делать из стекла поддельные драгоценные камни: рубины, изумруды, агаты, опалы. Особенно хорошо им удавался искусственный жемчуг, который был даже лучше биологического оригинала – вообще никогда не портился. Все эти эксперименты в определенный момент вызвали гнев у венецианской гильдии ювелиров, которая подала жалобу в верховный совет Венеции и подпольное контрафактное производство пришлось прекратить под страхом суровых репрессий.
Однажды кто-то из муранских мастеров придумал собирать длинные цветные стеклянные стержни в один жгут, скручивать их, а затем разрезать на небольшие отрезки. На срезе получался очень необычный геометрический узор, похожий на цветок. Данная технология, которую позже назвали «мурино», в скором времени привела к возникновению целого нового направления – производства стеклянных цветных бус, за которыми итальянские купцы в буквальном смысле стояли в очередях. Быстро выяснилось, что этот с виду простой товар где-­нибудь в Африке можно поменять на все что угодно: слоновьи бивни, настоящие драгоценные камни, чернокожих рабов. Неудивительно, что ходовой товар очень скоро стали производить в Венеции десятками тонн ежегодно.
В середине XIV века венецианские стеклодувы сделали еще одно интересное изобретение – научились делать небольшие цветные стеклянные плитки, из которых потом удобно было складывать мозаичные картины. Так в Европе появились первые цветные стеклянные витражи, главным заказчиком которых стал Папа Римский и вся католическая церковь. Еще несколько десятилетий спустя мастера из Мурано научились делать большие по площади зеркала. Говорят, что они настолько ценились в Европе, что зеркало размером 100 х 50 см в те времена можно было спокойно поменять на небольшой двухмачтовый торговый корабль.
Но все же вершиной мастерства венецианских стеклодувов считается не цветная мозаика или огромные зеркала, а созданная ими еще в XV веке технология под названием «кристалло» – искусство изготовления совершенно прозрачного твердого стекла, предшественника современного рукотворного хрусталя, который изобретут и начнут производить в Англии только 150 лет спустя, в 1676 году.

Конец монополии
В 1612 году флорентийский священник и ученый Антонио Нери опубликовал многотомный трактат под названием «Об искусстве стеклоделия». В этом издании раскрывались практически все существовавшие на тот момент производственные секреты венецианских мастеров.
На самом деле Нери не обладал какими-то выдающимися знаниями в стекловарении или талантами промышленного шпиона. Он всего лишь собрал все известные к тому моменту сведения о технологиях, которые несмотря на все усилия венецианцев все равно потихоньку утекали за пределы острова Мурано.
Очень скоро во многих европейских странах, в первую очередь во Франции, Германии и Чехии стали создаваться свои стекольные мануфактуры. В итоге к концу XVII века многовековая монополия Венеции на изготовление цветного стекла постепенно закончилась. Финальную точку в этой истории поставил захвативший Италию французский император Наполеон Бонапарт, законодательно запретивший производство любого стекла в Венеции. Таким протекционистским решением он ликвидировал самого серьезного конкурента для нарождающейся французской стекольной промышленности. 

Андрей Пучков