09.01.2023

Сад в русском стиле

У любого явления есть своя история, обладающая началом, развитием и финалом, который не всегда является окончательным и бесповоротным. Есть такая самобытная история и у становления отечественного садово-паркового хозяйства. История стародавняя, самобытная и даже в чем-то сакральная. Это занятие со временем превратилось в отдельный вид искусства, со своими характерными особенностями, которые многие специалисты уже давно называют «русским стилем».

Священная земля
Все началось в глубокой древности, когда наши предки, веря в одушевленность любого камня или дерева, стали пытаться наладить контакт с повелителями воздуха, воды, земли и огня, а заодно и с духами полей, лесов, рек и озер. Так возник анимизм – первобытный культ, у которого были свои «храмы» – ландшафтные урочища, благодаря природным особенностям вызывавшие у посещающих их людей ни с чем несравнимый душевный трепет.
Такими «местами силы» могли быть скопления огромных камней, отдельно стоящие рощи или островки посередине озер или рек. Со временем посещение заповедных мест обзаводилось системой определенных ритуалов и правил, за соблюдением которых строго следили специально обученные жрецы. За территорией тщательно ухаживали, ее особым образом оборудовали. Следы древнейших объектов подобного рода на территории нашей страны археологами датируются III веком до н.э. А самым знаменитым подобным местом принято считать Соловки. Доподлинно известно, что уже в Х веке этот островной архипелаг был территорией совершения массовых языческих обрядов. Столетиями местные жители, относящиеся к финно-угорским народам, проводили здесь свои магические ритуалы. До наших дней на островах сохранилось множество выложенных на земле небольшими валунами затейливых узоров и запутанных лабиринтов, по своей системе очень похожих на знаменитые японские «сады камней». С приходом на Русь христианства все эти места были сразу же «переформатированы» под нужды официальной государственной религии, но своего сакрального значения не утратили до сих пор.

Монастырская школа
Особая роль в развитии и распространении садового дела на Руси принадлежит монастырям. На протяжении продолжительного периода времени на их территории шла планомерная работа по культивированию лекарственных растений, а также ключевых овощей и фруктов, значение которых для здоровья человека монахи понимали как никто другой.
Чаще всего монастырские сады были очень компактными, имели прямоугольную форму с расположенными крестообразно неширокими дорожками. Такая аскетичная планировка очень сильно отличалась от традиционных западноевропейских аналогов, где в монастырях очень любили оборудовать фонтаны, беседки и декоративные цветники. Наши монахи обустраивали все значительно аскетичнее и строже. Конечно, и они не были лишены чувства прекрасного: в некоторых обителях существовали специальные декоративные закутки, которые должны были олицетворять «рай на земле», но из-за особенностей нашего климата из всех райских деревьев там хорошо росли только яблони.
Зато по части лекарственных трав нашим монахам не было равных. Само понятие «лекарский огород» впервые возникло именно там. Вплоть до середины XVII века монастыри владели монополией на разведение и продажу отечественных и заморских лекарственных растений. Однако при царе Алексее Михайловиче Тишайшем был образован особый административный орган – Аптекарский приказ, который стал заведовать вопросами снабжения лекарственными травами не только царской семьи, но и всего войска. Монахам пришлось подчиниться и на постоянной основе отдавать часть своего «аптекарского сбора» на «государевы нужды».

