09.02.2024

Олег Романцев: «Месси с Роналдо взял бы в сборную и в 40 лет!»

Легендарному тренеру «Спартака» и сборной 4 января исполнилось 70 лет. Вся его жизнь – футбол и клуб, с которым он покорял золотые вершины как игрок, а затем и как мудрый наставник. Сейчас Олег Иванович возглавляет в нем Совет ветеранов – тех, с кем свято хранил и продолжал победные традиции его основателей, легендарных братьев Старостиных.
Время бежит. Многое меняется. И нынешний «Спартак» уже не тот лихой и победный, каким был при Романцеве, после его ухода в 2003-м лишь однажды став чемпионом. Не меняется лишь сам Олег Иванович, по-прежнему оставаясь честным и неравнодушным по отношению к игре, говоря о ней прямо и интересно. И поздравляя легендарного тренера с минувшим юбилеем, предлагаем его размышления о важных футбольных событиях.

«В Англии можно стать чемпионом без денег»

«Существует старая поговорка: «Деньги в футбол не играют». Так-то оно так. Но в последнее время меня все чаще спрашивают: а как же «Зенит» с «Краснодаром», которые в нынешнем сезоне, борясь за золото, ее опровергают? Стало быть, количество денежных знаков все-таки влияет на результат. Хотя, когда меня просят назвать команду, которая с небольшим бюджетом билась бы за чемпионство, то беру паузу на раздумье.
Первое, что приходит в голову, это победа «Лестера», сенсационно ставшего чемпионом Англии. Она уникальна уже потому, что клубу с более чем скромным бюджетом удалось опередить таких финансовых монстров, как «Манчестер Юнайтед», «Арсенал», «Челси». И тем самым навечно войти в историю. В России такое невозможно, поскольку частных клубов у нас раз-два и обчелся. Не хотят у нас люди вкладывать деньги в футбол. В отличие от Англии, где он приносит доход, где битком забиты стадионы, а абонементы проданы на годы вперед и даже передаются по наследству. В этом плане надо низко поклониться Сергею Николаевичу Галицкому, с нуля создавшему в Краснодаре профессиональный клуб с академией, роскошной базой и европейского уровня стадионом. А «Зенит» – гордость могучего «Газпрома». И слава Богу, что в Питере и Краснодаре есть люди, которые понимают, что футбол не просто игра, а часть жизни своего народа.
На зимнюю паузу в чемпионате краснодарцы и питерцы ушли, идя ноздря в ноздрю в споре за чемпионство. И некоторые считают, что здесь южанам даст некоторое преимущество то, что во втором круге они принимают «Зенит» на своем поле. На мой взгляд, это не создаст особых трудностей «Зениту», в составе которого преобладают легионеры. А у них не бывает своего болельщика. И вряд ли на игре питерской команды скажется отсутствие поддержки трибун. Это для «Спартака» она всегда была тем катализатором, который придавал сил, гнал к чужим воротам и выручал в безнадежных ситуациях. Вспоминаю, как уже подъезжая к «Лужникам», где у стадиона команду встречала толпа фанатов, мы чувствовали, как нас начинал бить мороз по коже. У «Зенита» такое в Краснодаре вряд ли будет. А вот сложности с переездом, которые возникают по нынешним временам, на его подготовке могут сказаться. И потом, эта встреча состоится в апреле, за шесть туров до финиша. А значит, не попадет в категорию тех, что решают судьбу золотых медалей. Как было у нас в 1997-м в Волгограде, где в споре с шикарным «Ротором» Вити Прокопенко, царствие ему небесное, все решили голы Кечинова и Ширко.

«Цена на Тюкавина растет»

«В одном из интервью тренер «Зенита» Сергей Семак заявил, что если его клуб захочет приобрести российского игрока, то он обойдется ему в три-четыре раза дороже, чем трансфер иностранца. Некоторые считают, что это попахивает спекуляцией на игроках с российскими паспортами, которую порождает лимит на легионеров. Для меня слова наставника «Зенита» стали откровением, поскольку прежде никогда об этом не слышал. Но повода не верить Сергею Богдановичу у меня нет. На мой взгляд, скорее это попахивает не спекуляцией, а одним из вариантов коррупции. И мне вспоминаются рассказы моих одноклубников – Дасаева, Родионова, Онопко – о том, как тяжело приходилось им за границей, где попасть в состав можно было, если только ты доказал, что на голову сильнее местных игроков.
У нас же при всех равных в споре россиянина с легионером предпочтение частенько отдают иностранцу, поскольку за него плачены большие деньги. Что касается задирания цен на молодые таланты, то не исключаю, что это вариант, который может помочь клубу сохранить у себя талантливого парня. Тогда это плохо. Возможно, говоря об этом, Семак имел в виду переговоры в концовке сезона «Зенита» с «Динамо» по поводу приобретения очень интересного форварда Тюкавина, который почему-то не всегда попадал в состав своей команды. А в «Зените» в нем видели игрока, который не только усилит команду, но еще и выйдет на новый уровень. Для этого у молодого парня есть все данные. И окажись Тюкавин в «Зените», поверьте, через год он уже стоил бы миллионов пятьдесят. Видимо, это вовремя поняли в «Динамо», заключив новый контракт со своим воспитанником. А то, как Константин провел последние матчи перед зимней паузой, говорит о том, что это было верным и важным решением».

