08.11.2018

Скромное обаяние войлока

1-noah-and-the-ark-with-animals-fullВсевышний рекомендовал Ною взять на ковчег по семь из всех известных представителей «чистого» скота мужского и женского пола. Если бы овец, например, оказалось меньше четырнадцати, то за 230 дней плавания от блеющих созданий вряд ли бы нападало на влажное дно клети столько волос, что копыта сбили бы шерсть в плотный ковер. Так появился на свет уникальный материал, слабо пропускающий воду, нетеплопроводный, износоустойчивый и легкий.
Древние римляне использовали его для процеживания оливкового масла, вина, воды и называли filtrum. Другие народы южной и западной Европы ввели наименования, основанные на латыни: англичане – felt, болгары и сербы – филц, датчане – filt, испанцы – fieltro, итальянцы и португальцы – feltro, немцы – Filz, норвежцы – Filt, поляки – filc, турки – fötr, французы – feutre и т.д.
А население Восточной Европы, Урала, Сибири и земель, лежащих от них к югу, всегда называло полученный на Ноевом ковчеге материал войлоком (от тюрк­ского ojlyk – покрывало). Оба название знакомы русскоязычному человеку и сами говорят, для чего в основном использовался материал в разных странах.
В Ветхом Завете сказано, что после схода вод семья Ноя спустилась к подножию Арарата. Судьбу первого войлочного покрытия книга Бытия не разъясняет. Но ареал распространения искусства изготовления войлока охватывает и территорию современной Турции, включающей гору Арарат, и всего Кавказа, и особенно степные просторы восточнее Каспийского моря. На них вольготнее всего паслись овцы и кони.
Одомашнивание копытных и собак как раз и позволило массово производить войлок. Дело в том, что шерсть дикой овцы почти не валяется, так как не имеет чешуйчатого слоя. Цепляющие свойства появляются только у шерсти домашних парнокопытных. А от одной овцы в отаре можно получить не больше 3–5 кг шерсти. На покрытие же главного жилища кочевых народов – юрты требуется израсходовать около 100–120 кг шерсти. Только организация овец в большие отары с использованием верховых лошадей и собак обеспечила достаточное количество сырья для войлоковаляния. Произошло это не ранее 5–6 тысяч лет до нашей эры. То есть гораздо позже изобретения ткачества.

Интернациональное изобретение
Шумерская легенда связывает изобретение войлока с царем Ур-Намму, который правил в XXII–XXI веках до нашей эры. Целый ряд сказаний о рождении войлока ссылается на имена христианских святых. Например, апостол Святой Иаков во время путешествия из Святой земли в Испанию якобы собрал с колючих кустов зацепившиеся пучки овечьей шерсти и проложил их между ногами и сандалиями. В результате воздействия пота и давления ступней волшебным образом свалялись плотные войлочные листы. По другой версии, эта история произошла со Святым Кристофером. Еще один вариант легенды связывает открытие войлочных стелек Святым Климентом (впоследствии ставшим IV Папой Римским).
Видимо, войлок разные народы придумали делать самостоятельно, без оглядки друг на друга. Сцепляли шерстяные волокна и в высокогорном Памире, на Тибете, и в холодных Норвегии, Финляндии, и в южноамериканском Перу.
Но на сегодняшний день во всем мире сохранились только несколько древних коллекций войлока из Египта, Сирии, граничащего с Монголией китайского автономного района Синьцзяна и из монгольских курганов Ноинула, где в I–II веках до нашей эры жили сюны (хунны). Монгольское толстое многослойное войлочное полотнище было покрыто тканью со сценами борьбы животных и украшениями в виде аппликаций со стежкой и окантовкой толстым витым шнуром. Сюнская манера валяния войлока с теми или иными дополнениями распространилась вплоть до Северного Кавказа.
А самые почтенные по воз­расту войлочные изделия, относящиеся к IV-V векам до нашей эры, были обнаружены археологами в погребениях Пазырыкской культуры на российском Горном Алтае. Найдены были неповрежденные предметы «скифского круга»: конское убранство, одежда и мягкая утварь. Последние сделаны из тонких, 1–2 мм толщиной, панелей, украшенных аппликацией войлоком по войлоку, изредка дополняемых вышивкой тамбурным швом, окантовкой белым шнуром или вырезанными деталями из золотой фольги (так называемой «пазырыкской линией»).
Славянские народы в древности изготавливали только полувойлоки – например, сукно. Считается, что материал, который мы называем натуральным войлоком, на территорию европейской России завезли кочевники.