Царицыны луга и «Закон градской»
В старину самые главные и самые богатые сады располагались прямо напротив Кремля – на противоположном берегу Москвы-реки, и числились под прямым царским владением. Память о тех временах до сих пор сохранилась в названиях местных улиц и набережных. В Государевых садах не только произрастали различные диковинные фрукты и ягоды. Многие из них имели специальное представительское назначение: там проводились неформальные дипломатические встречи или устраивались пышные пиры с видом на реку. А еще здесь были обустроены отдельные садоводческие и сельскохозяйственные угодья, которые принадлежали исключительно царской супруге. Их было принято называть «царицынскими».
Следуя примеру государя, свои собственные «именные» сады организовывали бояре и прочая высшая знать. Планировка таких приусадебных участков была в основном свободная, хотя действовали некоторые ограничивающие рекомендации. Так, например, согласно правилу «прозора», боярские сады не должны были загораживать соседу вид на ближайший храм, реку, озеро или другую живописную окрестность. А согласно действовавшему в XIII–XVI веках «Закону градскому» (своду градостроительных правил, переписанных монахами из византийских первоисточников), не рекомендовалось сажать какие-либо фруктовые деревья на расстоянии менее десяти стоп (2,88 м) от границы соседского участка. Таким образом сразу удавалось избегать споров, кому принадлежат упавшие на землю плоды и ягоды.

Развитие в Петровскую эпоху
Долгое время отечественная садово-парковая школа развивалась изолированно от общеевропейской. Однако расширение культурных связей в эпоху царствования Петра I, привлечение им в Россию лучших иностранных мастеров данного дела способствовало грандиозному расцвету русского паркового искусства. Первый в мире город, построенный по регулярному плану, – Санкт-Петербург, вобрал в себя все лучшее, чем только обладала на тот момент градостроительная наука. Революционные в то время идеи открытых городских пространств в сочетании с планированием обширных общественных парков прекрасно дополнили уже существовавшие к тому моменту традиции русского городского и приусадебного строительства.
Одним из первых подобных проектов стал план обустройства Васильевского острова, разработанный при активном участии самого Петра I, который лично нарисовал на нем сеть каналов, бассейнов и фонтанов. Однако из-за особенностей грунта реализовать все петровские замыслы в этом месте не удалось. Тогда российский самодержец переключил все свое внимание на организацию Летнего сада, впоследствии ставшего настоящим зеленым оазисом в самом центре града Петра.
Самый первый проект этого диковинного в тот момент общественного пространства было поручено разработать голландскому садовнику Яну Роозену. С поставленной задачей тот успешно справился к концу 1714 года. В 1717 году царь Петр собственноручно внес некоторые исправления в представленный генеральный план и очень тщательно следил за его реализацией, вникая во все хозяйственные мелочи.
На первый взгляд планировочная идея Летнего сада очень проста: от Невы вглубь территории идут три параллельные прямые аллеи. Их пересекают несколько перпендикулярных дорожек. Естественной границей сада с севера и востока служат русла Невы и Фонтанки. На западе и на юге сад ограничен каналами – Лебяжьей канавкой и искусственной протокой, соединяющей Фонтанку с истоком реки Мойки. В полном соответствии с правилами изящного садоводства все аллеи Летнего сада были обсажены ровно подстриженным кустарником – шпалерами, которые образовывали своеобразные искусственные стены. Четыре участка, ограниченные такими шпалерами, образовывали отдельные секции – боскеты, каждый из которых был оборудован особыми «садовыми затеями». Например, в одном выкопали большой овальный пруд с островом, на котором разместили изящную беседку. В другом боскете организовали птичник с голубятней и кормушками для пернатых гостей. Все аллеи Летнего сада были украшены специально привезенными из Италии мраморными статуями и бюстами. На площадках центральной дорожки били разнообразные фонтаны.

***
Старания первого российского императора не пропали даром. Привнесенное им в Россию XVII века европейское садово-парковое искусство в значительной степени подготовило расцвет русской ландшафтной архитектуры в XVIII–XIX веках. Накопленный опыт обустройства городских садов и парков очень удачно лег на традиционный древнерусский уклад садоводства и огородничества. В результате русская ландшафтная школа первой половины XVIII века вышла на принципиально новый уровень. Возник феномен русской усадьбы, который на долгие годы стал визитной карточкой отечественной городской и сельской архитектуры. Но это уже отдельная история… 

Продолжение следует

Андрей Пучков