Помогут ли изменения в законодательстве улучшить капремонт жилых зданий?
Осенью 2017 года Минстрой России своим Приказом №1582/пр. от 25.11.2017 утвердил «СП 368.1325800.2017. Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта». Но в феврале 2021 года прошла информация, что документ хотят скорректировать. Можно ли узнать, что именно будет изменено?
Евгений Александров, г. Мурманск
Прежде всего отмечу, что указанный свод правил устанавливает требования на проектирование капитального ремонта многоквартирных жилых зданий высотой до 75 м, в том числе общежитий квартирного типа. Документ не распространяется на проектирование реконструкции многоквартирных жилых зданий, капитального ремонта блокированных жилых домов, мобильных жилых зданий, жилых помещений маневренного фонда.
Под термином «капитальный ремонт» в СП 368.1325800.2017 понимается капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов): замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В конце прошлого года в нормативные документы, включая Жилищный кодекс РФ, были внесены изменения. Много актов попали под регуляторную гильотину. Поэтому Минстрой РФ счел нужным подготовить изменения СП 368.1325800.2017.
Изменения, в частности, коснулись перечня основных работ, проводимых при капитальном ремонте. Этот перечень является Приложением «Б» к указанному «Своду правил» и ранжируется на шесть блоков конструктивных элементов и инженерных систем зданий.
Новая редакция «Свода правил» предусматривает применение технологий, конструкций и материалов, отвечающих уровню развития современной строительной науки.
Предыдущая редакция «Свода правил» главным образом базировалась на ведомственных строительных нормах «ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 №312. В соответствии с требованиями того времени в перечень работ были включены, с одной стороны, работы, которые действующая редакция Градостроительного кодекса РФ относит к реконструкции – например, замена (восстановление) перекрытий или перепланировка помещений. С другой стороны, в перечень включены работы, которые реализуются в рамках текущего ремонта. Такая путаница создавала сложности, в частности, при оценке целевого использования средств фондов капитального ремонта.
Предложенный сейчас документ дополнен техническими решениями по переводу невентилируемых крыш в вентилируемые, устройству навесных вентилируемых и композиционных фасадных систем, использованию ПВХ стеклопакетов для оконных заполнений, применению современных битумно-полимерных, в том числе мембранных, кровельных материалов, полимерных труб, светодиодных светильников. Серьезного пересмотра и расширения потребовали технологии и материалы ремонтных работ с учетом достижений последних десятилетий.
Большинство указанных решений хорошо зарекомендовали себя на практике, что позволяет говорить о плановом эксплуатационном эффекте – увеличение межремонтных сроков, вследствие качества проведенных работ, повышении энергосберегающих характеристик здания, приведении комфортности ремонтируемого жилья к нормативному уровню.
Важно отметить, что актуализированный «Свод правил» не только обеспечит возможность применения современных строительных материалов и технологий, но и ограничит использование устаревших. Например, введен запрет на использование восстановленных труб при замене элементов систем инженерно-технического обеспечения здания.
В обновленном документе детально проработан вопрос определения необходимости проведения капитального ремонта. В частности, предусмотрена возможность применения в качестве технического основания для принятия соответствующего решения «СП 454.1325800.2019. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Правила оценки аварийного и ограниченно-работоспособного технического состояния», которые были утверждены Приказом Минстроя России от 24.12.2019 №853/пр. и введены в действие с 25.06.2020. Уточнение требований к оценке технического состояния жилого здания при постановке на капитальный ремонт закрепляет нормативно-техническую базу, определяющую основания и необходимость проведения капитального ремонта.
Ранее, когда речь шла не о плановом капитальном ремонте, а о выборочном ремонте отдельных конструктивных элементов, для принятия решения необходимо было проводить полное обследование по ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». Это дорогостоящая процедура, которая включает в себя не только обследование, но и большую расчетную часть. После актуализации СП 368.1325800.2017 стало возможным проводить для этих целей обследование по упрощенной процедуре СП 454.1325800.2019, которая значительно дешевле.
Шагом в будущее цифровой экономики можно назвать новое положение об установке автоматизированных систем учета потребления ресурсов, представляющих собой комплекс программно-технических средств и оборудования, обеспечивающих дистанционный сбор, обработку, передачу и хранение данных о тепловой энергии, горячей и холодной воде, электрической энергии, газе, потребляемых в многоквартирных жилых зданиях.
При подготовке изменений в СП 368.1325800.2017 были учтены результаты научно-исследовательских работ:
– «Разработка технических решений и технологий по капитальному ремонту мягких кровель»;
– «Определение перечня необходимых для эксплуатации объектов капитального строительства работ и услуг, а также периодичности их выполнения (оказания)»;
– «Проведение обследований многоквартирных жилых домов в различных климатических районах РФ для установления зависимости сроков эксплуатации от технического состояния объектов и условий эксплуатации».
Оптимизация затрат на техническое обслуживание жилых зданий во многом обусловлена рациональным планированием системы текущих и капитальных ремонтов. Качественное проведение капитального ремонта продлевает срок службы здания в несколько раз, а его своевременность снижает затраты непосредственно на ремонтные работы и последующие эксплуатационные затраты по зданию. Все это позволяет повысить надежность, безопасность и комфортность жилья.
Андрей Войков, Заслуженный юрист РФ,
действительный государственный советник РФ первого класса