Остапы Бендеры из ЖКХ
Цифры, указанные в платежных документах, которые управляющие компании ежемесячно предъявляют к оплате за обслуживание и текущий ремонт общедомового имущества, понятны единицам. Все потому, что мало кто из обывателей способен их проверить. Ну, кроме размера потребленных в личной квартире коммунальных ресурсов. Этим и пользуются нечистые на руку сотрудники ЖКХ.
Услуги, которых нет
Несколько лет назад я жил в подмосковной Балашихе и случайно обнаружил, что по наследству от предыдущего хозяина (руководящего работника ЖКХ, между прочим) продолжаю оплачивать квитанции, в которых размер оплаты за содержание общедомового имущества берется из учета большей площади помещения, чем указана в кадастровом паспорте квартиры. Заявление на перерасчет в компанию, управляющую МКД, я сделал немедленно. Но возврата излишне уплаченных средств так и не получил, несмотря на многочисленные последующие жалобы в контролирующие органы – УК просто стала выставлять новые квитанции с указанием верной площади квартиры.
Еще парадоксальнее оказалась ситуация с подъездными запирающими устройствами. В половине подъездов дома их установила одна фирма, во второй половине – другая. Решения общего собрания собственников на подобную установку не было. Ежемесячно УК вписывало плату за домофон отдельной строкой в квитанции всех жителей дома. В моей квартире ни прежние хозяева, ни я ничего не устанавливали. За что же тогда платим и на основании каких нормативных документов? Ни за что и безосновательно. Это выяснилось быстро. Но за три года ни один контролирующий орган не заставил убрать незаконную строчку из квитанции на оплату услуг ЖКХ, выставлявшуюся подмосковной управляющей компанией.
В 2015 году я переехал в столичную новостройку, и здесь в едином платежном документе, выставляемом управляющей компанией, обнаружил лишние строчки: «антенна», «запирающее устройство/домофон», «радио». Все они были установлены в доме застройщиком, то есть являлись общедомовым имуществом.
Что четыре года назад, что ныне, Жилищный кодекс РФ не включал их в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Кабель от общедомовой антенны в квартиру даже не был заведен, но плата за пользование антенной все равно взималась все время, пока я не оформил в МФЦ заявление на отказ от неиспользуемой услуги. Аналогичная ситуация была с никому не нужной радиоточкой.
Обслуживание запирающего устройства/домофона как составной части общедомового имущества должно было включаться в общую строку, но ушлая управляющая компания захотела дополнительной прибыли. На исключение незаконной дополнительной строки из квитанции ушло более полугода. Единственный орган, который мне в этом помог, – столичное управление Роспотребнадзора. По его распоряжению УК прислала мне даже официальное письмо, что согласна сделать перерасчет за сверхнормативно полученные денежные средства. Но в соответствующих разделах ЕПД факт возврата денежных средств не отражен (т.е. не произведен) до сих пор. И до сих пор сотрудники УК на словах заявляют всем жителям нашего дома, что «в связи с исключением платы за обслуживание домофона обслуживание запирающего устройства не производится». И фактически работы не ведутся.
Пустые договоры – поле для махинаций
Согласно правилам, тарифы на обслуживание общедомового имущества собственники должны утверждать на своих собраниях. Но УК в этом не заинтересована и обычно «забывает» предоставлять свои предложения на утверждение общему собранию. А когда срок пропущен, то в работе используются минимальные тарифы, утвержденные муниципалитетами и разработанные для типовых домов. Но у каждого МКД свои особенности. Подробный расклад должен содержаться в калькуляции на оказываемые услуги, которую на каждый новый год должна предоставлять УК собственникам. Такие же данные должны содержаться в договорах на управление МКД, которые публикуются на специальных сайтах («Реформа ЖКХ», ГИС ЖКХ). Несмотря на неоднократные официальные запросы, наши жители ни разу не смогли добиться от управляющей компании построчной расшифровки стоимости каждой оказываемой услуги по обслуживанию общедомового имущества.
Впрочем, и в Интернете подробные данные размещают единичные УК – в основном выкладываются сканы договоров управления без указания состава общедомового имущества, тарифов и т.п. Отсутствие информации порождает злоупотребления – бесконтрольно можно списать на дом, оборудованный 20 подъездными светильниками, 40 плафонов и 100 источников света, или использовать на ремонт кровли столько материала, что им можно было бы дважды устелить всю площадь крыши дома.
Также под шумок к общедомовым инженерным сетям МКД коммунальщики могут подключить соседние точки общепита и торговли, офисы и даже промышленные предприятия. К нашему дому, например, минувшей осенью проложили кабель от установленного на соседнем перекрестке нового светофора…
Хитрые схемы ушлые УК используют и при расчетах за теплоэнергию. В квитанциях расчет за отопление производится по среднепотребляемым нормативам. А с поставщиками услуг управляющая компания рассчитывается на основании показаний общедомовых счетчиков. Разница получается существенная.
