Правда ли, что… управу на горе-ремонтников не найти?
«На носу зима, а фасад нашего многоквартирного дома подрядчики до сих пор не отремонтировали. Ветер и дождь проникают в щели наружной стены, из которой то и дело выпадают кирпичи! Говорят, что найти управу на ремонтников очень сложно. А если дом частный, то нечистоплотных подрядчиков и вовсе привлечь к ответственности невозможно. Правда ли это?»
Оксана Лебедева,
г. Благовещенск.
Неправда. Если рассматривать ваш город, то в октябре 2019 года Арбитражный суд Амурской области отказал региональному Фонду капремонта в требовании устранить недостатки проектно-сметной документации жилого дома по адресу Зейская, 295. Арбитражный суд счел, что дополнительная экспертиза приведет «к затягиванию исполнения решения Благовещенского городского суда в ситуации, требующей принятия неотложных мер». В результате решение предыдущей инстанции осталось в силе – Фонд обязан организовать проведение ремонта и утепление фасада многоквартирного дома, жители которого раньше выходили на улицу с плакатами: «Помогите!».
Отстаивать права жителей должна компания, которую жители выбрали управлять своим домом. Например, в Нижнем Новгороде минувшим летом домоуправляющая компания Приокского района пожаловалась на плохое качество ремонта фасада дома на улице Маршала Жукова, 25. Несмотря на то, что договор на проведение работ был заключен в 2018 году, ремонт завершился только в 2020-м. В июне региональный Фонд капремонта провел проверку и выявил, что подрядчик использовал некачественные материалы, из-за чего на фасаде потрескалась штукатурка. Виновнику было «полюбовно» предложено устранить недоделки, так как в соответствии с условиями договора подрядчик несет ответственность за дефекты в выполненных работах, обнаруженные в пределах 5 лет гарантийного срока со дня подписания Акта Заказчиком. В течение гарантийного срока подрядчик обязан производить регулярный осмотр объекта.
Конечно, бывают ситуации, когда заказчики не заставляют подрядчиков прописывать в договорах сроки гарантии на выполненные работы. Но это уже халатность самого заказчика.
Что касается ремонта частных домов, то Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в Определении от 11 июня 2019 г. №57-КГ19-3 дала следующее разъяснение по таким ситуациям:
Согласно п. 1 ст. 730 ГК РФ по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.
На основании положений ст. 5 Закона о защите прав потребителей на товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы – период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании п. 6 ст. 19 и п. 6 ст. 29 данного закона.
В соответствии с п. 6 ст. 29 Закона о защите прав потребителей в случае выявления существенных недостатков работы (услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы, или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен.
Если данное требование не удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе требовать: соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу); возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами; отказа от исполнения договора о выполнении работы (об оказании услуги) и возмещения убытков.
Аналогичные положения содержатся в п.п. 2 и 3 ст. 737 ГК РФ.
В силу п. 2 ст. 737 ГК РФ в случае обнаружения существенных недостатков результата работы заказчик вправе предъявить подрядчику требование о безвозмездном устранении таких недостатков – если докажет, что они возникли до принятия результата работы заказчиком или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено заказчиком, если указанные недостатки обнаружены по истечении двух лет (для недвижимого имущества – пяти лет) со дня принятия результата работы заказчиком, но в пределах установленного для результата работы срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы заказчиком, если срок службы не установлен (п. 2).
При невыполнении подрядчиком требования, указанного в п. 2 названной статьи, заказчик вправе в течение того же срока потребовать либо возврата части цены, уплаченной за работу, либо возмещения расходов, понесенных в связи с устранением недостатков заказчиком своими силами или с помощью третьих лиц, либо отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (п. 3 ст. 737 ГК РФ).
Исходя из смысла положений п. 6 ст. 29 Закона о защите прав потребителей и п. 2 ст. 737 ГК РФ срок для предъявления требования о безвозмездном устранении существенных недостатков результата выполненной работы в случае, если срок службы на результат этих работ не установлен, составляет десять лет со дня принятия результата работы заказчиком.
Александр Шарашкин