Сергей Тастан: «Мусорная отрасль» может и должна быть рентабельной»
С 1 января 2019 года во всех регионах страны начали работать региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Услуга, которая до этого называлась вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) и входила в состав работ по содержанию жилья, теперь полностью перешла в разряд коммунальных. Алтайский край стал одним из первых регионов, который вступил в реформу и чей опыт по вывозу ТКО может быть распространен по всей стране. Основным генератором дискуссий по обсуждению новых отраслевых проектов и применению новых технологий в сортировке и захоронении ТКО в регионе стал руководитель Центра «ЖКХ Контроль» Алтайского края Сергей Тастан.
– Сергей Дмитриевич, новые правила обращения с ТКО вызвали широкий общественный резонанс, а обсуждение подхватили оппозиционные политические партии. Насколько реформа способна решить «мусорную проблему»?
– Против нововведений выступают популисты, которые могут только критиковать. Абсолютно убежден, что действующие с этого года изменения способны решить проблему с растущими свалками. По сути, мы должны говорить не о «мусорной реформе», а о создании отрасли промышленности по переработке отходов. При переходе на новую систему обращения с ТКО мы сможем ликвидировать несанкционированные свалки, поменять сознание людей и исключить потребительский терроризм по отношению к окружающей среде. Наша основная цель – это сокращение, вторичное использование и глубокая переработка всех видов отходов. Ответственная и спланированная работа всех участников этого процесса позволит, на мой взгляд, перейти на раздельный сбор мусора и переработку большей части ТКО за пять лет.
– В Алтайском крае один из самых низких тарифов по вывозу мусора. Как удалось этого достичь?
– Благодаря слаженной работе НП «ЖКХ Контроль» в Алтайском крае, органов местного самоуправления и регионального оператора. С последним нам очень повезло: он стал первым и сразу выбился в лидеры отрасли. Региональный оператор ООО «Спецобслуживание – Центральное» начал работу еще в ноябре прошлого года, не дожидаясь официального вступления закона с первого января 2019 года. Сейчас регоператор работает в трех зонах Алтайского края: Бийской, Алейской и Заринской, – и инвестирует собственные средства. Платить другим полигонам, на которые свозят весь мусор по старинке: без весового контроля, сортировки, санитарной обработки колес выезжающих машин, – мы отказались сразу.
«Нужно брать в расчет специфику региона»
– Каким образом должно быть организовано обращение с твердыми коммунальными отходами?
– В каждом случае нужно брать в расчет специфику региона, но, в общем, правила для всех едины и могут быть адаптированы под любую территорию. Алгоритм расскажу на примере Алтайского края. Повторюсь: принципы захоронения твердых отходов универсальные: сортировка ТКО, максимальное извлечение из них того, что можно использовать повторно, глубокая переработка отходов, минимизация их воздействия на окружающую среду. В Алтайском крае есть свои особенности. Поскольку в крае между населенными пунктами большие расстояния, свозить коммунальные отходы на один полигон даже в пределах одной зоны (а их в крае семь) экономически нецелесобразно. Везти ТКО дальше 50 км невыгодно. Поэтому при каждом поселении должна быть создана площадка временного накопления. Ее необходимо подготовить по всем современным требованиям – например, выложить гидроизолирующей пленкой, препятствующей попаданию инфильтрата в почву. На площадках временного хранения имеет смысл и организовать сортировку – но не стационарную: правильнее использовать мобильные мусоросортировочные станции, затем прессовать отходы и упаковывать в пленку. И уже спрессованные и упакованные ТКО завозить в экотехнопарк, а «хвосты» захоранивать на полигоне твердых коммунальных отходов, построенном с учетом современных требований, где они будут утилизированы или, в крайнем случае, захоронены. Новые нормы касаются также строительных, медицинских, сельскохозяйственных и других отходов.
– Какие действия могут ускорить процесс запуска «мусорной» реформы?
– Вторая сторона медали – это необходимость изменения законодательной базы. Сейчас в «Правилах обустройства контейнерных площадок» мы читаем только про накопление твердых коммунальных отходов, а нужно ввести понятие «места (площадки) накопления, сортировки, переработки ТКО». Добавление этих двух слов способно решить проблему с мусором для отдаленных населенных пунктов и сел. Именно за них у меня больше всего болит душа. Города-то справятся, а как быть маленьким далеким поселкам? Они тоже хотят жить нормально и не увязать в грязи и мусоре. Для этого нужно позволить на месте сортировать и перерабатывать. Добавив два слова, мы вполовину уменьшим объем мусоровоза и не повысим тариф.
Другой момент – это создание самих контейнерных площадок, которые я предлагаю ввести в федеральную программу по формированию комфортной городской среды и в проекты поддержки местных инициатив. У муниципалитетов недостаточно средств, чтобы оборудовать контейнерные площадки повсеместно. Но если мы будем строить новые детские и спортивные площадки на федеральные деньги, а на них ветром будет приносить мусор из близлежащей необустроенной контейнерной площадки, о какой комфортной среде мы можем говорить?
«Подход должен быть системным»
– На ком лежит ответственность за реализацию новых правил вывоза мусора?
– По закону – на собственнике земли, на котором размещается контейнерная площадка. В большинстве случаев земля принадлежит муниципалитету, поэтому отвечает администрация. С другой стороны, администрация нанимает регионального оператора, на которого может также спустить всех собак. Опять-таки производители мусора – как частные, так и юридические лица, – также должны вносить свою лепту и сортировать мусор на этапе его создания. Я убежден, что ответственность должна быть разделена между всеми участниками этого процесса. Только тогда мы сможем добиться результата.
– Насколько «мусорная отрасль» рентабельна и привлекательна для бизнеса?
– Эта отрасль может быть и должна быть рентабельной. Вывоз, сортировку и переработку ТКО надо рассматривать как нормальный бизнес. Но важно зарабатывать не на жителях и повышении тарифа, а на переработке и вторичном использовании отходов. Это вполне реально. Подход должен быть системным, с пониманием, что мы можем отходы превратить в ресурсы для экономики, использовать и органические, и строительные, и прочие фракции…
Полный текст можно прочитать в №4 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2019 год