12.10.2020

Правда ли, что выписку из домовой ­книги ­выдают только при ­отсутствии задолженности?

Семнадцатиэтажный семиподъездный панельный жилой дом серии П-44, построен в 1995 году. Алтайская улица, 4. Район Гольяново. Город Москва

Для начала давайте разберемся, входит ли выписка из домовой книги в список обязательных документов по сделке купли-продажи частного дома при их подаче в Росреестр через МФЦ.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются документы, предусмотренные федеральным законом, а также документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Согласно п. 1 ст. 558 ГК РФ, существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, является перечень этих лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением.
Однако как документ, являющийся основой для регистрации прав, выписка из домовой книги прямо не упоминается ни в одном действующем законе. Сейчас термин «выписка из домовой книги» можно встретить только в ряде правительственных документов, не связанных с регистрацией прав.
С 17 апреля 2018 года действует новый порядок регистрации граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В соответствии с ч. 8 ст. 3 Закона от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» №5242-1 базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации ведет федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел. Никакого упоминания о том, что этим делом должны заниматься сотрудники управляющих компаний (коммерческих организаций) и вести домовые книги, в законе нет.
Выдача документов (единого жилищного документа, копии финансового лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, выписки из похозяйственной книги и иных документов, содержащих аналогичные сведения), как следует из п. 14. «Перечня типовых государственных и муниципальных услуг…», утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019 №2113-р, производится исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления.
13 сентября 2018 года письмом за №Д09и-716 Минэкономразвития РФ, которое курировало до 21 января 2020 года органы, регистрирующие права на недвижимое имущество, разъясняло: «В соответствии с пунктом 5 раздела III протокола заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 8 ноября 2016 г. №143 (далее – Протокол) высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить исключение из нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требований о представлении справок о составе семьи (и иных документов, содержащих сведения о лицах, проживающих совместно с заявителем, и родственных связях между данными лицами и заявителем), предусмотрев возможность получения указанной информации в порядке, предусмотренном пунктом 2 раздела III Протокола.
В соответствии с пунктом 2 раздела III Протокола справки о составе семьи (и иные документы, содержащие сведения о лицах, проживающих совместно с заявителем, и родственных связях между данными лицами и заявителем) предполагается заменить информацией:
а) о лицах, проживающих совместно с заявителем:
– до 31 декабря 2018 года – на основании декларирования заявителем данных сведений и проверки их органом, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (МВД России);
– с 1 января 2019 г. – в порядке межведомственного информационного взаимодействия с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;
б) о родственных связях заявителя – на основании декларирования заявителем данных сведений.
Таким образом, решением Правительственной комиссии по проведению административной реформы рекомендовано обеспечить исключение случаев истребования у заявителей выписок из домовых книг и карточек учета собственников жилых помещений, в том числе при предоставлении государственных услуг, в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 раздела III Протокола».
Но в наших реалиях слово «рекомендовано» не означает «обязательно». Поэтому, если государственный служащий вдруг потребовал от вас выписку из домовой книги, смело жалуйтесь его руководителю. Если аналогичное требование озвучивает сотрудник риэлторского агентства, предложите ему изучить гражданское законодательство. В отношении действий ООО «Жилищник» можно подать заявление в контролирующие органы с просьбой проверить, на основании какого закона коммерческая организация подменяет функции государственных структур и обставляет выдачу выписок из домовой книги совершенно неправомерными требованиями.
P.S. Подсказка для покупателей. Количество зарегистрированных в квартире лиц обязательно указывается в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг, которые ежемесячно выставляет УК собственникам. За верность и актуальность данных отвечает управляющая компания. Таким образом, можно получить информацию без запроса выписки из домовой книги. 

Александр Шарашкин