01.03.2016

Светлана Разворотнева: «Наша главная задача – помогать людям»

По мнению социологов, проблемы ЖКХ занимают лидирующие места в рейтингах проблем, волнующих граждан. Насколько тревожной выглядит ситуация в сфере ЖКХ с точки зрения общественного контроля? Об этом наш разговор с исполнительным директором некоммерческого партнерства «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» Светланой Разворотневой.

razv2Cлава Богу, говорить о том, что в ЖКХ у нас катастрофа, не приходится. Перебои в подаче света, воды, тепла являются скорее исключением, чем правилом. Тем не менее, проблем немало. Каждый квартал мы составляем рейтинг таких проблем, который является своего рода «термометром в ЖКХ». Рейтинг составляется на основании обращений, которые поступают в приемные центров общественного контроля по всей стране. Каждый месяц мы получаем около 3 тысяч обращений.

Самой больной проблемой на протяжении нескольких последних лет остается начисление платы за жилищно-коммунальные услуги. Люди не понимают, за что они платят и почему платежи постоянно растут, а качество не улучшается. Особенно сложной сферой остается начисление платы за тепло – в большинстве случаев они распределяются на 12 месяцев, в конце года происходит перерасчет. В этом случае проверить правильность начислений для рядового пользователя практически невозможно. А непрозрачность всегда рождает подозрения.

– Какие еще проблемы в «топ-листе» вашего рейтинга?

– На втором месте по итогам 2015 года оказались проблемы, связанные с управлением многоквартирными домами. К управляющим компаниям всегда было много претензий. Введение лицензирования только подогрело интерес к данной теме. Во многих регионах процесс выдачи лицензий сопровождался скандалами, спорами между управляющими компаниями. Самыми неприятными последствиями для граждан стали появление «двойных» платежек и брошенные дома. Правда, лицензирование лишь спровоцировало отказ управляющих компаний от малоквартирных, ветхих домов. Причина лежит гораздо глубже. У нас до сих пор не решен вопрос – за чей счет должны управляться такие дома? Пока, к сожалению, это происходит за счет средств собственников, проживающих в новых многоквартирных домах. Однако это в корне неправильно.

– Введение лицензирования, на ваш взгляд, помогло решить какие-то проблемы в сфере управления МКД?

– Контроль за внедрением лицензирования был одной из ключевых задач сети общественного контроля в 2015 году. Переходный период, во время которого получали лицензии уже действующие компании, проходил в очень сжатые сроки и сопровождался множеством проблем. Слава Богу, большинство из них сегодня в прошлом. Не могу сказать, что рынок радикально изменился с введением лицензирования, однако у государства появился дополнительный инструмент для защиты граждан. И его можно использовать, когда собственники не в состоянии справиться с недобросовестной управляющей компанией, работающей в их доме…

Полный текст можно прочитать в № 3 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2016 год