Еще одна коррупционная «фишка» связана с датами передачи показаний приборов учета коммунальных ресурсов. Когда собственник жилья передает показания счетчиков, а УК «забывает» их своевременно учесть и выставляет платежный документ по среднепотребляемым нормативам, в следующий месяц делается перерасчет. Но, допустим, «забывчивость» УК случилась в декабре 2018-го, а перерасчет делают по более высоким ценам января 2019 года. В итоге собственник жилья переплачивает сотню-другую рублей. С типовой московской двухсотквартирной 17-этажки сумма получается приличная.
Фиктивные собрания и реальные миллионы
Есть и более наглые способы воровства средств собственников жилья. Журналисты регулярно освещают случаи, когда на основании якобы состоявшегося собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме жильцы принимают решение заключить договор управления с конкретной компанией «на условиях, оговоренных в договоре». Именно в таком договоре управления, впоследствии предъявляемом правоохранительным и иным контролирующим органам (на случай проверки), фигурирует… новая цена услуг, стоимость которых определяется собственниками помещений в жилом доме (в соответствии с п. п. 7–8 ст. 156 ЖК РФ, за исключением случаев, перечисленных в п. 3 той же статьи). В результате плата за содержание жилья может вырасти в несколько раз.
Доказать, что собрания на самом деле не было, сложно. В нашем доме, например, УК, устав от постоянных требований собственников раскрыть информацию по расценкам и расходованию денежных средств, инициировала смену совета дома. В объявлении о созыве заочно-очного собрания УК предложила своих сотрудников в члены счетной комиссии, а в одном из вопросов повестки дня заранее прописала, что «материалы собрания хранятся в помещении УК и предоставляются только по запросу контролирующих органов». Очную часть собрания жители записали на видео, но это не помешало сотрудникам УК объявить о смене совета дома и о других «нужных» решениях, в том числе по переводу денежных средств, собираемых на капитальный ремонт, на специальный счет и выборе УК оператором этого счета. Зачем?
Ушлые УК уже поняли, что, деньги на предстоящий капитальный ремонт МКД поступать на счет владельца будут регулярно и в большом объеме. Ремонт же реально будет произведен через 5–6 лет, а то и через пару десятилетий (если дом – новостройка). В этот период деньги можно положить на депозит и получить неплохой доход в виде процентов.
По итогам собрания в нашем доме сотрудники УК вывесили на соответствующих сайтах новый договор управления, якобы подписанный от имени МКД одним из собственников. На коллективное заявление собственников о том, что свою подпись указанный житель дома под договором не ставил, ни один контролирующий орган не отреагировал.
А вот информация, которую в своем расследовании привели саратовские журналисты: «По информации Генпрокуратуры РФ, с августа 2015 года по декабрь 2016 года работники одной управляющей компании сфальсифицировали итоги общих заочных собраний жильцов 325 обслуживаемых домов. С помощью этого они завысили тарифы по статье расходов «Содержание жилья», после чего путем рассылки извещений на оплату коммунальных услуг неправомерно осуществили начисление и сбор с граждан 315 млн рублей. Деньги были переправлены на счета аффилированных организаций под видом оплаты аренды имущества и выплаты зарплаты».
Не просто плати!
С 2019 года в регионах России вводится новая система обращения с твердыми коммунальными отходами. Раньше в квитанции на оплату ЖКХ плата за вывоз мусора была включена в строку «Содержание и ремонт жилого помещения». Рассчитывалась она в соответствии с квадратными метрами, принадлежащими собственнику. С нового года в квитанциях появляется новая строчка и вводится новый порядок начислений. Стоимость вывоза твердых коммунальных отходов (так теперь именуется бытовой мусор) будет состоять из двух составляющих. Региональная тарифная комиссия определит тарифы за вывоз тонны и кубического метра мусора. Власти региона утвердят нормативы по образованию ТКО гражданами. И тариф будет определяться по формуле:
Цена = Норматив × (кол-во проживающих) × (региональный тариф за 1 куб. м).
Точного понимания, как будет происходить процесс формирования конечных цифр, которые будут представлены к оплате в квитанциях, для жителей нет. Ну, а в мутной воде, как знаете, всегда кто-то захочет поймать свою золотую рыбку.
Что же делать? Выход тут один – бороться за свои права: писать заявления в контролирующие органы, отказываться от неоказываемых и ненужных услуг, проявлять инициативу на общедомовых собраниях – как бы муторно это ни было, каким бы бесполезным порой ни казалось. Рано или поздно ситуация переломится в пользу собственника, настойчивость будет вознаграждена. А иначе недалек тот час, когда в квитанции на оплату услуг ЖКХ появится лаконичная строчка: «Просто плати».