10.10.2025

Сергей Кузнецов: «Архитектура – это ответственность»

Москва – удивительный город, в котором причудливо сплелись прошлое, настоящее и будущее. Особенно ярко это заметно по разнообразию архитектурных решений и стилей. Русский модерн, конструктивизм, постмодернизм, хай-тек – без специальных знаний во всем этом многообразии разобраться бывает очень сложно. А в последние годы методичными трудами главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова город начинает приобретать совершенно новый, ни на что не похожий стиль. Архитектор даже придумал особое название – эмоциональное техно (эмо-тех).

«МАРХИ – особая школа»
– Сергей Олегович, в каком районе Москвы вы родились и оказало ли окружающее вас пространство влияние на ваше архитектурное мировоззрение?
– Я родился в Кузьминках, на Есенинском бульваре (район столицы в составе Юго-Восточного административного округа. – Ред.). Позже мы с родителями переехали на улицу Паперника, которая также находится на юго-востоке Москвы. От этой части города у меня больше хороших воспоминаний, чем плохих. Я и сейчас сюда с удовольствием приезжаю. Это место с определенной прелестью, которое люблю до сих пор. Оно достаточно тихое, застроенное преимущественно пятиэтажками. Кстати, Кузьминки – район первой волны реновации. Моя мама – участник этой программы. Рядом парк Кусково, рабочие кварталы, интересное сообщество, хотя и не без сложностей.
– Когда вы решили связать свою жизнь с архитектурой и поступать в МАРХИ?
– Мое решение поступить в МАРХИ было связано прежде всего с интересом к рисованию. В институте сильная школа академического рисунка, и именно это стало для меня определяющим фактором. Уже в процессе обучения я постепенно втянулся в архитектуру и осознал, что это мое призвание.
– У каких педагогов вы учились?
– Учеба в МАРХИ – это особая, ни с чем не сравнимая школа, которая формирует не только профессиональные навыки, но и мировоззрение архитектора. Я начинал на факультете общей подготовки, где у меня были удивительные преподаватели – Кирилл Афанасьев, Сергей Куповский, Александр Кудрявцев. Это были яркие личности, настоящие педагоги. Афанасьев, к примеру, прекрасно рисовал. Его рисунок был не просто иллюстрацией – он словно разговаривал линиями, объяснял архитектуру через движение карандаша. Для меня это стало настоящим откровением: архитектор должен уметь выражать мысль рисунком, а не только словами. Позже, на факультете специальной подготовки, я попал в группу Александра Великанова. Там мы занимались жилыми и общественными зданиями. Это были преподаватели другой школы – очень артистичные, театральные по складу, и именно там у меня окончательно сформировалось понимание, что архитектор – это профессия не только инженерная, но и творческая, композиторская. В архитектуре важно не просто решить задачу, а придумать объем, создать выразительный образ, яркую форму. Эти годы и эти люди во многом определили мое отношение к профессии. Я с теплотой вспоминаю ту атмосферу и благодарен своим учителям за то, что они научили видеть архитектуру как искусство.
– Кто из представителей отечественной архитектурной школы оказал на вас наибольшее влияние?
– Я бы не выделял одну фигуру – в нашей архитектурной школе ценны именно преемственность и многоголосие. Конечно, я с уважением отношусь к мастерам советского модернизма и к традиции конструктивизма, где было стремление соединить эстетику и технологичность. Но для меня важнее не отдельные имена, а сама идея ответственности архитектора перед городом. Каждая эпоха оставляет свой след – и мы должны продолжать этот диалог, сохраняя разнообразие и человеческий масштаб. Именно это я стараюсь унаследовать от отечественной школы.

