Лицензирование управляющих компаний: опыт Москвы
Как известно, по закону управление многоквартирными домами возможно тремя способами:
– самоуправление (ТСЖ, ЖСК и т.д.);
– непосредственное управление;
– управление управляющей организацией.
Способ управления и при необходимости управляющую организацию выбирают собственники жилого многоквартирного дома на общем собрании. Решение оформляется протоколом.
В соответствии с федеральным законом №255-ФЗ от 21.07.2014 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», заниматься управлением многоквартирными домами на основании договоров управления предприятия могут только при наличии лицензии.
Главная цель лицензирования – предотвращение ущерба законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Одна из основных задач лицензирования в сфере ЖКХ – это предупреждение, выявление и пресечение нарушений установленных российским законодательством требований со стороны управляющих организаций, их руководителей, индивидуальных предпринимателей, их уполномоченных представителей.
Лицензия в данном случае является специальным разрешением на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем управления многоквартирными домами в конкретном субъекте Российской Федерации, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе.
Соискатель лицензии (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) после обращения в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии и получивший ее становится лицензиатом, имеющим право заключать договоры управления с собственниками помещений в жилых домах.
Управляющие организации обязаны были получить лицензии до 01.05.2015. После 01.05.2015 осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии не допускается.
Схема действий
Получение лицензии можно разделить на три этапа:
1. Получение квалификационного аттестата руководителем.
2. Подготовка пакета документов.
3. Непосредственно получение лицензии.
В Москве квалификационный аттестат выдается по результатам экзамена, который проводится по адресу: Малая Сухаревская пл., д. 2, стр. 2 в учебно-консультационном центре (тел. (495) 737-56-52). К сдаче экзамена допускаются лица, информация о которых не содержится в Реестре дисквалифицированных лиц. Квалификационный аттестат выдается на пять лет. Если аттестат не выдан, то решение об отказе может быть обжаловано в суде.
Руководителю, который имеет опыт работы в сфере ЖКХ, сдать экзамен на получение квалификационного аттестата достаточно просто. В тесте 200 вопросов с несколькими вариантами ответов, один из которых является правильным. Вопросы утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
На сегодняшний день проведено 183 таких экзамена, принято 2208 положительных решений, на основании которых Мосжилинспекция выдала квалификационные аттестаты.
Решение о выдаче лицензии в Москве принимает комиссия, созданная в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 20 января 2015 №12-ПП «О лицензионной комиссии по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в городе Москве». В ее состав входят в том числе и представители общественности. Председателем лицензионной комиссии является заместитель мэра Москвы П.П. Бирюков, а исполнительным органом, который готовит материалы для рассмотрения, – Мосжилинспекция. Решение о выдаче лицензии или об отказе принимается коллегиально.
Хотелось бы отметить, что качество подготовленных заключений для рассмотрения на комиссии всегда соответствует предъявляемым требованиям, что позволяет принимать решения с первого рассмотрения без возврата на доработку.
На основании решения комиссии Мосжилинспекция выдает лицензию (либо отказывает в ее выдаче). Всего с начала работы лицензионной комиссии состоялось 22 заседания, по результатам которых было принято 899 решений о выдаче лицензий «На осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» и был вынесен 21 отказ.
Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия, действует на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдана, и не подлежит передаче третьим лицам.
Основная причина отказов при рассмотрении документов управляющих организаций, уже имеющих дома в управлении, – некачественное раскрытие информации в соответствии с 731 ПП РФ «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями» от 23.09.2010.
Вот список основных требований для управляющих организаций, еще не имеющих дома в управлении:
юридическое лицо должно быть зарегистрировано на территории Российской Федерации;
руководитель должен иметь квалификационный аттестат, не должен иметь неснятую или непогашенную судимость, не должен состоять в реестре дисквалифицированных лиц;
в сводном федеральном реестре лицензий должна отсутствовать информация об аннулировании лицензии;
должна быть оплачена госпошлина.
Что грозит нерадивым управляющим компаниям
После внесения изменений 16 декабря 2014 г. в Постановление от 26 июля 2011 №336 – ПП «Об утверждении положения о государственной жилищной инспекции г. Москвы» Мосжилинспекция приступила к контролю за исполнением управляющими организациями лицензионных требований. Концептуально данные требования отражены в Жилищном кодексе РФ.
Существенно выросли штрафные санкции в адрес нерадивых управляющих организаций. Ужесточилась ответственность в случае невыполнения предписаний, выданных Мосжилинспекцией на устранение нарушений жилищного законодательства (штраф до 300 тыс. рублей для управляющей организации и до 100 тыс. рублей – для ее руководителя (или его дисквалификация до трех лет). Если в течение года меры воздействия применялись дважды, то многоквартирный дом будет исключен из реестра лицензии этой управляющей организации…
Полный текст можно прочитать в № 4 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2017 год