«Уверен: Кержаков найдет свой клуб»
«Я очень внимательно слежу за тем, как складываются тренерские дела у тех, кто поиграл у меня в «Спартаке». Не так давно их ряды пополнил и Саша Кержаков, с кем я работал в сборной. Потому и его судьба мне не безразлична. Начинать всегда сложно. А в нашем деле, где не принимаются ссылки на молодость и отсутствие опыта, – особенно. Тренер – это прежде всего результат. И если его нет, то, как говорят в народе, извини-подвинься!
Помню свои пять тренерских лет в «Красной Пресне», куда пришел по рекомендации Николая Петровича Старостина. Он бывал на наших матчах, заглядывал на тренировки. Потом мы говорили о работе, футболе. Уверен, в моем становлении огромную роль сыграла его вера в меня, а советы помогали справляться с трудностями. Затем с легкой руки Николая Петровича отправился в Орджоникидзе, после чего с его же благословления возглавил уже «Спартак» московский. Благодарен судьбе, что в начале тренерского пути рядом со мной был такой мудрый и добрый человек, который не переставал повторять: «Ты должен, Олег! Ты справишься!». И это придавало уверенность, крепило веру в себя.
Кержаков начал с юношеской сборной, потом принял хромавшую на обе ноги «Томь». То был вызов. Александр его принял. Рисковал? Еще как! Но это в его характере. Потом был собранный с миру по нитке «Нижний Новгород», которому предстояла борьба за выживание. Но Кержаков взялся и помог клубу сохранить место в премьер-лиге, заявив о себе в новой профессии.
Почему ему пришлось оттуда уйти и как Александр оказался на Кипре и в Сербии, мне не известно. Знаю только, что работа в карликовых зарубежных клубах – дело ненадежное. Сколько раз уже случалось, что их хозяева, пообещав золотые горы, потом, пользуясь местными законами, начинают беспредельничать. Конечно, это тоже урок. Но, как известно, лучше учиться на чужих ошибках, а не на собственных. Убежден, что все, с чем пришлось столкнуться Кержакову в начале пути в новую жизнь, не заставит его усомниться в правильности выбора. Он не из слабаков. А потому продолжит поиск своей команды с тем же упорством и верой в себя, которые всегда отличали бомбардира Кержакова. Удачи тебе и тренерского терпения, Саша! Оно тебе очень пригодится.
В одном интервью мой большой друг Валерий Газзаев, говоря о тренере «Спартака» Абаскале, заметил, что трудности испанца состоят еще и в том, что ему приходится работать под постоянным давлением. Но от этого никуда не деться. Газзаев, да и я испытали это на себе, возглавляя ЦСКА, «Спартак» и сборную. В любом большом клубе давление на тренера всегда было, есть и будет. А значит, он должен быть готов жить и работать под постоянным прицелом. Рецепт того, как с этим справиться, один – побеждать! Но даже он не гарантия спокойной жизни. Помнится, в каком-то сезоне «Спартак» был на ходу – шел в лидерах, ладилась игра. В очередной встрече побеждаем 2:0 «Торпедо». Но на пресс-конференции на полном серьезе меня спрашивают, когда же, наконец, «Спартак» начнет выигрывать с крупным счетом. Пришлось тогда уже мне спросить решившего покуражиться умника: и какой же счет вас устроит? А если серьезно, то давление на тренера – часть его профессии. И от умения справляться с этим зависит очень многое.
С особым вниманием слежу за тем, как работает Валера Карпин. Ведь кроме «Ростова» он возглавляет еще и сборную, отношение к которой, прямо скажу, стало неоднозначным. Из-за санкций и политических интриг наш футбол лишился международного календаря. Что стало тормозом для роста, движения вперед. Кроме того, мы потеряли возможность встречаться с соперниками, матчи с которыми закаляют и помогают проверить себя.
Вот в этой непростой ситуации все чаще и чаще стали раздаваться голоса занудливых скептиков – мол, зачем нам нужны спарринги с такими противниками, как Киргизия, Узбекистан или Кения? А еще Карпина порой клюют в СМИ за то, что он не вызывает в сборную игроков старше тридцати, а талантливую молодежь призывает уезжать играть в Европу. Ведь если бы так же, как Валерий Гергиевич, поступали другие наставники, то в последние годы в сборной Аргентины и Португалии мы бы не увидели ни Месси, ни Роналдо.
Клевать тренеров нынче модно. А уж взрывного Карпина – милое дело: вдруг что-нибудь такое скажет, из чего можно скандальчик сварганить! К сожалению, всем ясно, что и завтра, и послезавтра участие в международном календаре нам не светит. А потому тот же Карпин уже много раз объяснял: сейчас в работе со сборной главное – это строительство новой команды. Поэтому он ищет таланты в молодом поколении российского футбола. Опытных и проверенных в нем все и так знают. И кто Карпина может за это осудить? Как, впрочем, и за то, что сборная проводит контрольные матчи с проходными командами. Перед матчем с Кубой уже слышал от кого-то или читал: «Кому это надо?! Не буду это смотреть!». Оказалось, что надо – тем сорока с лишним тысячам болельщиков, которые глубокой осенью под завязку заполнили трибуны «Волгоград Арены». И Карпин представил им сильнейший на сегодня состав сборной, во главе с одним из лучших игроком французского чемпионата Александром Головиным. Плюс 8:0 и настоящий праздник футбола! А заодно и ответ ухмыляющимся снобам на вопрос, кому это надо…
Но и здесь не обошлось без ложки дегтя. Я о вопросах с провокационным душком Карпину на пресс-конференции о том, знает ли он слова гимна и почему не поет его, показывая пример остальным? На мой взгляд, это очередная неуклюжая попытка спровоцировать тренера и поставить под сомнение репутацию человека, который по сей день продолжает биться за честь России.
Подобные вопросы задают те, кому плевать на футбол. Таким любознательным пройдохам важнее нарыть что-­нибудь для скандала, который потом можно будет раскрутить на всю катушку. А это клики в интернете, деньги в казну издания, упоминание фамилии автора пасквиля. Кстати, слова гимна я тоже не очень знаю. Может, потому и не пел никогда. А вот от величавого звучания его мелодии, от гордости за флаг страны слезы на глаза наворачивались. Уверен, это же испытывает и нынешний тренер сборной.
Дай бог тебе удачи, Валера!
Что касается, Месси с Роналдо, то пожелай они выступать за сборную России, то я бы взял бы их в сборную и в 40. Да и Карпин сделал бы для них исключение. Шучу, конечно. Ведь чудеса, увы, сбываются только в сказках».

