08.08.2018

Крымский мост: боги и не мечтали

3b3f2dcef065ccbda7296158625b130395204f43-miniОтец европейской трагедии Эсхил за пять веков до нашей эры рассказал о «Коровьем броде», существовавшем между Тавридой (Крымом) и Таманью. Благодаря тому же Еврипиду мы знаем, что, гонимая оводом Ио, возлюбленная Зевса, во времена правления олимпийских богов в образе коровы переплывала эту водную гладь. Ну, а Геродот, в свою очередь, дважды вскользь упоминал Киммерийские переправы через Боспор, ныне известный как Керченский пролив.
Этот илистый отрезок воды популярностью пользовался давно, причем и летом, и зимой. В своих «Жизнеописаниях» Плутарх, ссылаясь на Гелланика, сообщает, что через замерзший Боспор Киммерийский переправлялись амазонки. Во II веке до нашей эры на льду пролива со стороны Меотидского озера (Азовского моря) сражались понтийцы и варвары. Эти же противники летом бились здесь уже в морском сражении.
В 1068 году русский князь Глеб зимой прошел пешком по льду весь путь от Тьмутаракани до Корчева (нынешней Керчи) и насчитал 14 тысяч саженей (около 30 км). Как славянский вождь сделал столь точное измерение, до сих пор загадка. Ведь дистанция видимости до горизонта человека, стоящего на льду, составляет всего 4,7 км. С учетом низменного характера местности Глеб мог посередине пролива наблюдать лишь некоторые холмы со стороны Керчи, и то не по своему маршруту движения. Но даже имея ориентиры для подсчета расстояния, нужно было владеть тригонометрией. В XI веке таких математиков было всего несколько в мире.

У города двух морей
Керчь (с тюркского – «город двух морей») – один из старейших городов мира. Его возраст превышает двадцать шесть столетий. За это время населенный пункт являлся и греческим Пантикапеем, и византийским Боспором, и славянским Корчевым, и хазарским Кархом, и итальянским Воспро, и турецкой Каршей. В разные годы город населяли киммерийцы, скифы, греки, сарматы, готы, гунны, хазары, печенеги, половцы, итальянцы, татаро-монголы, турки, славяне.
Во время русско-турецкой войны 1787–1791 годов в Керченском проливе русская эскадра под командованием контр-адмирала Федора Ушакова одержала победу и не позволила войскам Османской империи высадиться в Крыму. Так с XVIII века пролив между Керчью и Таманским полуостровом получил российский статус и… оказался никому не нужен почти на 100 лет. Лишь в 1870 году на него обратили внимание англичане. Британской короне захотелось провести по кратчайшему маршруту телеграфный кабель в свои владения в Индии. Прокладку осуществили по дну. Связь установилась довольно качественная, и бизнесмены туманного Альбиона стали размышлять о создании железнодорожного сообщения из Англии в Индию через Крым и через Керченский пролив. Подсчитали затраты и… строить не решились.
Интерес иностранцев заставил задуматься и российские власти. Царь Николай II в 1903 году серьезно рассматривал проект соединения берегов Керченского пролива, но отклонил его из-за войны – сначала русско-японской, а затем Первой мировой.

На немецких сваях
Говорят, перед Второй мировой в СССР через Керченский пролив тоже готовились строить мост. Якобы даже заказали стальные конструкции в Германии. Но немецкие войска, в 1942–1943 годах оккупировавшие причерноморскую территорию нашей страны, сами стали первыми, кто соединил берега Керченского и Таманского полуостровов грузовой канатной дорогой. Причем за 23 дня. Параллельно Адольф Гитлер приказал построить через пролив пятикилометровый автомобильный мост. Чудесным образом для него сразу нашлись многотонные перекрытия (может, использовали сохранившийся советский предвоенный заказ?). Немцы начали строить, однако скоро бежали под ударами Красной армии.
Из брошенных фрицами стальных изделий советские строители к ноябрьским праздникам 1944 года ударными темпами за три месяца смонтировали остов железнодорожного моста. Два пролета были разводными и позволяли проходить по проливу большим судам. Официальный ввод в строй планировали после установки защитных ледорезов. В процессе строительства по мосту перевозили грузы и даже прошел поезд советской делегации, которая возвращалась с закончившейся 11 февраля 1945 года Ялтинской конференции. До сих пор неизвестно, ехал в том составе Иосиф Сталин или вождь всех народов проследовал в Москву другим путем.
Но 18 февраля 1945 года лед, гонимый сильным ветром из Азовского моря, повредил значительную часть опор. Мост восстанавливать не стали. Острой необходимости в этом для страны не было – железнодорожные составы в Крым и обратно пошли по уже освобожденной сухопутной территории.

