10.09.2024

Обнимая Бразилию

Латинская Америка – это самобытный мир, историко-культурный багаж которого образован синтезом различных культур. Южноамериканские индейцы, испанцы, португальцы, французы и потомки завезенных из Африки рабов являлись той многообразной средой, которая сформировала страны Латинской Америки в настоящее время. Колониальное прошлое, обретение независимости, поиск места в региональной и мировой политике – вот те вехи, которым следовали страны региона на протяжении своей истории. В настоящее время Латинская Америка, несмотря на разнообразие политических курсов и уровня экономического развития, по-прежнему представляет собой единый культурно-исторический конгломерат, в основе которого лежат языковая среда, континентальная обособленность и схожесть менталитета.
Среди государств континента особое значение принадлежит Бразилии – это не только самая большая по площади и численности населения страна Южной Америки, но и своего рода лидер, на которого ориентируются другие.
В Бразилии наших дней можно увидеть и современные, динамично развивающиеся города с многомиллионным населением, и почти первобытные племена Амазонии. В мегаполисах фешенебельные кварталы зачастую соседствуют с трущобами, которые в Бразилии называют фавелами. Развитая инфраструктура и уровень безопасности в первых заметно контрастируют с отсутствием элементарных удобств и высокой преступностью во вторых. Тем не менее Бразилия следует стратегии поиска оптимального пути развития. Страна является одним из членов БРИКС и ОПЕК и стремится вести сбалансированную внешнюю политику в сложных международных вопросах.

Символ сплоченности нации
Пожалуй, самым значимым из визуальных образов Бразилии, укоренившихся в массовом сознании, можно назвать статую Христа-Искупителя, которая расположена на вершине горы Корковаду в Рио-де-Жанейро. Распростертыми в виде креста руками Иисус обнимает всех жителей города – бедных и богатых, офисных служащих и простых рабочих. Изваяние стало не только важнейшей достопримечательностью города, но и узнаваемым символом страны в целом.
Территория будущей Бразилии стала известна европейцам благодаря португальскому мореплавателю и исследователю Педро Алварешу Кабралу, который открыл побережье этой страны в апреле 1500 года. Вскоре началась португальская колонизация и христианизация новых земель. В последующие три столетия история колонии изобиловала множеством событий, которые были тесно связаны с европейской метрополией и конкуренцией с Испанией. В 1822 году была провозглашена независимость Бразилии от Португалии, и в новообразованной стране появилась собственная монархия. Вероятно, под влиянием североамериканского образца в 1888 году в Бразилии отменили рабство, а в 1889 году была провозглашена Республика соединенных штатов Бразилии, после чего наблюдалась новая волна переселения европейских иммигрантов (и не только из бывшей метрополии).
В 1921 году, в преддверии столетнего юбилея провозглашения независимости, возникла идея увековечить приближающуюся дату созданием величественного монумента в Рио-де-Жанейро, который в те годы являлся столицей страны (с 1960 года столица государства – город Бразилиа. – Ред.). По мысли авторов идеи будущий памятник должен был стать символом обретения государственности и сплотить нацию, став зримым образом для всех бразильцев.
Говорят, что первоначально предлагалось возвести памятник Христофору Колумбу, но эта идея не нашла поддержки у коренного населения страны. Кроме того, Колумб был испанским мореплавателем и никогда не бывал на побережье будущей Бразилии. Монумент столетия образования государства должен был устраивать всех – независимо от политических пристрастий и этнического происхождения.
В отличие от Европы, где уже в начале XX века заметно ослабевание религиозности, в странах Латинской Америки влияние католической церкви оставалось заметным фактором жизни общества. Достаточно сказать, что в популярных в странах континента революционных движениях нередко принимали участие католические священники, а левая идея сочеталась с христианским представлением о справедливости. Позже, уже в середине XX века, латиноамериканские мыслители сформулируют эту идею в концепции «Теологии освобождения».
В реалиях бразильского общества 1920-х годов идея создания монумента столетия в виде скульптурного образа Христа нашла всеобщую поддержку консервативных и прогрессивных общественных сил, что послужило сплочению и подчеркнуло национальное единство. Популярное в стране периодическое издание «Крузейру» (Cruzeiro) объявило сбор средств на создание памятника. Сбор средств объявила и католическая церковь, а архиепископ Рио-де-Жанейро Себастьян Леме принял самое деятельное участие в проекте и его реализации.
Эскиз памятника принадлежит художнику Карлосу Освальду, проект разработал инженер Хейтор да Силва Коста, а практической реализацией занимался французский скульптор польского происхождения Поль Ландовски. Также над созданием памятника трудились скульптор румынского происхождения Георге Леониди и специалист по бетону Альберт Како. Первоначально обговаривался проект с постаментом в виде земного шара (по другим сведениям, глобус должен был находится в руках у Христа), однако потом был утвержден вариант, который мы видим сегодня.

Архитектурная доминанта
Возведение величественной скульптуры заняло девять лет – с 1922-го по 1931-й годы. Бразилия тех лет была преимущественно аграрной страной. Реализация такого масштабного проекта была технологически непосильной без привлечения мощностей и опыта европейских промышленников. Бетон для основания постамента доставлялся из шведского Лимхамна, а остальные конструкции, включая каркас, выполнены на предприятиях во Франции, откуда по частям переправлялись в Бразилию.
Статуя была изготовлена из железобетона и талькохлорита – горной породы, используемой в качестве строительного материала (другое название – мыльный камень). На вершину горы Корковаду (709 м над уровнем моря) конструкции доставлялись по железной дороге, которая была проложена еще в 80-е годы XIX века.
К подножию статуи подходит каменная лестница из 220 ступеней, а вокруг постамента оборудована большая смотровая площадка, с которой открывается панорамный вид на весь город. Памятник был торжественно открыт и освящен представителями католической церкви 12 октября 1931 года. В этот день планировалось подсветить монумент батареями электрических прожекторов, которые должен был дистанционно включить знаменитый итальянский радиотехник и лауреат Нобелевской премии по физике Гульельмо Маркони, но из-за плохих погодных условий ограничились огнями вблизи самой статуи.
Масштабы памятника впечатляют и сегодня – высота статуи, включая пьедестал, – 38 м, что сопоставимо с 15-этажным домом; размах рук изваяния – 28 м; вес – 635 тонн. В постаменте расположена небольшая часовня, которую могут посетить паломники и туристы.
Монумент органично вписался в городской пейзаж Рио и виден из всех концов мегаполиса, став его архитектурной доминантой. Поскольку статуя – это высшая точка города, то во время непогоды в нее регулярно (в среднем 4 раза в год) бьет молния, что очень эффект­но смотрится на фотоснимках.

Всемирное наследие
Архитектурный комплекс памятника привлекает туристов вот уже более чем 90 лет. За прошедшие годы статуя дважды ремонтировалась, а система иллюминации и подсветки претерпела модернизацию. В настоящее время подъем на смотровую площадку оборудован эскалаторами, периодически на поверхности монумента проецируют лазерные инсталляции. Гору Корковаду окружает национальный парк Тижука, в котором расположен крупнейший в мире лес, находящийся в черте города.
И по сей день Христос-Искупитель в Рио-де-Жанейро  – это символ города, страны, а в широком смысле – и всей Латинской Америки. В 2007 году статуя была объявлена одним из семи новых чудес света. В 2012 году ЮНЕСКО провозгласило монумент частью всемирного культурного наследия и частью городского ландшафта Рио-де-Жанейро.
Монумент ежегодно посещают около 1,8 млн туристов со всего мира, среди которых, конечно же, есть и путешественники из России. 

Виктор Кудинов