11.05.2023

От всех вокзалов поезда уходят в дальние края

Самые первые на Земле вокзалы были построены с развитием сети железнодорожных путей в Англии и Бельгии в 1825 году. Впоследствии они стали появляться в крупных городах по всему миру.

Ворота в город
В России первый вокзал появился в 1837 году, когда на Царскосельской дороге открылись железнодорожные пути. Недолго думая, его назвали Царскосельским (сейчас это Витебский вокзал в Санкт-Петербурге). Первоначальное здание до наших дней не сохранилось, так как его несколько раз перестраивали. Сначала оно было деревянным и одноэтажным. Через 12 лет по чертежам архитектора Константина Тона на месте деревянного было построено здание из камня. А нынешний вид оно приобрело в 1904 году.
Об истории российских железнодорожных вокзалов рассказывает документальный фильм 2016 года «Вокзалы России: связь времен», приуроченный к 180-летней годовщине открытия первой в стране железной дороги. Желающие получше узнать историю вокзалов также могут сходить на экскурсию. Например, в Санкт-Петербурге можно прогуляться с гидом по тому же Витебскому вокзалу, а в Москве – по Ленинградскому.
Интересно, что первоначально вокзал как здание не был железнодорожной станцией, где приобретают билеты и ожидают поезд. Слово происходит от английских развлекательных садов Vauxhall Gardens – с помещениями для проведения концертов, ресторанами, яркими палатками и т.д., которые были популярны в XIX веке во всей Европе. Подобное заведение для развлечений было построено и в России – недалеко от Санкт-­Петербурга в Павловске. Вся петербургская элита приезжала по железной дороге туда повеселиться. Впоследствии железнодорожные станции начали называть вокзалами. Вероятно, потому что в первых вокзальных помещениях 1-го и 2-го классов часто играли музыканты, тем самым развлекая обеспеченных путешественников. В XIX веке пассажиры делились на классы, которые получали разные услуги и могли даже не сталкиваться друг с другом.
Часто говорят, что железнодорожный вокзал – это ворота в город. Приезжая в новый для себя город и выйдя из вагона, люди первым делом видят здание вокзала, которое они проходят насквозь. Так складываются их первые впечатления о том месте, куда они прибыли.
Первые архитекторы, проектировавшие вокзалы, решали проблемы, с которыми они раньше не сталкивались. Каким должен быть дебаркадер (так называют часть платформы, перекрытую навесом), как быть с освещением, вентиляцией и акустикой – на все вопросы не было готовых ответов.
Архитектура вокзалов разнообразна и интересна. Иногда старые здания, которые уже не используются по назначению, все равно сохраняют как историческую ценность. Например, в Москве на станции «Площадь трех вокзалов» Курско-­Рижского диаметра Алексеевской соединительной линии Московской железной дороги у западной стороны платформы сохранилось историческое здание постройки 1896 года: Царский павильон Николаевской железной дороги, построенный к приезду императора Николая II.
Старое здание вокзала замечательной архитектуры сохранилось на станции Покровское-­Стрешнево, в настоящее время оно разрушается. Жители этого района Москвы надеются, что в ближайшем будущем памятник культурного наследия будет реконструирован.
В истории вокзалов немало интересного. Так, внутри корпуса современного Курского вокзала «спрятано» историческое здание – в нем сейчас расположены залы ожидания. Его фасад можно видеть со стороны платформ к поездам дальнего следования.
Ленинградский вокзал изначально функционировал не только как общественное место, где люди ждали своих поездов, но и как жилой дом. Первый этаж был занят просторным вестибюлем, оборудован пассажирскими залами и императорскими комнатами. А на втором этаже размещались служебные квартиры, в которых жили руководители и специалисты железной дороги.
При постройке некоторых вокзалов использовался интересный прием. Наблюдательный пассажир может разглядеть в их архитектуре или декоре детали, которые увидит в конечном пункте. Например, башня Казанского вокзала столицы стилизована под башню Сююмбике Казанского кремля.

