Притцкеровская премия: высшее признание в мире архитектуры
Не всем приходят в голову замечательные мысли. Некоторым их подсказывают. Именно так произошло со знаменитой и престижной архитектурной наградой – Притцкеровской премией. Ее учредила семья Притцкер, заработавшая серьезное состояние на отельном бизнесе и владеющая интернациональной сетью гостиниц Hyatt.
Между прочим, основателем бизнес-империи был эмигрировавший из России в самом конце ХIХ века Николай Яковлевич Притцкер, двоюродный брат философа-экзистенциалиста Льва Шестова. Удачные сделки с недвижимостью на территории Чикаго (США) позволили ему дать хорошее юридическое образованием своим детям. А его внуки Джей, Роберт и Дональд в процессе расширения семейного бизнеса однажды стали владельцами очень удобной гостиницы в Лос-Анджелесе, с которой и началось развитие всемирно известного отельного бренда Hyatt.
Дела у семьи Притцкер шли настолько хорошо, что в какой-то момент они стали активно заниматься благотворительностью, особенно Джей и его супруга Синди. Семейная пара щедро спонсировала различные художественные вернисажи и выставки, а также учреждала специальные гранты для одаренных зодчих и скульпторов. На одном из благотворительных мероприятий судьба свела щедрых меценатов с директором Национальной галереи искусств в Вашингтоне Джеем Картером Брауном. Последний уже несколько лет безуспешно пытался найти средства для реализации своей простой, но гениальной идеи – учреждения международной премии по образцу знаменитой Нобелевской, но только в области архитектуры.
Сложно сказать, почему эта замечательная мысль не пришла никому в голову до Картера, но с финансовой поддержкой у него сперва тоже не заладилось. Говорят, он обращался даже к одному из первых в современной истории долларовых миллиардеров – нефтяному магнату Полу Гетти, однако его эта идея не заинтересовала.
Прочность. Польза. Красота
Чете Притцкеров предложение Картера сразу понравилось, и в 1979 году на выделенные ими деньги был образован премиальный фонд, который был назван в их честь. Первая церемония награждения прошла очень скромно в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Ее главным героем тогда стал уже хорошо известный в профессиональных кругах американец Филип Джонсон. Его первый и самый неординарный проект «Стеклянный домик» был создан в 1949 году – за 30 лет до получения награды. Это простое, но глубоко концептуальное небольшие сооружение впоследствии стало образцом для подражания для многих поколений архитекторов и дизайнеров.
Буквально спустя несколько лет после первых вручений награда стала символом международного признания для талантливых архитекторов. Ее лауреат не просто становился обладателем банковского чека на $100 тысяч, но и обретал статус мировой знаменитости, чей труд по достоинству оценили коллеги по цеху. Не одно малоизвестное имя засияло на архитектурном олимпе сразу после того, как мир узнавал его благодаря врученной награде. Например, американец Фрэнк Гери, британка Заха Хадид и японец Тадао Андо во многом обрели всемирную известность благодаря этому знаковому событию в их жизни.
Победителя вручаемой один раз в год премии определяют члены постоянно меняющегося жюри, состоящего из авторитетных архитекторов, искусствоведов, преподавателей и девелоперов. Организационный комитет высылает им довольно большой список претендентов и приглашение принять участие в закрытом голосовании. Главным критерием включения в число номинантов является наличие уже реализованного проекта, отличающегося инновационными подходами в строительстве, а также очевидным вкладом в развитие архитектурной мысли.
Место вручения престижной награды, как и состав жюри, каждый год меняются. За более чем 45 лет своего существования Притцкеровская премия вручалась в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке, в Версальском дворце, Пражском замке и даже в Эрмитаже. Подражая нобелевскому аналогу, начиная с 1987 года вместе с денежной наградой победителям стали вручать особый бронзовый медальон. На одной его стороне отчеканено название премии, а на другой знаменитый профессиональный принцип древнеримского архитектора Витрувия (в переводе на английский): Firmness, Commodity and Delight – «Прочность, польза, красота».
Иконы стиля
Из-за того, что в некоторые годы Притцкеровская премия вручалась не одному архитектору, а небольшой творческой группе, на сегодняшний день ее лауреатами стали не 46, а 53 человека. Самым молодым номинантом стал японский архитектор Рюэ Нисидзава, который получил заветную награду в 2010 году в возрасте 44 лет. А самым старым – индиец Балкришна Доши. На момент вручения премии в 2018 году ему исполнилось 90.