«Я не смог бы играть нигде, кроме Спартака»
«Недавно приезжавший на матч легенд экс-защитник «Локомотива» бразилец Родолфо рассказал, что в его стране переход игрока в команду принципиального соперника считается предательством. Еще игроком меня спросили: как бы я поступил, получив приглашение от «Динамо»? Ведь уходил же коренной динамовец Бесков тренировать «Спартак» и выигрывал с ним золото!
Начну с того, что я не очень верю легионерам, которые кричат, что они патриоты своих клубов. Марио Фернандес тому пример. Вспоминаю уход из «Динамо» в «Спартак» Юрия Гаврилова. Там он из дубля не вылезал, а у нас сразу заиграл. Да и раскрылся совсем по-­новому – вся игра через него шла. А вот уже потом, когда он в «Днепре» оказался, то уже через месяц мне признался, что попал в команду, которая не признает середины поля, играя под девизом «вперед и с песнями». Помнится, встретились как-то на «Красной Пресне», куда Юрка с дублем «Днепра» приехал на игру. Присели за час до начала. Достал он из сумки пивка, отхлебнул и тоской говорит: «Да, Олег, мой футбол в «Спартаке» и закончился…».
Что касается Бескова, то на момент приглашения в «Спартак» он был не у дел. Да и позвал туда не кто-­нибудь, а великий Андрей Петрович Старостин, который любил его как сына. Для Константина Ивановича это стало новым вызовом. И он еще раз с честью подтвердил репутацию большого тренера, навсегда оставшись в истории «Спартака». А мне и всем, кто у него играл, повезло с учителем. Светлая ему память…
Теперь о себе. Считаю, что патриотизм – это очень личное, о чем не стоит кричать. Вот у меня никогда даже не возникало мысли о том, как можно уйти из «Спартака», благодаря которому я всего в футболе и жизни добился. Да я просто не смог бы играть в другой майке.
Не смог бы!» 

Александр Львов