«Российская школа находится на перепутье»
За последние десятилетия система среднего образования России претерпела серьезные трансформации. Стремительно менялась страна, менялась и школа. О том, какой получен результат и в чем заключаются основные векторы дальнейшего развития, «Вокруг ЖэКа» беседует с Марией Кабановой – методистом Института содержания, методов и технологий образования МГПУ, политологом и учителем истории.
«Пора возвращаться к непреходящим ценностям»
– Хотелось бы начать разговор с вопроса о статусе школьного образования в современном обществе. Согласны ли вы с модным сегодня понятием «образовательные услуги»?
– Сейчас школьное образование находится на перепутье. С 1991 года произошли реформы, в ходе которых были изменены цели школьного образования. При советской системе главным заказом государства по отношению к школе и образу формирования личности в целом был человек-творец. В последние десятилетия нам говорили, что в новой системе взглядов и установок эта цель уже устарела и необходимо формировать рациональных потребителей. В этом видны издержки рыночных отношений и капиталистической экономики, которая диктует свои правила игры, где все продается и покупается. Произошел буквальный перенос товарно-рыночных отношений из экономической сферы в духовную, вследствие чего мы наблюдаем трансформацию моральных ценностей. Во главу угла ставится личная выгода, а не общественные интересы.
Не могу согласиться с трактовкой образования как услуги. Услуга – это предоставление конкретному человеку личного блага под его исключительные нужды и индивидуальные запросы. При таком подходе ни о каком общественном, общегосударственном восприятии речи не идет. Так же, как и здравоохранение, образование – это общественное благо: оно дается каждому, коллективно потребляется всеми членами общества независимо от того, платят они за это или нет. В этом смысле общественное благо совсем не похоже на частное, которое приносит пользу только одному. Невозможно организовать продажу общественного блага, так как нельзя исключать отдельные категории людей из круга его потребителей. Знание – свет и система образования, оно не может рассматриваться в рамках товарно-денежных отношений купли-продажи услуг. Известно, что в обществе, в котором уровень школьного и вузовского образования высок, снижается степень криминализации. Образование не должно быть связано с понятием конкуренции потребления, где кому-то путем упорной борьбы удается его получить, а кому-то нет.
Образование не должно превращаться в услугу – это совершенно другая система взаимоотношений, когда происходит передача культурного и духовного опыта от поколения к поколению. В настоящее время многие теоретики и практики всех ступеней образования чувствуют необходимость возвращения к высоким непреходящим ценностям, что особенно актуально в текущих условиях внешнеполитической нестабильности.
– Школа обязана давать только знания или также важна ее воспитательная функция?
– Традиционно каждый урок должен заключать в себе как образовательную, так и воспитательную составляющие. Объединение этих двух частей делает педагогический процесс целостным. С точки зрения традиций отечественной педагогической науки кроме приобретения знаний, умений и навыков на каждом уроке должна незримо присутствовать воспитательная цель. Преподавание предмета с исключением нравственно-моральной функции – всего лишь костяк, который дает определенный набор конкретных знаний. В то время как наличие в школьном образовании воспитательной функции формирует в человеке разносторонне развитую личность. Школа – один из первых и главных агентов социализации ребенка.
Конечно, при этом нельзя исключать главенствующую роль семьи. Если школа ставит цель сформировать личность ребенка с общественно-значимыми качествами, то без помощи родителей добиться этого практически невозможно. При наличии двойных стандартов в школьном и семейном воспитании неизбежно возникнет диссонанс между по-разному расставленными приоритетами. Происходит обесценивание того, что говорит учитель, и того положительного, что дает школа. В ребенке формируется практика ситуационного применения двойных стандартов в зависимости от окружающей обстановки. В дальнейшем это пожизненно закрепляется в отношениях к людям и сказывается на семейной и профессиональной жизни. Воспитательная роль школы – основное условие формирования человека, его внутреннего мира и мировоззрения. Родители должны играть главенствующую роль в воспитании своих чад и при этом поддерживать усилия школы и учителей, не препятствуя установочным принципам и воспитательным моментам.
