10.06.2024

Лифты с белорусским характером

Более 80% продукции ОАО «Могилевлифтмаш» идет на экспорт. Основной рынок сбыта – Российская Федерация, куда в прошлом году отгрузили более 9 тысяч лифтов. Продукцию могилевчан знают от Калининграда до Владивостока. К слову, Россия – надежный партнер и в плане поставок комплектующих. После введения санкций завод быстро перестроил логистику, выработав четкую модель развития: только гибкость и мобильность позволяют двигаться вперед и… вверх, ведь лифты – это вертикальный транспорт.

Под контролем мощных машин
Каждый лифт – это несколько тысяч деталей. Кабина – не самый трудоемкий и технологичный узел. Сложнее изготовить лебедку и систему управления – «мозг» и «сердце» лифта, как называют их сами лифтостроители. И здесь раньше были необходимы импортные комплектующие.
– Начали работать над диверсификацией, смотреть, что из комплектующих можно производить у себя, – говорит генеральный директор ОАО «Могилевлифтмаш» Сергей Чертков. – Несмотря на звучавшие заявления о том, что лифтовая отрасль не справится с поставленными задачами в связи с уходом с рынка западных производителей, наше предприятие преодолело все трудности, возникшие на первоначальном этапе. Да, ранее производители лифтового оборудования Союзного государства в разной степени зависели от поставок импортных деталей. У нас такая зависимость была минимальной, ведь предприятие – полного жизненного цикла. Сырье и комплектующие, которые ранее приобретались в западных странах, в максимально возможные сроки были замещены собственными. Так, например, новая разработка востребованной в настоящее время безредукторной лебедки, которая используется в том числе и при производстве высокоскоростных лифтов, уже запущена в серийное производство.
История предприятия начинается еще в 1966 году, когда в Советском Союзе стали активно строить многоэтажные дома, которые было необходимо обеспечивать лифтами. И если в начале 1990-х изготавливалось только две модели, практически не отличающиеся друг от друга, то сегодня в широкой номенклатуре их более 180: грузовые, панорамные, больничные, коттеджные и др.
Работать гибко, выпускать товары под заказ позволяет современное оборудование. Курс на обновление «Могилевлифтмаш» взял еще на старте нулевых, затронув и технологии – например, была полностью заменена линия покраски, – и механическую часть производственного процесса, установив мощные современные машины. На одной из таких оператором станка ЧПУ работает Игорь Глинкин. Парень отучился в Могилевском государственном политехническом колледже, по распределению попал на лифтовый. Глинкина поставили на ответственный технологический этап в производстве – обработку корпуса лебедки. В цеху царит настоящая магия. Все контролирует компьютер, нужно лишь правильно выставить настройки на пульте управления.
– К нам детали поступают из литейного цеха. Корпус лебедки нужно отшлифовать, чтобы отдать деталь на следующий этап, – объясняет сложный процесс Игорь. – В машинах такого типа разбираюсь, к тому же отучился на заочном отделении Белорусско-Российского университета Могилева на инженера. Во время учебы было много практики, изучали принцип работы подобного оборудования. Стал лучше разбираться в узлах станка, гидравлике, механике, программах.

Эксклюзив в деталях
В механосборочном цехе изготавливают детали для редуктора, другие элементы будущих лифтов. Больше 30 лет здесь работает токарь и оператор станков ЧПУ Вячеслав Мартыненко. Хорошо помнит, как развивался завод:
– Мне было 16 лет, когда я попал на предприятие. В то время здесь работал мой отец. Начинал с того, что сколачивал тару для готовых изделий. А после армии попал в механо­сборочный цех. За столько лет работы застал разные этапы модернизации, завод развивался, появлялось современное оборудование. Ушло много элементов ручного труда. А это не только комфорт, но и качество самой продукции. Раньше было как? Один сверлит, второй растачивает. Могли быть нестыковки. Теперь резку выполняют лазеры, детали штампуют станки.
Вячеслав изготавливает щиты для редуктора и шестер­
ни  – одни из самых важных элементов редуктора. Они отвечают за бесшумный ход кабины.
А вот сама кабина начинается с рулонов металла. Они раскручиваются, нарезаются под нужные параметры на заготовительные листы. Каждый день – детали разной величины исходя из заказов. Пробивка, лазерная резка – все сложные процессы выполняют машины. За операторами лишь контроль. Финальный этап – сборка в тару. Заказчику лифты поступают как конструктор – в разобранном виде.
Раньше на «Могилевлифтмаше» выпускали подъемники, которые двигались с максимальной скоростью 1,6 м/с, сейчас она увеличена до 2,5 м/с. Новая разработка предназначена для использования при строительстве высотных зданий до 45 этажей. Грузоподъемность этой линейки составляет 1400 кг. В выставочном павильоне предприятия самые последние разработки – панорамные лифты для торговых центров, кабины с декоративными панелями в космическом стиле. Такой образец доставляет пассажиров с этажа на этаж в Могилевской областной детской больнице. По соседству – эксклюзивный вариант с декором из натурального камня. Конструкторы могут воплотить самые необычные решения заказчиков. К примеру, лифты для коттеджей, которые отличает компактность. Могилевские лифты работают в здании Верховного Суда Беларуси и Мирском замке, в здании Санкт-Петербургского горного университета и на Ингури ГЭС в Грузии. Для успешной деятельности на рынке России «Могилевлифтмаш» создает и развивает совместные сборочные предприятия. К примеру, действуют такие основные производства в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге.
Информационное табло на проходной сообщает, что до плана осталось изготовить 153 лифта. К слову, в месяц на предприятии изготавливается около 1200 лифтов. Несмотря на трудности, предприятие чувствует себя на рынке уверенно.
– Санкции, как ни странно, открыли для нас новые возможности. Те иностранные предприятия, которые решили уйти с рынка, освобождают ниши, и мы их активно занимаем, – рассказывает генеральный директор Сергей Чертков. – Но конкуренция по-прежнему жесткая. Поэтому нужно постоянно развиваться. Именно поэтому активно включились в производство автомобильных парковок нового класса. Их производство – это возможность не только заявить о себе, но и занять свою нишу на рынке с таким продуктом. Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск уже заинтересовались новинкой. Летом к нам приезжали российские губернаторы – их впечатлили наши разработки. Надеемся, вскоре будут новые заказы. 

Ольга Гришина