Башкирские особенности
То, что войлочные валенки – один из самых популярных брендов России, знают практически все. Поэтому гораздо любопытнее узнать о том, как использовался войлок в быту некогда кочевых народов нашей страны. Забытые традиции сегодня возрождают в разных регионах. В том числе в Башкортостане.
Многогранная яркая культура башкир представляет собой как бы переходное звено между культурами народов Поволжья и народов Средней Азии и Казахстана. Территория Южного Урала являлась самым северным, окраинным местом, где войлок обрабатывался кочевниками. Поэтому здесь валяние войлока сохранило свои архаичные формы и особенности.
Из войлока (кейез) башкиры изготавливали предметы повседневного обихода: одежду, обувь, головные уборы, чехлы для утвари, узорные и гладкие кошмы (войлочные ковры) для утепления и украшения юрт. В устном народном творчестве башкир даже природа ассоциируется с летними кочевыми жилищами, «гостевыми» – белыми юртами. Самые дорогие «двенадцатикрылые» (по количеству звеньев у остова кибиток) белые юрты возводились из тонкого войлока. Белому войлоку башкиры придавали культово-обрядовое значение.
В прошлом у башкир практиковалось изготовление кошм различными способами: катание ногами, способом «перетягивания» с двух сторон арканов, в которые замотана кошма, и с помощью лошади. В последнем случае циновка со сложенной на ней шерстью накручивалась на вал с веревочными петлями на конце. Этот рулон привязывали к лошадям и с их помощью катали по степи до формирования устойчивого однородного полотна.
До наших дней сохранился только традиционный, наиболее древний способ ручного валяния войлока, применяемый исключительно женщинами в домашних условиях. Непосредственно перед валянием они теребят мытую шерсть руками, разбивают прутьями или инструментами в виде лучка. Шерсть раскладывают равномерно на рогоже, камышовой циновке или старой кошме. Размеры подстилки должны перекрывать размеры будущего войлока, так как шерсть дает значительную (до трети) усадку.
Катание производится совместно несколькими подругами или родственницами. Сидя на коленях, обычно три или четыре женщины согнутыми в локтях руками энергично катают рулон с кошмой в течение трех часов при постоянном разворачивании рулона и смачивании войлока кипятком через березовый веник. Обычай коллективной помощи в процессе производства какого-либо натурального продукта незаменим в сельской местности Башкортостана. Вот только на смену домашним изделиям все чаще приходят промышленные. Зачастую китайские.

Художественное валяние
Попадая на землю Башкортостана, сразу ощуща­ешь эпичность этих мест: бескрайние просторы, полноводные реки, высокие горы и глубокие пещеры. Самая сказочная, украшенная наскальными рисунками эпохи палеолита, – Капова. Аборигены назвали ее Шульган-таш (дословно с башкирского: «вода ушла под камень»). Это трехъярусная карстовая пещера, протяженность ходов которой около 3 км. Внутри протекает речка Подземный Шульган. Имя Шульган носит и персонаж башкирского эпоса «Урал-батыр», старший брат главного героя – повелитель подземного мира. События, описываемые в эпосе, относятся ко времени после мирового потопа. Несколько лет назад в пещере сняли телевизионную сказку «Шульган-таш», все артисты которой были облачены в костюмы из войлока. Образы настолько органично предстали перед зрителем, что некоторые подумали, будто действуют нарисованные мультяшные герои. Все благодаря плавным изгибам пушистого войлока. Одна из художниц, смастерившая костюмы, – Вера Мухаметдинова из Стерлитамака. К войлоку она, преподававшая тогда в местном колледже, пришла случайно – ей понравились сделанные студентками панно и юрты, и она сама решила попробовать валять шерсть. Получилось.
Сегодня на различных выставочных стендах можно увидеть удивительные творения мастерицы. Выполнены они как в традиционной «мокрой», так и в «сухой» технике создания декоративного войлока.
«Мокрое» используется для изготовления фона и объемных объектов, сухое – для мелких деталей. Сначала изготавливают основу путем смешивания пучков шерсти. Затем выкладывают три слоя шерстяных волокон: первый – горизонтально, второй – вертикально, и снова горизонтально. Основа тщательно смачивается мыльной водой, накрывается мелкой сеткой и приминается, но не валяется.
После фона приступают к рисунку. Причем дальний план изображения выкладывается первым, затем тот, что ближе к зрителю, и так до самого первого плана, который выкладывается последним. Каждый слой тщательно сбрызгивают мыльной водой и аккуратно прижимают к основе, стараясь не смещать волокна в сторону.
Законченное полотно обильно смачивают мыльной водой, накрывают пленкой и оборачивают вокруг круглого продолговатого предмета (бутылки, скалки), на котором можно будет катать изделие по ровной поверхности. Катание (валяние) производят по махровому полотенцу – оно впитывает влагу, и свернутый валик не будет скользить. Прокатив несколько раз, изделие разворачивают, поворачивают на 90 градусов и, снова свернув, продолжают валяние. В конце полощут работу в воде и сушат…

Полный текст можно прочитать в № 11 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2018 год