Застойный период
Не стали восстанавливать мост и после победы над Германией. Варианты, конечно, разрабатывали, и неоднократно. 22 сентября 1954 года была открыта паромная переправа между портом «Крым», расположенным на северо-восточной окраине Керчи, и портом «Кавказ» на косе Чушка. Каждый из портов мог одновременно принимать по два железнодорожных парома. С помощью паромной переправы появилась возможность сократить на 270 км дальность перевозок из Украинской и Молдавской ССР в районы Краснодарского края и Кавказа, а из Крыма и южных районов Украины – почти на 1000 км.
Всплеск интереса к прочному соединению берегов возник после развала Советского Союза. Транспортная доступность Крыма резко ухудшилась. Паромы к началу 1990-х настолько обветшали, что железнодорожные вагоны на них перемещать стало опасно.
В конце 2000-х Россия и Украина подписали документ, согласно которому к 2014 году через Керченский пролив должен был быть построен путепровод. Намерения остались на бумаге. После возвращения в 2014 году Крыма в состав России мост стал жизненной необходимостью и реальностью.

Мечты сбываются
19 марта 2014 года президент России Владимир Путин поставил перед федеральным Министерством транспорта задачу построить Керченский мост, имеющий автомобильное и железнодорожное сообщение. Из четырех рассматриваемых маршрутов прокладки выбрали самый протяженный – от Таманского полуострова через Тузлинскую косу и остров Тузла. Преимуществом этого варианта является наличие площадей для размещения обслуживающих сооружений, отсутствие необходимости строительства сооружений в зоне «тектонического разлома» и меньшая стоимость эксплуатации транспортного перехода, в том числе меньшее энергопотребление, а также возможность обойти объекты историко-культурного наследия и зоны активных грязевых вулканов.
Для строительства крымского моста российские специалисты предложили технологию «надвижки» полотна: пока одни бригады возводят опоры, другие устанавливают стапели между ними. Далее на специально установленных салазках опора продвигается до определенного места. Затем сзади к ней присоединяется следующий элемент перекрытия, и конструкция опять проталкивается вперед домкратами. Скорость движения перекрытия – около 20 см в час.
Перед строительством тщательно зачистили многовековую арену сражений. Саперы нашли около 700 снарядов времен Второй мировой войны на территории в 200 га берега и акватории Керченского пролива.
В зоне возведения моста и подходов к нему обнаружили около миллиона артефактов. Много предметов времен Бронзового века, античности и Средневековья передали Таманскому музею. Находкой, претендующей на уникальность, стал крупный фрагмент терракотовой скульп­туры в форме головы мужчины. В Северном Причерноморье аналоги пока не встречались.
Экологи переселили 117 животных из Красной книги и тысячи растений. На конструкциях моста стали селиться водоросли и моллюски – кормовая база барабули, кефали, ставриды и др. Размножившиеся рыбы в свою очередь привлекли десятки видов птиц и дельфинов, численность которых в Керченском проливе после начала стройки выросла в десять раз.

Сплав высоких технологий
После завершения проектных и подготовительных работ в феврале 2016 года началось непосредственное строительство самого Крымского моста. Весь мир в онлайн-режиме следил за возведением грандиозного сооружения. В общей сложности остов моста покоится на 595 опорах и 7000 сваях. Последние углублены в грунт на 12 м на суше и до 90 м в морское дно. Пролеты, под которыми должны проходить суда, имеют ширину 227 м и высоту в 35 м. Каждая судоходная арка – для автомобильной и железнодорожной части – имеет массу в 10 тысяч тонн – это вес, равный весу Эйфелевой башни.
Мост способен противостоять землетрясению в 9,1 балла. Для этого установлены шок-трансмиттеры, специальные гидравлические устройства, напоминающие огромные автомобильные амортизаторы. Они предназначены для перераспределения моментальных динамических нагрузок на строительную конструкцию.
Как сообщается на официальном сайте Крымского моста, «дорожное покрытие почти по всей трассе двухслойное общей толщиной 11 см (на участках сопряжения по берегам Керченского пролива – трехслойное). Полимербитумное вяжущее (ПБВ) присутствует в каждом слое: в нижнем – из плотного полимерасфальтобетона, в верхнем – щебеночно-мастичное. Асфальтобетонные смеси включают исключительно кубовидный щебень узких фракций, содержание в щебне зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы близко к нулю. Оптимальный состав смеси и высокая степень уплотнения гарантируют прочность, срок службы и водостойкость покрытия».
15 мая 2018 года, почти на год раньше срока, с участием президента России Владимира Путина состоялась церемония открытия автодорожной части моста. На следующий день по ней пустили легковые автомобили.

