07.06.2023

Олег Романцев: «Да, сборная в изоляции… Но Карпин знает, как двигаться вперед!»

Российская сборная продолжает обживаться в международной изоляции, где оказалась с подачи западных политиканов и благодаря решениям ФИФА с УЕФА. Тех самых, которые разом забыли о своих же громких заявлениях, что футбол вне политики. А потому сейчас мы попали в ситуацию, к которой просто невозможно было оказаться готовыми. Но жизнь продолжается, и надо идти дальше. И наш самый титулованный тренер Олег Романцев убежден, что выход здесь один – надо играть, играть и играть! Только это позволит не останавливаться и двигаться вперед. Вот почему прежде всего нужно сделать предельно насыщенным календарь сборной. Что в связи с запретами международных футбольных чиновников совсем непросто.
Но уже в минувшем марте команда Карпина сумела все-таки провести два матча. Сначала сыграла в гостях с Ираном, а затем, впервые за полтора года, выступила дома, приняв в Питере Ирак. Результаты и игра россиян в этих встречах вызвали неоднозначную оценку СМИ и болельщиков. Потому с обсуждения этих встреч мы и начали наш разговор с легендарным наставником «Спартака» и сборной.

Иран – Россия 1:1
– Олег Иванович, вы частенько говорите, что теперь смотрите футбол не только как профессионал, но и как обычный болельщик. Как выглядела наша сборная и с той и с другой позиции в матче с Ираном?
– Конечно, мне тоже хотелось, чтобы мы выиграли, вселив в болельщиков надежду на светлое будущее. Однако увы, пришлось довольствоваться ничьей. И прежде всего потому, что нам противостоял крепкий, играющий в современный футбол противник. И на мировом чемпионате в Катаре, и сейчас в Тегеране Иран подтвердил репутацию добротной команды, показав диванным экспертам, что и в Азии есть сборные хорошего уровня. Для Карпина матч в Тегеране был очередным шагом в создании команды и продолжением поиска тех, на кого можно в ней опереться. Сложности этого процесса в том, что не в обиду будет сказано, но наше нынешнее футбольное поколение обилием ярких дарований не отличается.
Может, потому тренер сразу выпустил хавбека Зиньковского, не всегда попадающего в стартовый состав «Спартака». И тот не только организовал пенальти, после которого мы повели в счете, но вместе с Хлусевичем до перерыва был самым заметным на левом фланге.
А вот активности и остроты Захаряна, которые выделяют его в «Динамо», на другом фланге мы не увидели. Да он еще и отличный момент во втором тайме загубил. И вообще, нашей атаке явно не хватало выдумки. А потому она легко читалась соперником и выглядела пресноватой. Что касается пенальти, после которого иранцы сравняли счет, то Литвинов заработал его, как говорится, на ровном месте. Ну зачем, находясь спиной к воротам, атаковать соперника в углу штрафной? Хотя по молодости и со мной такое как-то случилось. Кстати, оба пенальти были, что называется, 50 на 50. Но судья из Узбекистана Танташев вел встречу настолько уверенно и спокойно, что никто даже не пытался оспаривать его решения. Вот бы нашим арбитрам такую выдержку!
– То, что в Тегеране из-за травм не сыграли Джикия, а также Алексей Миранчук и Головин, ослабило команду Карпина?
– Вне всякого сомнения. Это проверенные бойцы, с характером лидеров. Вокруг них можно строить команду. Думаю, с Джикия уверенней бы чувствовала себя оборона. А Миранчук с Головиным лишили бы хозяев контроля над серединой поля и возможности опасно контратаковать. Неслучайно после матча Карпин признался, что игра нашей сборной после тридцатой минуты ему не понравилась.