«Эксперимент с объединением школ провалился»
– К каким результатам привело объединение отдельных школ в крупные образовательные комплексы с несколькими корпусами, включающие даже детсадовские отделения?
– Если говорить откровенно с позиции педагога, который прошел через подобную трансформацию в Москве, этот эксперимент провалился. Школы, прошедшие через процедуру объединения, к сожалению, многое потеряли и мало приобрели. Во многих школах десятилетиями складывались свои традиции, каждая из них имела свой образ и сложившийся коллектив. Директора и завучи выходили из учительского состава данного заведения. Им доверяли и их уважали, так как знали, что эти люди отлично понимают всю особенность образовательного процесса в конкретной школе. Эта традиция преемственности была полностью уничтожена.
Сейчас директор воспринимается как менеджер и его могут в любой момент заменить. Люди состоят на должности директора от двух до четырех лет, а ведь за такой короткий период времени невозможно создать сложную систему единого школьного организма. Заметен отрыв директоров от школьного организма, зачастую они не ощущают себя членами слаженно работающего педагогического коллектива. Объединение стало тяжелой травмой для педагогов, у которых пропали общие ориентиры. Традиции размываются, школа перестала быть тем домом, куда хотелось прийти не только во время уроков. Эксперименты с объединением школ проводились и в советское время, и надо сказать, тогда они себя тоже не оправдали. Однако мы вновь наступили на те же грабли. Попытка экономии на образовании обернулась ломкой давно сложившихся школьных традиций.
От здоровья и образования детей зависит существование государства в будущем. Нужно понимать, что деньги, вложенные в систему образования, это долговременная стратегическая задача и экономить на ней нельзя. В образовании горизонт планирования очень далек, но он обязательно даст о себе знать через 10–20 лет, когда сегодняшние школьники станут взрослыми людьми и начнут определять развитие страны. Объединенные школы стали безлики, а современная конкуренция между новыми образовательными комплексами не приводит ни к чему хорошему. Желание сделать образование более доступным так и не привело к ожидаемому результату, так как самые престижные школы, возглавляющие рейтинги учебных заведений, сохранили систему отбора детей через вступительные испытания. В то время как остальные школы этого права лишены. Так что цель предоставить семье ребенка возможность свободного выбора учебного заведения без привязки к месту прописки фактически не выполнена.
Кроме этого, один человек в статусе директора не способен управлять огромным заведением, разбросанным по нескольким учебным корпусам. Тем более, что детский сад и школа имеют различные подходы в воспитании и обучении, обладают своей спецификой. Может ли директор нести ответственность за происходящее в отдельном корпусе его заведения, если попросту не знает, что в нем происходит, ввиду удаленного его расположения? Отдельные компактные учебные заведения легче реализуют выбранную учебную направленность, а учителям не приходится бегать из корпуса в корпус, которые могут находиться на разных станциях метро. Школа – не многостаночное фабричное производство.
– Насколько свободен учитель-предметник в выборе методик преподавания, содержания и оценки излагаемого материала?
– ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт. – Ред.) дает определенную рамку для педагога. Ориентируясь на этот стандарт, он понимает границы применения методических средств. Учитель может наполнить свой урок дополнительным наглядным материалом, сделать его более динамичным. Он имеет возможность творить, выбирая тот подход, который считает нужным, но при этом ему нельзя допускать излишнего субъективизма в преподнесении гуманитарных дисциплин. Грамотное обучение основывается на фактологии и причинно-следственных связях. Важно оставлять место для личного мнения ребенка, но при этом необходимо научить его обосновывать свою точку зрения.
Вместе с тем присутствует некоторое ограничение в методах диагностики полученных знаний: по окончании 9-го класса – обязательный ОГЭ, а в завершении 11-го – ЕГЭ. Определен набор приобретенных знаний, которыми должны обладать ученики.
– Несколько лет назад учителя поголовно жаловались, что много времени уходит на отчеты и заполнение всевозможных форм. Вроде было обещано сократить количество отчетной документации. Как дела обстоят в настоящее время?