«Архитектура обязана вызывать эмоцию»
– Какое ваше самое любимое место в Москве?
– У меня нет одного-единственного места, я люблю Москву в ее многослойности. Но если говорить лично – то это Кузьминки, где я родился и вырос. Этот район для меня всегда остается особенным, там много теплых воспоминаний. Если говорить уже профессионально, люблю ту часть Москвы, где работаю: Триумфальную площадь, Патриаршие пруды. Еще люблю Москву-реку. Это, можно сказать, главная улица города. Мы много работаем над тем, чтобы набережные возвращались москвичам, становились живыми пространствами. Для меня прогулка вдоль реки – это возможность почувствовать масштаб города и в то же время увидеть его очень близко.
– Расскажите о вашем видении вектора развития Москвы вообще и об эмо-тек в частности.
– Сегодня Москва движется в сторону города для людей и многообразия сценариев. Не только транспорт, жилье и инфраструктура, но и эмоции, впечатления становятся важными. Эмо-тек – это как раз про то, как технологии могут работать на чувства. Архитектура не должна быть холодной или обезличенной. Она обязана вызывать эмоцию, помогать человеку чувствовать себя частью большого и дружелюбного пространства.
– В связи с принятыми поправками в законодательство есть ли планы о строительстве на территории Москвы многоэтажного здания из дерева?
– Мы действительно смотрим на эту тему. За рубежом деревянное домостроение активно развивается, и у нас есть все предпосылки, чтобы тоже двигаться в этом направлении. Конечно, речь идет не о любых конструкциях, а о современных, безопасных технологиях. Это очень перспективная сфера, и мы хотим, чтобы Москва стала площадкой для таких проектов.
– Насколько сложно главному архитектору Москвы находить время для ведения авторских архитектурных проектов?
– Это непросто, честно говоря. Основная часть времени уходит на работу для города, на проекты, в которых участвуют десятки команд. Но архитектура для меня – это не только профессия, но и страсть, и иногда удается находить возможность работать над авторскими вещами. Это дает особую энергию.
– Есть ли какой-то принцип, на основе которого вы принимаете решение о личном участии в большом архитектурном проекте?
– Да, для меня важно, чтобы проект имел ценность не только архитектурную, но и общественную. Чтобы он решал задачу, которая значима для города или для образования, культуры. Тогда включаться в него по-настоящему интересно.

«Башня One – ­манифест о городе будущего»

– В числе ваших авторских работ – проект реконструкции и строительства новых учебных корпусов МГТУ им. Баумана. Что вас связывает с этим вузом и почему вы решили сосредоточиться на этом объекте?
– Бауманка – уникальный университет с огромной историей. Я видел, что кампусу не хватает современных пространств, которые соответствовали бы уровню вуза. Для меня это был вызов: соединить наследие и новые возможности. В этом проекте мы старались создать среду, где студенты смогут чувствовать себя частью сильной академической традиции, но при этом иметь инфраструктуру мирового уровня.
– Кто был инициатором реконструкции – город или вуз?
– Это был совместный интерес. Университет давно понимал, что нужны новые пространства, а город со своей стороны поддержал инициативу, потому что речь идет о флагманском вузе страны.
– Как возникла идея настолько гармоничного соединения уже имеющихся в этом квартале старинных зданий с современными архитектурными формами? В чем черпали вдохновение?
– Мы исходили из уважения к историческому контексту. Важно было не противопоставлять новое и старое, а показать, что они могут существовать в диалоге. Вдохновение приходило из самого места – из его ритмов, масштаба, материалов. Архитектура здесь должна работать как связующее звено поколений.
– У вас есть очень оригинальный проект ИЖС – «Русское идеальное». Как рождалась эта концептуальная идея?
– «Русское идеальное» родилось из размышлений о том, что такое современный дом для человека в России. Мне хотелось соединить традиционные формы, близкие нашему восприятию, с современными технологиями и комфортом. В итоге получился образ, в котором есть и узнаваемость, и новизна. Это, скорее, философский проект, чем коммерческий, но он показывает направление поисков.
– Над каким новым проектом сейчас работаете?
– Сейчас мой главный проект – башня One, над которой мы работаем вместе с Дмитрием Суховым, талантливым архитектором и моим однокурсником по МАРХИ. Нашей целью было сделать из нее манифест о городе будущего. Так родился образ башни One. Архитектура может быть молчаливой, а может говорить. Этот проект говорит громко, он эмоционален, он про движение, форму, петлю, которая соединяет небо и землю, бизнес и место для жизни, рациональное с эмоциональным. Самый высокий парк в Европе – это не рекорд ради рекорда. Это способ показать, как может выглядеть вертикальный город: светлый, биофильный, живой, человекоцентричный.

«Не бояться ошибок и искать свой язык»
– Что вам помогает всегда быть в форме и выдерживать интенсивный ритм жизни?
– Прежде всего любовь к делу. Когда ты понимаешь, зачем все это делаешь, появляется энергия. Плюс спорт, дисциплина, умение переключаться. Иногда достаточно просто пройтись пешком по Москве – и силы возвращаются.
– Есть ли у вас любимое выражение, слоган или девиз, который вы часто вспоминаете?
– Мне близка мысль: «Архитектура – это ответственность». Перед людьми, перед временем, перед будущим. Я стараюсь всегда держать это в голове.
– Что бы вы пожелали молодым людям, мечтающим стать архитекторами или урбанистами?
– Я бы пожелал смелости. Не бояться ошибок, искать свой язык, учиться у лучших, но всегда идти своим путем. Архитектура – это профессия, которая требует страсти и настойчивости. Если у вас есть эта энергия – все получится. 

Андрей Пучков