14.03.2023

Много пользы из ничего

Производство товаров народного потребления из переработанных материалов – необходимая потребность сегодняшнего дня. Обеспечивая свое существование, наша цивилизация с огромной скоростью расходует природные ресурсы, нанося непоправимый ущерб природе. Осознанное потребление на глазах становится единственной стратегией выживания человечества как вида.
Один из вариантов осознанного потребления – выбор дизайн-продуктов из переработанных материалов. У предметов, используемых нами в повседневной жизни, часто есть более экологичная альтернатива. Замена обычных серийных изделий этими продуктами приносит огромную пользу окружающей среде и планете в целом. Дизайнеры не просто дают отходам вторую жизнь – созданные ими предметы оказываются в фокусе моды, обладание ими становится престижным. А то, что модно, уже не будет гнить на свалках.

Табурет из медицинских масок
Как и многих его соотечественников, в пору пандемии коронавируса британского дизайнера Джо Слэттера раздражали разбросанные всюду одноразовые бело-голубые медицинские маски. Собрав около 4 тыс. масок с улиц Лондона, Слаттер продезинфицировал их, покрыв озоновым аэрозолем и оставив под прямыми солнечными лучами на четыре недели. Затем последовал экспериментальный период. В результате Слэттер обнаружил, что маски можно скручивать в мягкую пряжу или переплавлять в плотную полипропиленовую структуру. Так дизайнер придумал свой «табурет-вуаль». Окончательная его форма представляет собой мягкое резьбовое сиденье, изготовленное из масок, скрученных в пряжу и закрепленных на трех коротких ножках из расплавленных масок.

Спасательный круг из бутылок
Saviour (англ.: Спаситель) – это модульная система взаимо­связанных трубок, которые помогают создавать флотационные конструкции. Трубки сами по себе не плавают, но к ним можно прикрепить несколько пустых пластиковых бутылок по ободу. Saviour можно собрать U-образно или в виде овала. Стоит такое спасательное устройство сущие копейки, а использование бутылок помогает обратить пластиковые отходы во что-то более полезное. Если какая-то бутылка будет повреждена, ее легко заменить другой, что позволяет быстро отремонтировать снаряжение. Saviour удобно использовать в бассейнах или на открытой воде – для обучения плаванию и водной аэробики.

Ботинки и стаканы из кофе
Обувь под брендом XpreSole Panto японской компании CCILU отличается элегантным современным дизайном. Кроме того, эти удобные ботинки водонепроницаемы, их поверхность обладает грязеотталкивающими свойствами, в то же время ноги в них не потеют; они достаточно легкие, их можно стирать в стиральной машине. А изготавливают их экологически чистым способом из… кофейной гущи. На одну пару ботинок требуется гуща из 15 чашек кофе плюс использованный пластик. Разработано несколько десятков моделей по цене около $100 (6,6 тыс. руб.). Обувь XpreSole Panto выиграла уже три дизайн-премии. Способен ли кофе заменить кожу или искусственную кожу в качестве материала для обуви? Дизайнеры из CCILU считают, что их разработка – убедительный ответ на этот вопрос.
А вот многоразовая чашка HuskeeCup от австралийской компании изготовлена из переработанной кофейной шелухи. Она ударопрочна, нетоксична, пригодна для мытья в посудомоечной машине и приятна на вид. Ежегодно во всем мире производится 600 млрд одноразовых кофейных чашек, 99,75% из которых выбрасываются на свалку или в океан без вторичной переработки. Huskeecup элегантно решает эту проблему. На производстве собирают кофейную шелуху, выброшенную в процессе обжарки, измельчают ее в порошок, связывают его биополимером и, наконец, формуют из полученной массы чашки.
HuskeeCup продаются и в России. Комплект из чашки с крышкой обойдется в 1450 руб.
Цена кусается, но зато какая польза природе!

Скамейка из ­водопроводных труб
Скамейка от дизайнера из ОАЭ Аммара Кало основана на новом типе композитного материала, разработанного путем переработки старых водосточных труб из ПВХ. Это скамейки для двоих в фирменном стиле мебели от Кало – с ножками и основанием из орехового дерева. Главная особенность – сиденье, изготовленное из множества фрагментов ПВХ, которые словно парят внутри полупрозрачной тонированной плиты из смолы. Осколки ПВХ создают красивую игру света и тени и образуют поверхность с уникальным рисунком, что парадоксальным образом гармонирует с фактурой древесины. Как и большая часть мебели этого дизайнера, скамейки поставляются с простыми соединительными элементами, не требуют дополнительного крепежа.

Вазы из списанного мрамора
По статистике лишь 30% добытого мрамора попадает в готовую продукцию. Все остальное – это отходы. Шокированные этим итальянские дизайнеры Паоло Улиан и Морено Ратти решили расширить свою линейку изделий из отбракованного мрамора. Так появилась коллекция из четырех ваз Little Gerla Marble, изготовленных из одной плитки размером 40 х 40 х 3 см, которые в изобилии остаются после мощения стен и пола.
Методом гидроабразивной резки каждую плитку делят на четыре одинаковых квадрата. Затем их нарезают концентрическими кольцами разного диаметра (либо треугольниками, шестигранниками и т.п.). Кольца складывают друг на друга, немного поворачивая каждое, и склеивают – получается изящная ваза необычной формы.
По словам дизайнеров, плитка, которую они используют для этого проекта, выбрасывается в огромном количестве из-за выступающих прожилок, несоответствующих цветов или незначительных повреждений. «Отходы всегда являются основой наших исследований. Потому что мы хотели бы жить в мире без отходов», – признаются Улиан и Ратти.

Лампа и здания из грибов
Эстонcкая компания Myceen разработала серию подвесных абажуров под названием B Wise, изготовленных из грибного мицелия на каркасе из фанеры и алюминия. Мицелий – это волокнистая подземная грибница, очень похожая на корни растения.
Для создания формы шириной 60 см органические отходы лесной и сельскохозяйственной промышленности, включая опилки и солому, смешивают с мицелием. Затем смесь выливают в форму для абажура и оставляют расти при контролируемой температуре и влажности. Гриб начинает питаться отходами и разрастаться. Поскольку мицелий действует как естественный связующий компонент, никакого клея или добавок не требуется. После заполнения формы материал извлекается и высушивается, чтобы предотвратить дальнейший рост. По словам создателей, весь процесс занимает около пяти недель от начала до конца.
Грибной мицелий имеет большой потенциал, на него обращают внимание даже архитекторы. В то время как многие экспериментируют с мицелием в качестве облицовки зданий, немецкие архитектор Дирк Хебель и инженер Филипп Блок пошли еще дальше – они используют его для создания самонесущих конструкций. По их словам, материал, который образуется из мицелия, мог бы обеспечить прочную структуру двухэтажного здания – главное, все правильно спроектировать. Хебель и Блок признают, что мицелий – довольно хрупок, но упирают на свою технологию, позволяющую создать «правильное сжатие» конструктивных элементов. 

Аиша Казиахмедова