– Сейчас в Москве этот вопрос все-таки более-менее решен. Да, есть отчеты, которые подготавливают классный руководитель и учитель-предметник, но общее количество документации значительно сократилось. Онлайн-сервисы «Московская электронная школа» и «Электронный журнал» дают возможность автоматически формировать необходимые отчеты, подсчитывать что-то вручную уже не приходится. Однако в электронных программах бывают периодические сбои, они подвержены хакерским атакам, что иногда раздражает учителей. Наверное, эти нюансы устранимы с течением времени.
«Дистанционное обучение не может заменить очное»
– Как сказалось вынужденное дистанционное обучение на успеваемости школьников в период пандемии? Насколько важен личный контакт класса и учителя?
– Здесь я буду категорична: только при очном обучении в процессе непосредственного контакта учителя и ученика можно выстроить передачу знаний и сфокусировать внимание на предмете. Передать знания через компьютер невозможно без ощутимого снижения результата. Дистанционное образование требует большой мотивации и сформированной силы воли, которых у детей нет в силу возраста. Концентрация внимания вырабатывается со временем, и необходимое для этого условие – долговременная практика присутствия на классно-урочных занятиях. Дистанционно невозможно обучить письму, чтению, нельзя правильно поставить руку, чтобы выработать хороший почерк. Личное присутствие и глазной контакт обеспечивают определенную атмосферу, формируют приобретение умений и навыков. На расстоянии невозможно добиться устойчивых педагогических результатов.
Кроме того, социализация детей возможна только при условии личного общения. Опосредованная форма общения не дает устойчивого положительного результата, не формирует понятие о коллективе – она, скорее, разъединяет учащихся, отдаляя их друг от друга и от учителя. При отсутствии личного общения возникает опасность деградации личности ребенка, так как у него не выстраивается здоровая система социальных связей со сверстниками и взрослыми. Дистанционное образование может являться подспорьем в работе учителя, но никак не основным способом работы. Форс-мажор последних двух лет следует рассматривать как вынужденную временную меру, после которой мы должны вернуться к очному формату обучения как приоритетной форме работы с детьми.
– Как изменились приходящие в школу дети за последние 10–15 лет? И изменились ли?
– Они изменились очень сильно. В массе своей дети становятся все более инфантильными, они поголовно погружены в соцсети, где проходит основное общение между ними. Огромный поток информации, в котором они ежедневно пребывают, формирует совершенно чуждые нашей культуре принципы морали, превознося отрицательные модели поведения. Дети стали меньше читать, меньше общаться, что выражается в бедности их речи. Ребята с трудом подбирают слова для высказывания мысли, и это – следствие обеднения их эмоциональной сферы. Мотивированных детей становится все меньше, а если мотивация и присутствует, она, как правило, касается материальной стороны жизни. Дети стали апатичны, в их глазах пропал задор, огонь и желание творить, которые всегда сопровождали юные годы прошлых поколений. Это следствие перенасыщения информацией, которая формирует фрагментарность восприятия окружающего мира и невозможность длительной концентрации внимания даже в старших классах. Отсюда черствость в суждениях, отсутствие личных и общественных целей в жизни. Долговременное счастье обеспечивается творчеством, желанием делать добро и нести нравственные ценности. В условиях отсутствия идеологии подрастающее поколение дезориентировано, у него не формируются базовые нравственные качества, которые возможно приобрести только в детском возрасте. Без заинтересованности на государственном уровне невозможно переломить сложившуюся тенденцию. Доброе, творческое и созидающее начало в детях возможно сформировать только при условии целенаправленной и системной работы школы, семьи и общества в целом.
«В основе ОГЭ и ЕГЭ – идея равных возможностей»
– Выскажите свое отношение к тестированию как системе оценки знаний. Стоит сохранить ОГЭ и ЕГЭ или следует вернуться к системе выпускных экзаменов?