Россия – Ирак 2:0
– А какое впечатление оставила сборная Карпина в матче с Ираком?
– Прежде всего порадовала победой, с которой я поздравил Карпина с помощниками. А еще убедился: народу не безразлична судьба главной команды своей страны. И двадцать с лишним тысяч болельщиков, собравшихся на трибунах питерской «Газпром Арены», тому подтверждение. Хотя и после этого успел наслушаться и о провальном для нас первом тайме, про ляпы обороны и про то, что, если бы иракцы забили до перерыва, не видать бы нам в Питере этой самой победы. Сплошные «если бы». Да, первые 45 минут наши ребята выглядели какими-то зажатыми, скованными, порой допуская азбучные ошибки. То голкипер Песьяков, выбежав из ворот, чуть не сотворил себе гол – хорошо, Литвинов подстраховал. То Осипенко, потеряв координацию, позволил Аль-Хамади выскочить к воротам Песьякова – к счастью, форвард промахнулся. Да и в середине поля, которую должны были перекрывать Фомин с Глебовым, не очень все клеилось. А способный продавливать оборону Соболев вынужден был отходить назад в поисках мяча. Думаю, сказывались опасения игроков ошибиться и боязнь проиграть именно сейчас, когда сборная и ее тренер под прицелом особого внимания, а порой и давления. Это понятно, ведь пришедшие в нее футболисты либо молоды, либо не пробовали себя даже на уровне нынешних, скромных по заслугам, но, прямо скажем, крепких соперников.
– И все-таки эти матчи подтвердили правильность направления, выбранного тренерским штабом сборной?
– Перед вылетом в Иран Валерий Георгиевич еще раз обозначил цель подобных матчей – заявить о том, что у России есть сборная, которая будет двигаться дальше, а также поиск интересной молодежи. И продолжает придерживаться этого курса. Потому даже не очень выразительная игра сборной в Тегеране своей отдачей и настроем убедила меня: Карпин знает, по какому пути надо идти. А команда это чувствует.
– После ничьей с Ираном вновь пошли разговоры о разочаровании сборной Карпина и о том, что нам нет необходимости участвовать в июне в чемпионате Азиатской футбольной Ассоциации. А каково ваше мнение?
– Думаю, вы говорите не о настоящих болельщиках сборной, а о злопыхателях, которые ищут любой повод, чтобы бросить в нее камень. Они упорно не хотят замечать, что наш футбол переживает трудные времена. А то, что мы оказались в полной изоляции, заставляет выживать. Именно в таком положении находится и сборная. Могу только представить, с какими трудностями пришлось столкнуться Карпину. Ведь ему приходится строить команду, оставшуюся без международного календаря, без качественных спаррингов, а самое главное, без реального представления о ее будущем. В такой неопределенности тренеру сложно во всем, поскольку мы никогда в таком положении не оказывались. А потому и он, и команда как никогда нуждаются сегодня в поддержке и понимании. И низкий поклон тем нескольким сотням болельщиков, которые, понимая это, добрались до Тегерана с российскими флагами. А мир увидел, что несмотря ни какие запреты, наш футбол жив!
Вот почему с интересом жду в июне участия сборной в чемпионате Центральной Азиатской футбольной Ассоциации. Жду потому, что для ребят это возможность побороться за титул, показать и проверить себя! А недругам команды, которые ноют «зачем нам это надо», скажу, что для меня они хуже любых иноагентов!

