07.09.2020

Собственник в борьбе за свои права: есть победа!

screen-1«В начале XX века в Москве одним из самых пламенных большевиков считался Николай Бухарин – автор второго по популярности трактата о русской революции, редактор главной советской газеты – «Правда». В начале XXI века в Стерлитамаке настоящей революционеркой называют Лилию Бухарину. Бухарин, Бухарина – фамилии с тюркскими корнями, но никакой кровной связи между столичными и башкирскими Бухариными нет. Только идейная. Оба полностью посвятили себя борьбе за правое дело. До конца».
Так начинался материал, который был размещен на сайте нашего журнала почти три года назад. Его героиня – мать, в одиночку воспитывающая несовершеннолетнего сына, возглавила борьбу жителей одного многоквартирного дома против выставленных с потолка счетов на оплату тепла. Сегодня сама Лилия Бухарина рассказывает о финале трехлетних баталий.

Счетчик есть, но его… нет
В начале июля 2017 года я получила счет-извещение за услугу «Отопление» за июль на… 30 046 рублей 97 копеек. Многовато, не правда ли? Столь внушительную сумму поставщик ресурса ООО «БашРТС» объяснил перерасчетом за период с 01.08.2015 по 31.07.2017. Другим собственникам нашего дома №11 по проспекту Ленина г. Стерлитамака тоже начислили немалые суммы. Что за перерасчет такой? «БашРТС» объяснил это тем, что, оказывается, наш общедомовой прибор учета тепла не был допущен в коммерческую эксплуатацию, и сослался на п. 42 (1), 42 (2) «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. Мол, пришлось задним числом пересчитать размер оплаты по нормативам потребления.
Многочисленные жалобы в различные инстанции и публикации СМИ не имели успеха. Все вопросы с ресурсоснабжающей организацией о неправомерных доначислениях пришлось решать самостоятельно, в судах.
Очередной раунд этих продолжительных баталий состоялся этим летом. 26 июня 2020 года мировой суд г. Стерлитамака вынес решение с совершенно новыми выводами в отношении деятельности ресурсоснабжающей организации. Вот основные тезисы из этого решения.
Многоквартирный жилой дом №11 по проспекту Ленина г. Стерлитамака был оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Допуск прибора учета тепла к эксплуатации до 4 февраля 2015 года был оформлен Актом от 24.10.2014 г.
Далее, в установленный законом срок (с 5 февраля 2015 года), прибор учета тепла в эксплуатацию не вводился вплоть до 19 января 2018 года (согласно Акту ООО «Баш РТС» от 29.02.2018).
В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» производимые, передаваемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно ч. 9 ст. 13 того же ФЗ, организации, осуществляющие снабжение в том числе тепловой энергией, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета, используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми осуществляют.
Согласно п. 57 Постановления Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. №1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» при вводе в эксплуатацию измерительной системы узла учета на источнике тепловой энергии составляется Акт ввода в эксплуатацию узла учета и узел учета пломбируется.
Согласно п. 58 того же Постановления узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания Акта ввода в эксплуатацию.
Согласно подпункту «Е» пункта 75 того же Постановления №1034 узел учета считается вышедшим из строя в том числе в случае истечения срока поверки любого из приборов (датчиков).
Из представленных в деле актов ввода в эксплуатацию прибора учета тепла 2014 года и 2018 года суд сделал вывод о том, что поставщику ресурсов стало известно о неисправности прибора учета тепла 5 февраля 2015 года, когда истек срок эксплуатации прибора учета согласно Акту от 24.10.2014, оформленному ООО «БашРТС».
В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18 сентября 2015 г. №30162-ОЛ/04 дано разъяснение: «Согласно ч. 12 ст. 13 Федерального закона №261-ФЗ ФЗ «Об энергосбере­жении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае неустранения до истечения двух месяцев с момента выявления нарушения требований указанного закона в части обязательного учета потребляемых энергоресурсов соответствующими приборами учета, а также при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления, ресурсоснабжающие организации обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников таких приборов учета».Бухарина
Тепловой энергией Бухарину Л.Р. по прямому договору снабжало ООО «БашРТС», значит, именно эта организация обязана были не позднее 15 апреля 2015 года ввести прибор учета тепла дома в эксплуатацию.
Не позднее 15 апреля 2015 года (по истечении двух месяцев с даты выхода прибора учета тепла из строя), т.к. не был оформлен новый Акт ввода в эксплуатацию прибора учета тепла (в соответствии с п.п. 57, 58 – Постановления Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. №1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»).
Однако ООО «БашРТС» не известило собственников о неисправности прибора учета (ни в феврале 2015-го, ни перед началом следующих отопительных сезонов) и не предприняло никаких действий, направленных на введение прибора учета тепла в эксплуатацию, вплоть до 31 июля 2017 года. Тем самым поставщик не выполнил возложенную на него законодательными актами обязанность учитывать отпуск ресурсов по прибору учета тепла.
Нормы, направленные на учет ресурсов, закреплены также в Постановлении Правительства РФ от 8 августа 2012 г. №808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (п.п. 12, 60, 68, 73).
Начиная с апреля 2015 года со стороны ООО «БашРТС» не были предприняты действия, направленные на учет отпускаемого тепла. Ресурсоснабжающая организация до июня 2017 года (в течение более двух лет) продолжала указывать в счетах на оплату расчет стоимости платы за тепло с применением тарифа, рассчитанного по показателям прибора учета тепла, вводя тем самым в заблуждение собственников жилых помещений дома №11 по проспекту Ленина. На судебном заседании представитель ООО «БашРТС» на вопрос судьи, почему расчет по нормативу не стали производить сразу и указывать его в квитанциях с 2015 года, если не имели в распоряжении акта ввода в эксплуатацию прибора учета тепла, ответил, что они ошиблись. Таким образом, поставщик ресурса «ошибался» два года подряд.
Состоялось три судебных заседания с подробным обоснованием возражений с моей стороны – с указанием пунктов, частей, абзацев нормативных актов. В итоге суд все-таки учел при вынесении решения, что ООО «БашРТС» своевременно не выполнило действия по замене (установке) прибора учета тепла, не были выполнены действия по направлению собственникам предложения по обеспечению надлежащей эксплуатации прибора учета тепла. Доводы ООО «БашРТС» об обязанности собственников по установке прибора учета тепла суд счел несостоятельными.
Суд признал неправомерным расчет платы за отопление за июль 2017 года по нормативу (3396,06 руб.). Суд согласился с мнением Бухариной Л.Р. о том, что за отопление она должна заплатить только за фактически потребленный объем (2067,98 руб.) – на основании усредненных данных прибора учета за отопительный сезон 2014–2015 гг. (иных расчетов ресурсоснабжающая организация не представила).

