07.06.2023

Писаница на Томи

По библейской хронологии Бог создал землю на третий день, а зверей, скот, гадов и человека – на шестой. Современные ученые выяснили, что ­когда-­то на Земле существовал единый континент – Пангея. К моменту появления человека он стал делиться на части: появились Австралия, Антарк­тида, Африка, две Америки, Евразия… Процесс растянулся по времени. Первобытные люди еще долго могли мигрировать между материками по суше. Наличие давних общих контактов людей из разных уголков планеты подтверждается совпадениями в мифологии народов Северной Америки, Индии, Сибири и Лапландии. В основе главного сюжета… лось. Великий и могучий.
По преданиям приобских финно-угров космический шестиногий (у индийцев – восьминогий) лось мчался по воздуху так, что никто не мог его догнать. Некий первопредок их народа (возможно, сын Бога) отправился на лыжах в погоню. Настиг, согнал на землю и отрубил лишние конечности. С тех пор на небе навсегда запечатлелись лыжня охотника – Млечный путь, лось – контур Большой Медведицы и женщины из дома человека – Плеяды. Сам же победитель животного поселился среди рек и лесов, обильно населенных зверями и птицами.

Серебро под видом угля
Другая легенда, передававшаяся из уст в уста, сообщает, что одну из сибирских рек назвали в память об утопившейся в ее водах татарской княжне Томь. Татарской, потому что до 1926 года самоназванием всех родовых групп шорцев было тадар-кижи (человек-татарин). А на самом деле Томь (тоом) трактуется в языках енисейской группы (они имеют параллели в языках индейцев Северной Америки) просто как «река».
В 1618 году томские казаки в среднем течении Томи основали Кузнецкий острог (нынешний Новокузнецк). Название пошло по прозвищу здешней территории как «кузнецкой земли». Жители ее, небольшой горный народ шорцы, славились ковкой железных изделий и оружия. Кузнецы!
Самый легкий и быстрый способ передвижения через тайгу – по воде. Между Томском и Кузнецком по изгибистой реке примерно 400 км. Подчинялась свежесрубленная крепость Кузнецк непосредственно Тобольску, что на берегу Иртыша. По Томи в Обь, из Оби – в Иртыш – 1500 км.
Все это некогда девственное пространство к XVII веку активно осваивали русские: корчевали леса, распахивали земли, строили деревни и искали… серебро. На тот момент драгоценного материала для чеканки монет в России не было, его завозили из Западной Европы. В 1696 году на севере современного Кузбасса серебряная руда наконец была найдена, но выплавка металла оказалась нерентабельной. В 1698 году Петр I, узнав о найденных драгоценных залежах, дал предписание содействовать рудоискательскому делу.
В январе 1721 года рудознатец Михайло Волков доносил, что в 1720 году он с рудным мастером Федором Инютиным «ис Томска ездили вверх по Томи до Красной горы, и у той горы руды приискали, и взяв сверху той горелой земли, и говорил та де земля значит добрую серебряную руду». На самом деле доморощенный разведчик полезных ископаемых нашел не серебро, а уголь. Это выяснилось только в 1722 году, когда собранные образцы исследовали.

