10.06.2019

Красиво и страшно

Strawpocalypse-Von-Wong-8Молодой фотохудожник из Канады Бенджамин Вон Вонг к своим 32 годам уже многого достиг. Он создатель своего собственного мегареалистичного стиля фотографии и лауреат многочисленных премий в области современного искусства. Его работы украшают самые знаменитые выставочные площадки мира, а ведущие мировые бренды стоят в очереди за право поручить ему реализацию своих рекламных кампаний. Но молодого фотохудожника больше всего волнуют проблемы экологии и защиты окружающей среды.
Вся его жизнь – готовый сценарий фильма про человека, который сделал себя сам. Родился Бенджамин в Канаде в семье китайских эмигрантов. В детстве сменил 13 школ, где учился на трех разных языках: китайском, французском и английском. Поступил в колледж, после окончания которого начал работать горным инженером на одном из золотоносных рудников Невады (США). Но молодому человеку такая жизнь была не по душе. Однажды он купил простую камеру и открыл для себя волшебный мир фотографии. Сложно поверить, но Бен Вон Вонг – художник-самоучка. Все свои художественные приемы он изобрел сам или почерпнул знания из интернета. Примечательно, что в своих работах он практически не использует Photoshop, предпочитая выстраивать сложную композиционную систему «пространство-объект» с помощью освещения голливудского уровня и масштабных трехмерных конструкций, каждая из которых сама по себе становится произведением современного искусства.
«Каждое решение в своей жизни я принимаю на основе собственного опыта и знаний, – рассказал о себе Бен Вон Вонг в одном из интервью. – Мои детские уроки игры на скрипке, художественная школа и занятия восточными боевыми искусствами – все это, безусловно, повлияло на мое творчество. Только наш индивидуальный опыт делает нас уникальными и не похожими на других людей».

Разрушительные соломинки
Очень быстро художник осознал, что его миссия – не просто делать красивые рекламные фото и удивительные художественные инсталляции. Одной из первых его работ, направленных на защиту окружающей среды, стала серия фотокартин под общим названием «Русалки ненавидят пластик». Для реализации этого проекта Бен вместе с помощниками собрал более 10 000 пластиковых бутылок разного цвета. Окрыленный успехом экспозиции, примерно через год он создает серию фотоинсталляций под общим названием «Переосмысление». Десятки тысяч старых компьютерных деталей стали основой для рожденного воображением художника устрашающего мира, в центре которого коварная, но обворожительная ведьма-злодейка Компьютеризация.
Используя полученный на ранних проектах опыт привлечения к работе добровольных помощников-волонтеров, Бен Вон Вонг в феврале 2019 года создает очередной уникальный арт-объект – Strawpocalypse (неологизм из двух слов: straw – «соломинка для коктейля» и apocalypse – «апокалипсис»). На протяжении нескольких недель команда добровольцев собирала по различным заведениям общепита и свалкам использованные пластиковые трубочки. Всего в инсталляции их было использовано около 168 000 штук. Собранные элементы были тщательно отмыты, рассортированы по цвету и закреплены на специальных трехметровых арках. Соединенные вместе, они создавали у зрителя впечатление огромных волн, угрожающих обрушиться на оказавшегося между ними человека.
«Соломинки используются одну минуту, а лежат потом в земле или плавают в океане 450 лет, – делился своим замыслом фотохудожник. – Я взялся за эту тему, потому что действительно думаю, что это очень важный вопрос, который требует нашего общего внимания. Вместе мы можем помочь сделать наш мир лучше».

Стаканчики или рыбы?
Экспозиция Strawpocalypse вызвала широкий резонанс в мировых СМИ, и Вон Вонгу поступило предложение создать новую инсталляцию специально для Сингапурской галереи Sustainable. Сроки были очень жесткие. За месяц необходимо было не только придумать проект, но и воплотить его в жизнь. Так возникла Plastikophobia. В течение нескольких дней команда из 30 волонтеров собирала по всему Сингапуру использованные пластиковые стаканчики. Всего их удалось раздобыть около 18 000 штук. Их доставили в галерею, где Бен Вон Вонг со своими помощниками превратил эту груду мусора в настоящее произведение искусства. Особым образом расположенные пластиковые стаканчики, каждый из которых подсвечивался маленькими неоновыми лампочками, создавали впечатление сказочной пещеры или удивительного подводного царства. Все зависело от того, под каким углом на все это смотреть.
«Я слышал, что к 2050 году пластикового мусора в Мировом океане будет больше, чем там сейчас рыб, – говорит художник. – У нас еще есть шанс сохранить нашу планету. И я думаю, что мои работы помогут людям найти правильный путь. Красота может спасти этот мир».