09.01.2023

Опенспейс: у всех на виду

Бывая в качестве посетителей или сотрудников в тех или иных офисных знаниях, мы видим различия в организации пространств для работы служащих частных или государственных организаций. История развития офисных помещений и обустройства в них рабочего процесса имеет давние корни, она началась в XVII–XVIII веке и продолжается в наши дни.
Создание специально выделенных помещений для работы коммерческих служб и государственного чиновничьего аппарата тесно связано с процессом становления и развития экономики европейских держав в новейшее время. Освоение колоний влекло за собой развитие факторий и торговых отношений между подвластными территориями и метрополией. Для обслуживания торговых и политических связей между европейскими центрами и колониальной периферией возникают и развиваются такие структуры как Британская Ост-Индская компания, имевшая в своем распоряжении тысячи гражданских служащих различного ранга, для прибывания и работы которых обустраивались специальные здания с офисными помещениями.
Повсеместное распространение офисов как мест для постоянного труда гражданских чиновников относится к XIX веку, когда получили развитие государственные министерства и капиталистические коммерческие компании. Именно тогда в странах англо-саксонской языковой культуры слово office приобретает широкое распространение. Во Франции помещения аналогичного назначения назывались bureau (бюро), а в дореволюционной России использовалось понятие «контора».
Традиционно офисные помещения располагались на первых этажах жилых зданий или представляли собой отдельные строения с коридорной системой планировки. В них располагались комнаты различной величины, где стояли столы и конторки для нужд делопроизводства. В конце XIX – начале XX века в архитектуре производственных и коммерческих зданий начали использовать массивные литые чугунные перекрытия, благодаря которым можно было значительно сократить количество внутренних несущих стен в строениях. Так возникли офисные залы с длинными, похожими друг на друга рядами рабочих мест. Подобная организация офисных пространств особенно полюбилась американцам, которые все чаще стали прибегать к практике создания единых помещений для работы клерков. Офисные залы были похожи на делопроизводственные фабрики, в которых как на конвейере передавались из рук в руки документы. Стучали клавиши печатных машинок, проставлялись печати и штампы, расфасовывалась и регистрировалась корреспонденция. В период до 1960-х годов такая организация офисного труда ускоряла процесс обработки и рассмотрения бумаг, что сокращало время коммерческих и иных сделок. Нередко в офисных залах трудилось до нескольких сотен человек.
С 1970-х годов процесс поступления, обработки, хранения и выдачи информации в организациях начинает выполняться с участием различного рода электронно-вычислительных машин. В наше время персональная ЭВМ – неотъемлемый атрибут рабочего места любого офисного сотрудника. В связи с этим офисные залы конвейерного типа утратили актуальность – на их место постепенно пришли офисные пространства свободной планировки, где наблюдается значительная вариативность внутреннего построения рабочей среды.
Современные офисы открытого типа (open-space office, open plan office) могут иметь различные вариации – от вышеописанных рядов рабочих мест с низкими или высокими перегородками между столами до свободно расставленных под разным углом рабочих мест без барьеров между сотрудниками. Выбор того или иного типа организации рабочей среды зависит от установок руководства компании и сложившейся корпоративной культуры. Наиболее продуктивная и творческая работа складывается в коллективах без тотального контроля и отслеживания любого действия сотрудника. Некоторые коммерческие компании уделяют большое внимание озеленению и созданию уголков отдыха, которые могут быть оформлены в виде столика с мягкими пуфиками или расстеленного на полу ковра с разложенными на нем головоломками.
Сегодня англицизм прочно вошел в русский язык. Офисы формата опенспейс имеют как преимущества, так и недостатки. Среди отрицательных сторон можно назвать повышенный уровень шума, суженное личное пространство и невозможность выйти из поля зрения других людей. Но эти же особенности могут иметь положительные стороны в виде безбарьерной среды между сотрудниками разного ранга. 

Виктор Кудинов