Прозорливый ­Мессершмидт
Практически одновременно с Волковым на полпути между Кузнецком и Томском возле деревни Комарово (позднее название трансформировалось в Кемерово) оказался Даниэль Мессершмидт. Немец приехал в Россию по приглашению Петра I и государем же был направлен в Сибирь с первой российской научной экспедицией «для изыскания всяких раритетов».
28 апреля 1721 года в дневнике Мессершмидта появляется запись об угле «между Комарова и деревней Красная». К сожалению, образцы породы, направленные ученым в Санкт-Петер­бург, тоже оказались невостребованными – двадцать лет пропылились в Кунсткамере без анализа.
Более завидная участь ждала другую находку Мессершмидта, сделанную приблизительно 15 июля 1721 года сорока верстами севернее деревни Комарово. Даниэль назвал ее «Pis’mo-gora [Pisannyj kamen’]». Широкая известность к этому объекту пришла, но случайно. Немецкого ученого сопровождал пленный швед Филипп Иоганн Табберт (фон Страленберг). По окончании экспедиции скандинав вернулся на родину и в 1730 году в Стокгольме издал книгу, где описал «фигуры и письмена, изсеченныя или железным инструментом вырезанныя на скалах … между городами Томском и Кузнецком, на берегах реки Томи (которые там и сям состоят из крутых скал)».
Письмагорой восхитились иностранцы, их реакцией заинтересовалась российская общественность, после чего на артефакты, находящиеся на берегах Томи, наконец обратили внимание отечественные чиновники и исследователи. Тут-то и выяснилось, что еще столетием ранее, примерно в 1630 году, в донесении «О градех и о реках того Сибирскаго Царства» некий информатор сообщал в Москву: «…Том и устиями же своими внидоша в Обь же, над Томию рекою град рекомый Томской, а верх Томи же реки острог Кузнецкой, тамо варят железо, железо же земли тоя добро, а не дошед того острогу на краи реки Томи лежит камень велик и высок, а на нем писано звери, скоти, и птицы и всякия подобия, а егда по некоему прилучаю отторжется камень, а внутри того писано, якоже и на краи…».

Музей-заповедник
Из Кемерово полсотни километров по добротной трассе мы домчали за полчаса с хвостиком. Машину оставили на краю хвойного леса у огромного придорожного камня с выбитой надписью: «Томская писаница». Это официальное название музея-заповедника, официально открытого в 1988 году. Неофициально ученые патронировали объект с доисторическими начертаниями уже с 60-х годов XX века. Через КПП попадаем на прямую асфальтированную аллею, которая ведет к реке. Расстояние всего 800 м, но пока идешь меж вековых сосен, то и дело заглядываешься на экспозиции, созданные музейными работниками на свежем воздухе.
– Вот комплекс подлинных жилых и хозяйственных построек шорцев конца XIX – начала XX века. Гости музея могут посетить дом зажиточного шорца «эм», летнюю кухню «сенек», увидеть изнутри амбары «анмарак», кузницу, баню «мыльча» и скотный двор, – показывает экскурсовод Надежда Дубина на бревенчатые строения, довольно похожие на типовую усадьбу крепкого русского дореволюционного крестьянина. Только одна часть двускатной крыши у шорцев выступает над другой. Рядом – модель туземского кладбища и «Дом шамана», которые дают представление о религии шорцев.
Трудно сказать, насколько воззрения тадар-кижи о духах пересекаются с верованиями людей, живших в этих местах в доисторическую эпоху. Ученые с каждым годом выдвигают все новые версии или корректируют старые. Но первоисточником для всех исследователей служат скалы, испещренные отметками тысячелетней давности.
Аллея вывела прямо на высокий берег Томи. Взору открылась панорама широкой полноводной реки, текущей за горизонт, и бескрайние леса по ее берегам. Ощущаешь себя песчинкой на таком просторе. Внизу десятки метров отвесных скал. Догадаться, что на камнях в паре метров от кромки воды расположено древнее святилище, совершенно невозможно. Помогают указатели и длинная стальная лестница, которая позволяет безопасно спускаться с крутизны. Затем ступеньки переходят в мост, который, в свою очередь, упирается в склон скалы там, где по краю имеется уступ. Будто сама природа задумала так, чтобы этот каменный трамплин вел к «алтарю» – небольшой площадке, на которой совершали свои таинства древние люди. Результаты их манипуляций мы видим до сих пор.
На скальном массиве насчитывается около 300 изображений, нанесенных в разное время в течение пяти тысяч лет. Сами понимаете, что авторами выступали представители даже не одного племени или народа – за столетия многие этносы сменили в этих местах друг друга, мигрировав или вовсе канув в Лету.

