Сергей Клепиковский: «Чтобы дорога прослужила долго, нельзя экономить на материалах»
В Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве состоялся профессиональный форум «Молодой специалист – строитель будущего». Мероприятие собрало представителей профессионального сообщества, профильных учебных заведений и всех тех, кто интересуется настоящим и будущим строительной отрасли. Среди участников форума была и российская компания АО «ДСК «АВТОБАН». Представляем интервью с главным геодезистом компании Сергеем Клепиковским.
«Следим за новыми технологиями»
– Мы занимаемся проектированием, строительством и реконструкцией автомобильных дорог, мостов и путепроводов. История нашей компании берет начало в шестидесятые – в эпоху высоких идей и научных прорывов. Именно в 1965–1966 гг. были сформированы СУ-905, СУ-906 и СУ-909, строители которых прокладывали дороги в суровых условиях Западной Сибири. В 1999 году было создано ОАО «ДСК «АВТОБАН», которое начало последовательно объединять под своим брендом наиболее перспективные дорожно-строительные компании Центрального федерального округа и Западной Сибири.
В настоящее время работаем в 15 регионах страны, в том числе Московской, Нижегородской областях и Республике Башкортостан, где реализуем значимые проекты в области дорожно-транспортной инфраструктуры. Главный административный офис располагается в Москве. За годы существования компания накопила значительный опыт по основной сфере деятельности и находится в числе лидеров в своем секторе строительных работ. На сегодня она является членом Российского союза промышленников и предпринимателей, Национальной ассоциации инфраструктурных компаний, Союза дорожно-транспортных строителей, Ассоциации инфраструктурных инвесторов и кредиторов. Мы держим руку на пульсе, следим за новыми технологиями, участвуем в тематических выставках и мероприятиях.
– В какой степени вас коснулась необходимость импортозамещения?
– На сегодняшний день в основном мы используем зарубежное оборудование и программное обеспечение, но идет активная разработка отечественных аналогов. Полагаю, что в течение ближайших нескольких лет мы сможем перейти на использование российских программных продуктов, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности в области разработки документации, строительства автомобильных дорог и сопутствующих им сооружений. Необходимость импортозамещения назрела и должна быть разрешена с появлением отечественных профессиональных программ для использования в строительной отрасли.
– О какого рода программном обеспечении идет речь?
– Разрабатываемые программные продукты должны заменить распространенный в настоящее время программный комплекс американской компании Autodesk. Подобного рода программы используются для проектирования автомобильных дорог, подготовки сопроводительной документации, технического обсчета различных параметров и объемов будущих сооружений. Сегодня все конструктивные решения и моделирование запланированных объектов строительства подготавливаются и рассчитываются в специализированных программах, и нам необходимо обеспечить свою автономность в смысле независимости от внешних поставщиков.
– На выставочном стенде вашей фирмы представлены различные технические устройства. Расскажите о них подробнее.
– Мы постарались показать посетителям то оборудование, которое используем в повседневной работе, – это нивелир, тахеометр, комплект GPS-оборудования, а также квадрокоптеры. Все эти приборы и приспособления предназначены для различных видов работ в сфере строительства – определения разности высот между различными точками на слоях дорожного покрытия, мостах и иных сооружениях, замера расстояний, измерения вертикальных и горизонтальных углов. Разбивочные работы на участках под строительство будущей дороги можно выполнять при помощи системы глобального позиционирования на местности. Весь этот инструментарий мы используем в нашей работе и постоянно осваиваем новые технологии, стараемся идти в ногу со временем.
– В основном представленное оборудование цифровое? Или аналоговые приборы тоже используются в вашей работе?
– В нивелире и тахеометре расположены визирные трубы, в которых находится оптика. Мы можем взять рейку старого образца, посмотреть в оптику нового цифрового нивелира и снять показания традиционным способом, но в основном сейчас пользуемся цифровыми приборами. Тут представлена техника фирм Leica и Trimble – это одни из лидеров в производстве качественного геодезического оборудования. От точности предварительных, промежуточных и итоговых измерений зависит качество выполняемых работ, поэтому мы обращаем особое внимание на весь комплекс технической подготовки – он должен выполняться безупречно и в установленные сроки.