Пока ни один из российских архитекторов не получил Притцкеровскую премию, но некоторые проекты в Москве создавались ее лауреатами. Так, например, Музей современного искусства «Гараж» в Парке имени Горького был спроектирован нидерландским архитектором Ремом Колхасом и его командой из бюро OMA. А по проекту Ренцо Пиано была проведена реконструкция одной из старейших электростанций Москвы, в результате чего возник Дом культуры ГЭС-2.
Очень многие работы лауреатов профессиональной награды становились иконами стиля. Упоминавшийся ранее первый призер Филип Джонсон своей приверженностью к оригинальным геометрическим формам, асимметрии и мастерскому сочетанию стекол и бетона проложил широкую дорогу постмодернизму в архитектуре. Начав свою карьеру со «Стеклянного домика», в дальнейшем он в основном строил небоскребы. В числе его лучших творений Seagram Building и Lipstick Building в Нью-Йорке, высотка One Detroit Center в Детройте, башни-близнецы Puerta de Europa (Ворота Европы) в Мадриде и многие другие.
Бывавшие в парижском Лувре не могли не впечатлиться изящной стеклянной пирамидой, украшающей площадь перед входом во всемирно известный музей. Это творение еще одного лауреата Притцкеровской премии – американского архитектора китайского происхождения Йо Мин Пея, получившего свою награду в 1983 году. Выпускник Пенсильванского университета, Гарвардской высшей школы дизайна и Массачусетского технологического института, он достиг невиданных высот в архитектурном творчестве, специализируясь на создании новых зданий для всемирно известных выставочных залов и галерей. Помимо участия в проекте «Большой Лувр», Йо Мин Пей занимался созданием новых выставочных площадок для таких музеев, как Центр искусств имени Пола Меллона (США), Художественный музей Индианского университета (США), Библиотека Джона Ф. Кеннеди (США), Музей Михо (Япония), Музей современного искусства Великого герцогства Люксембург и многих других.
Нельзя не упомянуть и архитектора-самоучку Фрэнка Гери, награжденного Притцкером в 1989 году. Его справедливо называют основоположником архитектурного деконструктивизма за смелые эксперименты с общей формой конструкций и облицовочными материалами. В числе его знаковых проектов пражский «Танцующий дом» (Чехия), Музей Соломона Р. Гуггенхайма (Испания), Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе (США) и многие другие.
В 2003 году заветную награду получил датский архитектор Йорн Утцон. Мировую известность ему принес проект Оперного театра в Сиднее (Австралия), который еще при жизни автора был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот триумфальный проект был настолько впечатляющим, что все последующие работы архитектора невольно блекнут на его фоне.
Премия 2004 года стала для архитектурной награды знаковой. Впервые за довольно продолжительное время (25 лет) ее лауреатом стала женщина – Заха Хадид, неповторимый стиль которой дерзко нарушал все существовавшие до этого архитектурные каноны, придавая ее творениям облик сооружений из будущего или вообще из другого измерения. В числе ее наиболее ярких работ Центр современного искусства Розенталя (США), Комплекс Galaxy SOHO (Китай), Морской вокзал в Салерно (Италия), Центр Гейдара Алиева в Баку (Азербайджан) и многие другие.
Шанс для талантливых
Весной 2025 года оргкомитет Притцкеровской премии объявил, что в этом году ее лауреатом стал основатель архитектурного бюро Jiakun Architects, китайский зодчий Лю Цзякунь. До этого момента его имя не было широко известно в мировой архитектуре.
Все проекты Цзякуня, а их на сегодняшний день уже больше тридцати, расположены на территории Китая. Среди них Музей каменной скульптуры Люэйюань в Чэнду, в котором традиционный китайский сад очерчен высокими бетонными стенами; здание факультета скульптуры в Сычуаньском институте изящных искусств в Чунцине, верхние этажи которого специально выступают наружу для увеличения количества света и воздуха для занимающихся в аудиториях студентов; торговый квартал West Village с большой общественной спортивной площадкой в самой его середине.
В 2016 году Цзякунь стал автором проекта Музея императорского кирпича в Сучжоу, где органично соединил древние китайские строительные традиции с современными архитектурными приемами. В этом оригинальном сочетании он явно стал продолжателем творческой мысли другого знаменитого китайского архитектора – Ван Шу, получившего Притцкеровскую премию в 2012 году.
Несмотря на довольно сложную ситуацию в гостиничном бизнесе, связанную с тяжелыми последствиями ковидной эпидемии и общемировым экономическим спадом, семья Притцкеров неоднократно заявляла, что никогда не откажется от своевременного пополнения призового премиального фонда. А это значит, что и в будущем это простое, но гениальное начинание будет продолжать давать шанс прославиться всем талантливым людям с неординарным взглядом на архитектуру.
Андрей Пучков