Лось в приоритете
– Основной персонаж петроглифов (примерно треть) – лось, – продолжает рассказывать Надежда Дубина. – Фигуры этих животных широко шагают на длинных сухих ногах, как бы поднимаясь вверх по склону горы. Рисунки отражают первобытный реализм, тонкое знание натуры животных древними художниками. Некоторые сюжеты Томской писаницы интерпретируют как сцены охоты. Кстати, именно в здешних окрестностях некогда существовала древняя переправа лосей с одного берега на другой. Сохатые и сейчас заходят на территорию музея-заповедника.
В книге «Писаница на Томи» академика Анатолия Мартынова, посвятившего всю жизнь изучению древних изображений, читаем:
«Они нанесены на камень и в большинстве своем при помощи камня. Очевидно, специальными каменными резцами-метчиками сначала прочерчивался контур будущего рисунка, а уже потом отбойником «прорисовывался» весь рисунок. Он выбивался мелкими ударами. При этом использовались два приема: в одних случаях выбивался только контур фигуры, в других – снималась вся поверхность камня. Но чаще всего в одном и том же изображении сочетались эти два приема. Обычно голова животного выбивалась сплошь, а туловище обрисовывалось контурно.
Глаза и разрез рта, как правило, не выбивались. Оставаясь выпуклыми, они придавали рисунку особую выразительность.
Следует заметить, что перерезывающие грудь и шею поперечные линии – это манера, очень характерная для рисунков Томской писаницы, подчеркивающая мощную высокую грудь этих лесных гигантов. Мастерски выписаны тонкие, длинные, но не лишенные огромной мускулистой силы ноги. На многих рисунках показаны раздвоенные копыта на ногах, выпирающие немного назад кости на коленях. Лоси предстают перед нами как бы в легком беге. Это передано не только умелым размещением рисунков, но и вытянутой вперед и приподнятой головой, легко раскинутыми в беге ногами; причем задняя нога всегда заходит за переднюю».

Ищем людей-птиц
По данным ученых, юмор среди людей зародился около 2 млн лет назад. Классической шуткой пещерного человека был наскальный рисунок, изображающий спотыкающегося о камень сородича. Ничего подобного Письмагора, тысячелетиями служившая местом проведения ритуалов, не содержит. Каменные доски «Томской писаницы» заполнены лодками, солярными знаками, птицами, медведями и другими животными. Внимание обращают на себя явно фантастические птицелюди с клювами и трехпалыми конечностями. Некоторые танцуют, некоторые… совокупляются с лосихами. Человеческие фигуры в большинстве своем выбиты в фас, с повернутой в сторону головой. Именно так рисовали людей древние ассирийцы, вавилоняне, египтяне, первобытные обитатели Европы.
…Можно часами находиться на выступе скалы, пристально разглядывать немые послания из далекого прошлого и фантазировать по поводу их смыслового содержания. Лично я верю фактам. К скале неизвестно с каких времен присоединилась деревенька с говорящим названием Писаная (в документах упоминается с XVI века как поселение Томского Алексеевского монастыря). Недавно на ее территории очередная экспедиция археологов раскопала стоянку древних людей – представителей двух культур: игрековской и ­киприно-ирбино-новокусковской. Обе существовали в период, когда заканчивался каменный век и начиналась эпоха бронзы (этим временем датируется и часть петроглифов).
Ученые нашли в культурном слое стоянки много костей лося и определили, что в основном это нижние конечности животного. Видимо, в окрестностях расписанной символическими знаками горы действительно совершались ритуальные пиршества, главным яством на которых были отрубленные ноги лося. Вселенский миф о пойманном и спущенном на землю космическом лосе неожиданно нашел материальное подтверждение на берегах Томи. Осталось найти доказательства пребывания возле Письмагоры то ли людей-птиц, то ли прилетевших с неба инопланетян.

Эпилог
В XXI веке водные артерии сохранили свою значимость для Сибири. Но используют их в основном грузовые суда либо теплоходы с туристами. В расположенные близко населенные пункты люди предпочитают добираться на автомобилях. Поэтому уникальные знаки на берегах Томи, ставшие публичными в Средние века, мало кто из путешественников сейчас наблюдает. Да и плывущим по реке разглядеть начертанное на скалах можно только с близкого расстояния. Труднодоступность созерцания для непосвященных спасала памятники от разрушения человеком многие века. Но стихии природы точат и камень. Скала разрушается. Отслоившиеся осколки ливни смывают в реку. Поэтому почитателям древней истории России надо спешить увидеть артефакты «Томской писаницы» своими глазами. Рукописи каменного века не горят, но тонут. 

Александр Шарашкин