Безопасность и комфорт
На всех железнодорожных вокзалах Москвы созданы комфортные условия для пребывания пассажиров. Вход в здание возможен только через рамки металлодетектора: все вещи, включая женские сумочки, пропускают через интроскоп (устройство, сканирующее багаж). Безопасности пассажиров уделяется много внимания – всюду установлены камеры видеонаблюдения, территорию постоянно патрулируют сотрудники железнодорожной полиции.
Система кондиционирования обеспечивает комфортный микроклимат. Билеты можно купить не только в кассах, но и в аппарате по продаже билетов. Внутри вокзала хорошая навигация, пассажиры могут без проблем дойти до нужного места. К их услугам удобные эскалаторы для подъема на верхние этажи, а маломобильные граждане могут воспользоваться лифтом, им всегда помогут специальные сотрудники. Туалеты бесплатные и чистые, несмотря на большой людской поток.
Для женщин с маленькими детьми есть комнаты матери и ребенка, где можно спокойно покормить малыша, поменять памперс и уложить спать в тихой обстановке. Также есть кровати, где мама может отдохнуть сама. Желающие за дополнительную плату могут принять душ.
В здании вокзалов имеются камеры хранения, где пассажиры могут оставить на какое-то время свои вещи. Как правило, есть электрические розетки, где можно зарядить мобильный телефон – в здании Курского вокзала они расположены на сиденьях в залах ожидания. Удобные, заметные издалека часы и электронные табло с информацией об отправлении и прибытии поездов – непременный атрибут любого вокзала. В них расположены пункты общепита, медпункт, аптеки, магазинчики с сувенирной продукцией, необходимыми в поездке мелочами, книгами и др. Для снятия наличных установлены банкоматы.
На многих вокзалах, помимо обычных залов ожидания, есть особые зоны или комнаты для людей с ограниченными возможностями, а также VIP-зал для пассажиров поездов повышенной комфортности («Красной стрелы», «Сапсана» и т.п.). За дополнительную плату в эти помещения пустят и всех остальных пассажиров – они могут удобно расположиться на диванах, поработать на компьютерах, оборудованных приложениями для офисной работы, либо воспользоваться собственными ноутбуками, подключившись к интернету по wi-fi. Или просто посмотреть телевизор. Цена устанавливается в соответствии с политикой вокзала.

Самый красивый – в Иванове
В 2012 году вокзал Анапы стал одним из лидеров России по использованию «зеленых» технологий и энергоэффективных программ. Его крыша была оборудована 560 солнечными батареями, которые преобразовывают солнечный свет в электро­энергию: суммарная их мощность составляет 70 кВт (а необходимо вокзалу всего 35 кВт). Срок службы системы – 20 лет. Для выработки дополнительной электроэнергии установлены ветрогенераторы, дающие дополнительно 50 кВт. Внутри здания установлены энергосберегающие светодиодные лампы, которые не требуют обслуживания в течение 30 лет и специальной утилизации. Поверхность стен обработана специальным средством, сохраняющим тепло. Современное оборудование позволяет экономить до 60% электроэнергии. В помещениях установлены сенсорные датчики и тактильные полосы, помогающие незрячим людям ориентироваться в пространстве.
В 2021 году российское издание мужского журнала GQ в рамках премии Travel Awards провело онлайн-голосование на определение лучшего железнодорожного вокзала России. В народном рейтинге первое место получил вокзал в Иванове, построенный в стиле конструктивизма в 1929–1933 годах по проекту архитектора-авангардиста Владимира Каверинского. В 2018–2020 годах помещения вокзала отреставрировали. Архитекторам удалось совместить дизайн трех эпох: ранней советской, среднесоветской и позднесоветской с новыми технологиями. Рисунок фрагмента ситцевого орнамента 1930-х годов, метлахская плитка, большие витражи 1950-х годов, мозаичное панно и выгравированный символ Олимпиады-80 теперь соседствуют с USB-портами в деревянных скамьях. Лауреатами премии стали вокзал в Шуе и Казанский вокзал в Москве.

Неожиданно, но удобно
Перечень предоставляемых вокзалами услуг постоянно расширяется. В Иванове в августе 2021 года открылась первая в РФ арт-резиденция на железнодорожном вокзале, где проводятся выставки и другие культурные мероприятия, в том числе там был проведен всероссийский отраслевой форум легкой промышленности «Мануфактура 4.0».
В 2017 году на Павелецком, Ленинградском, Ярославском, Казанском, Курском, Киевском, Рижском и Белорусском вокзалах Москвы в залах ожидания были открыты игровые зоны для детей. Дети пассажиров, которые ожидают свой поезд, могут бесплатно покататься с горок, полазить в лабиринтах и поиграть в интерактивные игры. В каждый городок вмещается до десяти игр и аттракционов.
На Ярославском и Казанском вокзалах в залах «Комфорт» в августе 2022 года запустили капсульный отель. Задержавшись в дороге и испытывая потребность в сне, можно арендовать специальную капсулу для отдыха, рассчитанную на одного человека. Для матерей с детьми в возрасте до 6 лет предусмотрено совместное размещение. Каждая капсула оборудована шумоизоляционной шторкой, отделением для хранения багажа, в который вмещается рюкзак или ноутбук. Внутри капсулы на одной из стенок располагается USB-­розетка и подставка для стаканчика или бутылки с напитком. Для доступа кислорода в капсуле предусмотрены отверстия. В стоимость услуги входит подушка и комплект одноразового постельного белья. Плед, наборы для бритья и личной гигиены пассажиры могут приобрести за дополнительную плату. Услуга предоставляется круглосуточно. Час сна обойдется в 250 руб., 12 часов – в 1500 руб. 

Самойлова Валентина