– Сергей Сергеевич, как давно создана ваша компания, чем она занимается и в каких регионах страны реализует свои проекты?
«Очень важно сохранить хорошую репутацию»
– Подготовка и производство работ по строительству автодорог в большей степени опирается на требования федеральных или региональных правовых норм?
– В настоящее время комплекс нормативно-правовых документов в значительной степени носит рекомендательный характер. Каждый заказчик, будь то федеральный проект или концессионное соглашение на выполнение локальных работ, имеет право указывать в договоре, а также проекте свои нормативы и допуски. В этом смысле мы можем опираться как на федеральные, так и на региональные требования. Многое зависит от заказчика, проектного института и подрядчика – в каждом конкретном случае могут быть нюансы в подготовке документации и реализации работ на их основе. В любом случае от тщательности проработки и согласования предварительной документации зависит качество реализации будущих работ.
– Рыночные условия последних десятилетий позволили выявить наиболее добросовестных подрядчиков в области производства дорожно-строительных работ?
– Внутри компании составляются определенные рейтинги, в которых представлены подрядчики, зарекомендовавшие себя по результатам уже завершенных работ. Накапливая опыт, мы выходим на новые объекты только с теми контрагентами, которые хорошо показали себя в прошлом. В нашей сфере очень важно сохранить хорошую репутацию, на рынке остаются лишь те, кто уважает себя и партнеров. Кроме этого, существуют профессиональные союзы и независимые оценки, которые также помогают ориентироваться в сложившейся динамике и делать обоснованные прогнозы на будущее.
– Также среди ваших выставочных образцов представлены дорожные знаки. Для чего они тут?
– Дорожные знаки выставлены для демонстрации нашего лабораторного оборудования, которое определяет соответствие данного вида изделий существующим нормам и стандартам. В своде установленных правил есть определенные допуски, например по степени отражения света – этот параметр не может быть меньше заданного значения. Мы используем специальный прибор, который позволяет измерить это значение и закупать у поставщиков только ту продукцию, которая соответствует требованиям безопасности. В сумерках и темное время суток дорожные знаки должны хорошо просматриваться со значительного расстояния и их отражающая способность в этом отношении первостепенна. Также данный параметр должен сохраняться в течение длительного времени эксплуатации изделия. При заключении контракта на поставку продукции и материалов входной контроль необходим и обязателен.
– Насколько широко в вашей сфере применяются беспилотные летательные средства и перспективно ли их использование в будущем?
– За последние 3–5 лет беспилотники заметно шагнули вперед, они стали совершеннее и надежнее, что позволяет использовать их в профессиональной деятельности. Наша компания активно применяет беспилотные летательные средства, мы стараемся их развивать и внедрять в рабочий процесс. Обучение сотрудника на оператора беспилотника занимает всего две-три недели, а эффект от этого может быть весьма значительным. В этом смысле мы точно находимся в авангарде и показываем пример другим строительным компаниям. Считаю, что в обозримом будущем эти технологии станут еще более совершенными, а следовательно – результативными. На стенде вы можете видеть образец беспилотника, который мы применяем в своей работе – это небольшой, но вполне надежный помощник при производстве дорожно-строительных работ. Их применение позволяет сократить время обмера площади и объема материалов на строительной площадке. По-хорошему операторов беспилотников уже надо готовить на профильных кафедрах строительных учебных заведений.
Секреты качества
– Как улучшить качество дорог в масштабах страны?
– Ответ на этот вопрос может показаться риторическим. На качество и долговечность автомобильных дорог влияет множество факторов – от климата и перепада температур до свойств и особенностей производства подготовительных работ. Профессиональные лаборатории постоянно работают над качеством дорожного покрытия – изобретаются и внедряются новые химические составы асфальтобетонных смесей. Чтобы дорога прослужила долго, требуется качественное выполнение всех этапов работ, нельзя экономить на материалах, а также форсировать темпы строительства. Земляное полотно под будущей дорогой должно отстояться, к каждому последующему этапу необходимо подходить постепенно, не пропуская важные технологические этапы, – в этом заключается залог качества. Мы стараемся работать именно так, чтобы дороги получались надежными и долговечными.
Беседовал Виктор Кудинов