Матч с Ираком открыл нам Пиняева
Хочу отметить, что вопреки предсказаниям скептиков, сборные Ирана и Ирака оказались довольно крепкими соперниками. Скажу больше – в индивидуальном оснащении футболисты Ирана выглядели получше наших ребят. Они техничны, быстрее работают с мячом, качественней выходят из обороны. И в такой ситуации, чтобы завладеть инициативой, нам необходим был тот, кто смог бы взять игру на себя – менять направление атак, переключать скорости. Трудно сказать, на это ли рассчитывал Карпин, выпустив после перерыва Антона Миранчука. Но команда задвигалась, стала больше контролировать мяч, прибавила в движении. Острей заиграл 18-летний Пиняев – и до этого самый заметный в атаке. А как же хорош был его второй гол в матче и первый за сборную: в углу штрафной, пробросил мощного Адиана и, продавив защитников, выстрелил в угол ворот Хассана, не оставив ему никаких шансов. Вряд ли голкипера гостей можно обвинить и в первом пропущенном мяче, к которому первым на добивание успел Миранчук после мощного выстрела Соболева. Да и потом реакция Хассана спасала гостей после ударов Осипенко и Миранчука. А когда бил Соболев, выручила перекладина, помешав сборной довести счет до разгромного.
Предвижу, что к этой победе отнесутся по-разному. Для меня она стала надеждой на будущее, пусть небольшим, но очень важным шагом в становлении новой команды. Но найдутся и те, кто будет говорить про слабых соперников, вспоминать тусклую ничью с Ираном и первый тайм с Ираком, вновь пройдется по странному выбору Карпина и помусолит его отношения с Дзюбой. Что ж, каждый увидел сборную в этих матчах такой, какой хотел. Для одних она выглядела «тяжелой, выполнявшей нелюбимую работу», другие, даже с учетом всех проблем, увидели ее настрой на то, чтобы стать командой. И все эти «если бы» пусть останутся за кадром.
А то, что лучшим в матче признали 18-летнего Пиняева, теперь самого молодого из тех, кто забивал в сборной, и стало ответом на вопрос, есть ли у нее будущее. Долгой и счастливой тебе футбольной жизни, Сергей!
– Сейчас много говорят еще об одном молодом форварде – Константине Тюкавине из «Динамо», который тоже выходил в мартовских матчах в составе сборной. А до этого благодаря его голам на последних минутах динамовцам удалось вырвать победу у «Крыльев» и «Урала». Не напоминает ли он вам то, как начинал в «Спартаке» Владимир Бесчастных?
– Нет. И прежде всего потому, что они разные по стилю. Володька – мощный, высокий, умел цепляться, казалось бы, уже в проигранной ситуации. Вспомните, как в концовке встречи с французами он сумел выцарапать мяч у Блана и отдать его Цымбаларю, который вывел удар Карпина, приговорившего на «Стад де Франс» чемпионов мира. И начинал Бесчастных с места в карьер – 18-летним пареньком сразу два мяча забил в финале Кубка в ворота ЦСКА. Тюкавин – форвард несколько иного плана: с редким голевым чутьем, умением ловить момент и наказывать соперника за ошибки. Он, безусловно, талантлив, что подтверждается и вниманием к нему Карпина в сборной. И чем больше парню будут доверять в ней и в клубе, тем быстрее он окрепнет, а «Динамо» станет больше забивать.

– Олег Иванович, недавно вы сказали немало добрых слов о Промесе. Меня часто спрашивают болельщики: играл бы голландец в «Спартаке», когда вы побеждали «Реал», «Аякс» и «Арсенал»? Ведь на его позиции в то время выступал Андрей Тихонов.
– Извините, но Тихонов выступал не совсем на той позиции, где сейчас Абаскаль использует Промеса. Андрей больше тяготел к игре в средней линии, отходя назад и помогая обороне. Хотя и про атаку не забывал. А голландца тянет только на переднюю линию. Потому я воспринимаю его как форварда, который может атаковать и на острие, и подключаясь из глубины. В те времена у меня была россыпь классных игроков – Цымбаларь, Титов, Аленичев, Булатов, Робсон, Безродный, тот же Тихонов. Однако место Промесу в составе все равно нашлось бы. Но не за счет Андрея. Потому что по игре и характеру голландец – настоящий спартаковец. Что тогда было главным.
– Тогда позвольте еще один вопрос от болельщиков. Как думаете, почему ваш ученик Валерий Карпин на каждый матч сборной назначает нового капитана, хотя в «Ростове» этого не делает?
– Честно говоря, не знаю, что и ответить. Для меня это тоже загадка. А потому при встрече с Валерой обязательно его об этом спрошу. Возможно, таким образом он ведет поиск идеального капитана, проверяя характер и лидерские качества каждого. В «Спартаке» моих тренерских времен капитана выбирали тайным голосованием. И не припомню случая, чтобы повязка доставалась игроку, который бы ее не заслуживал. Онопко, Аленичев, Тихонов, Титов… Всех и не перечислишь. Каждый был не только классным мастером, но и бойцом, заводилой, за которым шли остальные. Так что в этом плане я был везучим тренером. Кстати, и у Бескова капитанские выборы были за коллективом. И все, включая Николая Петровича, заполняли бумажки с фамилией кандидата. А после объявления результатов они уничтожались, поскольку почерк Старостина знали все. Подсчет же голосов доверялся Черенкову с Родионовым, имевшим кристальную репутацию в команде. Так что все было на высшем уровне.
Что касается Карпина, если только это не его тренерская тайна, обещаю обязательно рассказать о том, почему он решился на такой неожиданный ход. 

Александр Львов