08.08.2017

Люди в муравейнике

497816Как известно, более половины населения Земли проживает в городах. Люди предпочитают жить вместе, потому что это удобно, а когда-то это было жизненно важно: так легче обороняться от врагов.
С какой же плотностью мы расселены по планете? Проще всего поделить площадь суши на количество проживающих человек. Исходя из этой нехитрой формулы, на каждый квадратный километр приходится лишь по 50 человек – из всего 7-миллиардного населения.
Если бы мы равномерно распространились по мировому ландшафту (включая горы, пустыни и т.п.), то находились бы на расстоянии 150 метров друг от друга. Разумеется, на практике все обстоит совершенно иначе.

Дакка или Манила?
Как ни странно, на международном уровне не существует согласованного и общепризнанного определения границ города. К примеру, нередко в понятие «город» закладывают и городские агломерации, включающие в себя пригороды. Тем не менее, практика измерений плотности населения дает четкое представление о том, как много жителей в том или ином городе относительно его площади.
Согласно данным Программы ООН по населенным пунктам, основанным на результатах национальных переписей, первое место в мире по плотности населения занимает столица Бангладеш – Дакка (44 500 человек/1 кв. км). Города Азии вообще оккупировали верхнюю часть списка: индийский – Мумбаи занимает второе место, столица Филиппин Манила – четвертое, где-то рядом «примостился» Сингапур. Медельин (Колумбия) – самый густонаселенный город Южной Америки и третий в мире, в спину которому дышат африканские Касабланка (Марокко) и Лагос (Нигерия).
Вместе с тем альтернативная методика подсчета, когда не учитывается площадь пригорода, дает несколько иные результаты. Так, в ежегодном демографическом справочнике ООН самым густонаселенным городом мира названа Манила, а европейский список возглавляют Париж, Афины и Барселона. В Северной Америке на первом месте Нью-Йорк, а в Австралии, конечно же, Сидней.

От Эдинбурга ­до Коулуна
Что провоцирует высокую плотность населения? Причины сложны и разнообразны, они требуют детального изучения в каждом конкретном случае, но есть и очевидные факторы. Один из главных – естественные границы местности. Мале, столица Мальдив, – островной город с площадью всего-то 5,8 кв. м. Здесь постоянно живут более 130 тысяч человек, поэтому в Мале строят буквально на каждом клочке земли. И плотность населения при этом составляет 23 000 человек/1 кв. м.
Еще один фактор высокой плотности – так называемые границы обороны. Вспомните форты Железного века или замки Средневековья: необходимость защищаться вынуждала людей тесниться за крепостными стенами. В Европе к концу XVII века многие города были окружены ультрасложными укреплениями-равелинами, и серьезная осада буквально душила жизнь за фортификационными сооружениями.
Фактор обороны границ, к сожалению, имеет место и сегодня: сектор Газа полностью блокирован Израилем и Египтом, еще и поэтому он имеет пятую по высоте плотность населения на планете.
В начале XVIII века английский писатель и публицист Даниэль Дефо был поражен, увидев многоэтажные жилые дома в шотландском Эдинбурге. «Уверен, – писал он, – ни в одном городе мира не живет так много народу в одной маленькой комнате, как здесь!». К слову, поразившие остроумного классика дома были максимум 12-этажными.
Изобретение лифта способствовало взрывному росту плотности городского населения. Фантастические небоскребы стали реальностью, образовав знаменитые «каньоны Манхэттена». Даже сегодня, когда немалая часть нью-йоркских небоскребов – это коммерческие пространства, плотность населения в «Большом Яблоке» составляет 26 000 человек/1 кв. км. Уместно вспомнить и Гонконг, где у подножия гор выросли впечатляющие жилые кварталы, взмывающие к небу на 70 этажей.
Вероятно, самая плотно населенная городская среда, когда-либо созданная людьми, это гонгонгский город-крепость Коулун – неподчиняющиеся властям 12-этажные трущобы, где десятилетиями процветали наркоторговля, проституция и игорный бизнес. Дома были построены предельно близко друг к другу – так, что между ними оставались узкие проходы. Практически над головами местных жителей ревели реактивные лайнеры, заходящие на посадку в местный аэропорт. Когда в 1987 году в знаменитом «городе тьмы» прошла перепись, выяснилось, что здесь проживало более чем 30 000 человек – с плотностью свыше 1 млн человек/1 кв. км! В 1990-е Коулун стерли с лица Земли, разбив на его месте парк, а жителей расселили.

Крах идей Ле Корбюзье
Ужасна ли сама по себе высокая плотность населения? Часто это говорит о кризисе, постигшем город. Трущобы XIX века, которые выросли в промышленно развитых странах, вдохновили реформаторов на разработку идеи поселений с низкой, искусственно сдерживаемой плотностью населения. Так, британский философ и социолог-утопист Эбенизер Говард сформулировал концепцию «города-сада», где количество жителей должно было бы жестко контролироваться. Говард справедливо полагал, что это позволит людям сохранить здоровье, а власти смогут на должном уровне поддерживать общественный порядок.
Уже в XX веке знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье и его последователи выступали за достаточно высокие, плотно стоящие друг к другу жилые здания, но окруженные природным ландшафтом, тем самым моделируя цивилизованную городскую среду. В их плане реконструкции городов после Второй Мировой войны фигурировало понятие «башни в парке» – с ограниченными по площади жилыми строениями: были предприняты серьезные политические усилия для снижения плотности населения…

Полный текст можно прочитать в № 8 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2017 год