Триумф с послевкусием
На момент подписания этого номера «Вокруг ЖэКа» в печать решение от 26 июня 2020 года вступило в законную силу. Уверена, это начало новой уникальной судебной практики. Впервые суд определил, что ресурсоснабжающая организация обязана надлежащим образом выполнять возложенные на нее законодательством об энергосбережении обязанности и не перекладывать ответственность на собственников жилых помещений многоквартирных домов. Ведь наш дом – не единственный в г. Стерлитамаке и в Республике Башкортостан в целом, кому прилетели «письма счастья» с огромными доначислениями.
Слышать оправдание «Мы ошиблись» от организации, деятельность которой подпадает под действие антимонопольного законодательства, очень странно – с лишком неубедительно и наивно оно звучит. Особенно, когда «неисправность» приборов учета тепла «не замечают» годами – тогда ведь и внезапные доначисления по нормативу получаются более значительными.
Думаю, теперь у собственников жилых помещений в нашем доме появилось основание, чтобы восстановить справедливость, взыскать через суд необоснованную выплату и компенсацию морального вреда.
Хотя хочется вовсе не этого. Хочется, чтобы собственникам жилых и коммерческих помещений не приходилось так глубоко в это погружаться, на профессиональном уровне разбираться в законодательстве, обращаться в суд и годами ходить на заседания, тратить время и деньги. К сожалению, сформировавшаяся за последние несколько лет практика в нашем ЖКХ говорит об обратном. «Ошибки» можно найти во многих квитанциях, если вглядываться повнимательнее. Есть подозрение, что поставщики ресурсов «ошибаются» сознательно, потому что знают: все судиться не пойдут…  

Лилия Бухарина