– На самом деле я не против ОГЭ (Основной государственный экзамен, сдается по окончании 9-го класса. – Ред.) и ЕГЭ (Единый государственный экзамен, сдается по окончании 11-го класса. – Ред.), в их основу заложена прекрасная идея равных возможностей для детей из всех регионов нашей большой страны. Тестовая система контроля позволяет выявить пробелы в полученных знаниях. Я рада, что в ОГЭ и ЕГЭ ввели развернутую часть, где ребенок может показать умение формулировать и решать какую-то проблему, продемонстрировать сформированность своей позиции по тому или иному вопросу, выстроить причинно-следственную связь с приведением примеров из жизни. Не будем забывать, что ЕГЭ дало возможность избавиться от коррупции и уйти от двойных переживаний детей при сдаче сначала выпускных, а затем вступительных экзаменов при поступлении в вуз. До ЕГЭ попасть в вуз зачастую можно было или при наличии родительских связей, или путем занятий с репетитором из конкретного института. Была очевидна разница в программах – вузы требовали при поступлении те знания, которых не давала школа. Введение системы ЕГЭ нивелировало эту проблему и дало возможность успевающим детям из любых регионов подготовить себя и сдать это испытание на высокий балл.
Вместе с тем тестовая система – это упрощенный вариант проверки знаний. Человека надо формировать как думающую личность и давать возможность показать багаж, который он приобрел в течение школьной жизни. Но сейчас ЕГЭ трансформируется в лучшею сторону в сравнении с тем, что было в недавнем прошлом.
– Школы – не только образовательные учреждения, но и центры культуры и общественной жизни. В них функционируют кружки, секции, проводятся концерты, располагаются избирательные участки. Насколько это важно для жизни отдельных городских районов и сельских поселений?
– В образовательной системе советского времени было огромное количество всевозможных секций и кружков для внешкольного развития детей любого возраста. Была целая система бесплатной организации детского творчества и досуга. К сожалению, в 1990-е годы произошло закрытие или перепрофилирование многих домов детского творчества, особенно в провинции. В Москве в последние годы прошло их укрупнение, объединение с учебными заведениями в рамках общего подчинения.
Уверенно удерживают свои позиции детские школы искусств, которые объединили в себе бывшие художественные и музыкальные школы, но они не состоят в системе Министерства просвещения. Тем детям, которые не занимаются музыкой или рисованием профессионально, тоже необходимо посещать творческие кружки и участвовать в школьных спектаклях, так как это формирует личность ребенка и дает возможность попробовать себя в качестве созидателя, позволяет обнаружить в себе талант. Не попробовав себя в нескольких кружках и секциях, нельзя понять, к чему у тебя предрасположенность, которую можно развить в будущем. В этом смысле именно внеурочная занятость детей на территории школы позволяет выявить предрасположенности и склонности, которые можно будет развить уже в иных заведениях.
И действительно, школы – это общественные здания, в которых традиционно проводятся выборы, организуются встречи жителей с муниципальной администрацией, проходят встречи детей с ветеранами и иные общественно значимые мероприятия районного уровня. Школы выполняют весьма широкие функции.
– Как правило, школьные здания относятся к нескольким типовым сериям застройки. Чего им не хватает с точки зрения их функциональной приспособленности к учебному процессу, пребывания школьников и педагогических работников?
– Современные школьные здания учитывают все, что необходимо для комфортного пребывания учеников и педагогов. Здания функциональны в том числе для инклюзивного образования, подъезды имеют удобные пандусы для колясок, во многих школах появились лифты. Очень важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли посещать обычные городские школы, что способствует их полноценной социализации. В зданиях есть хорошо проработанные рекреационные и спортивные зоны, где дети могут сбросить напряжение на переменах. Фасады школ перестали быть однотонными, все чаще они окрашиваются в несколько цветов. Очень радует обустройство школьных территорий, футбольные стадионы и детские площадки выполнены с учетом требований безопасности. Простота, доступность, безопасность и адаптация к нуждам детей с индивидуальными особенностями развития – вот основные требования к современным школьным зданиям.
Беседовал Виктор Кудинов