На подходе
Если выехать на рассвете, то вам удастся прокатиться по новой трассе без серьезных пробок. Начало отрезка дороги, непосредственно подходящей к мосту, выделяется более темным цветом асфальта. Длина автомобильного подхода к переправе – около 40 км. На всем протяжении – идеально ровная поверхность полотна. По бокам – непрерывная лента отбойников. Съездов-въездов очень мало. Тротуара для пешеходов рядом с обочиной тоже нет – не надо опасаться на проезжей части неожиданно появившегося человека. Так что ничто не отвлекает водителя от езды.
Непосредственно перед Керченским проливом – зона досмотра. Останавливают выборочно. Через Крымский мост нельзя провозить оружие, взрывчатку, патроны, пиротехнику, муляжи оружия. Кроме полицейских, другой охраны не видно. Но на самом деле объект очень сильно охраняется системами противоракетной обороны, надводными и подводными военными судами. Против пловцов-диверсантов действует система активной гидролокации. Недоброжелателя могут нейтрализовать дистанционно одним нажатием кнопки на пульте управления.
О том, что ты едешь уже по мосту, догадываешься по стуку колес, прокатывающихся по стыкам деформационных швов, – пространств, предусмотренных для перемещений конструкций при воздействии вибрации, перепадов температур, стихий и т.п. «Тук-тук, тук-тук» – звучит через равные отрезки пути. В проливе часто случаются густые туманы, поэтому по всей длине моста установлены мощные влагозащищенные светильники.
Внешнее ограждение моста (справа по ходу движения) высотой в 1,5 м. Оно способно выдержать удар легковушки на скорости 100 км/ч или грузовика на 70 км/ч. Сквозь него открывается завораживающий вид на голубую водную гладь. Слева – строящаяся железнодорожная часть моста. Она существенно выше автомобильной на всем протяжении пути. Такое расположение позволяет увидеть, насколько массивны элементы гигантского сооружения. Гордость распирает оттого, что Россия может справляться со столь масштабными проектами!
Приближаясь к белым дугам судоходных арок, дорога постепенно задирается вверх. Как трамплин. Но прыжок автомобиль не делает, а плавно перекатывается через хребет трассы и начинает затяжной спуск. На горизонте уже Керчь…
В первые же дни после открытия Крымский мост существенно оттянул клиентов от паромной переправы. После открытия в 2020 году железнодорожной части надобность в переправе транспорта по воде вообще отпадет. Даже специальную дирекцию, управляющую сейчас паромными перевозками в Керченском проливе, приказано ликвидировать.
Спад грузопотока ощутили на себе и порты полуострова. Но это временно. Местные специалисты считают, что после того, как их доки получат прямой выход на электрифицированную железную дорогу, ведущую прямиком вглубь России, востребованность грузовых причалов Крыма резко поднимется. Особенно для судов, доставляющих небольшие партии товара (крупные порты не всегда принимают мелкие объемы).

Дорога домой
Семья переехала в Крым 55 лет назад, когда Василий Кошин был еще мальчишкой. Здесь он получил строительную специальность и много лет строил мосты на Тындинском участке Байкало-Амурской магистрали. Потом были другие города и другие мосты. Стройку Крымского моста опытный строитель никак не мог пропустить. Первые сваи забивались в дно пролива при его участии. На острове Тузла за монтажом пролетов железнодорожного полотна я и застал Василия Кошина накануне Дня строителя.
– Проект мощный, знаковый, сложный. Здесь каждый понимает важность этого моста для страны и работает очень ответственно, – говорит один из старейших строителей объекта. – Лично для меня Крымский мост – особенный. Это дорога домой, там меня ждут супруга, дети и внуки…
Работа на стройке идет и днем, и ночью, без выходных и праздников. И в День строителя бригада, в которой трудится Василий Кошин, будет монтировать новые пролеты Крымского моста. Ежесуточно на стройплощадке трудятся более 7 тысяч инженеров и рабочих. Задействовано почти 200 единиц техники и более 30 плавсредств. До конца 2018 года строители планируют завершить работы по сооружению опор и установить значительную часть пролетов железнодорожной части. После монтажа мостового полотна начнется устройство путей. Стальной путь в Крым будет тоже особенным – «бархатным», то есть построенным бесстыковым способом, когда рельсовые плети имеют в длину не 25 метров, а целых 800. Бархатный путь через «Коровий брод». Об этом даже античные боги, обожавшие эти места, не мечтали.

Автор благодарит за помощь инфоцентр «Крымский мост».