Копишь долги – копишь проблемы
О проблеме своевременной оплаты жилищных услуг и поставок коммунальных ресурсов размышляет начальник Госжилинспекции Удмуртской Республики – главный госжилинспектор региона Марат Исмагилов.
Статистика по должникам в Удмуртии соответствует общероссийской. В 2014 году недосбор был на уровне 6%. Это значит, что управляющие и ресурсоснабжающие организации за свои услуги собрали лишь 94% от начисленных сумм. Более свежих данных пока нет, но с учетом текущей экономической ситуации недосбор наверняка увеличился. Собираемость взносов на капремонт еще ниже, так как это сравнительно недавно введенный платеж: на спецсчета поступило 87% от начисленных сумм, в «общий котел» – 73%.
Несколько платежек: как запутать гражданина
Есть три вида задолженности в сфере ЖКХ: за жилищные услуги, за коммунальные услуги и по взносам на капремонт. Плата за жилищные услуги поступает на счета управляющих компаний и ТСЖ. Платежи за коммунальные услуги граждане, как правило, делают напрямую поставщикам ресурсов. Обязательные взносы на капремонт многоквартирных домов идут на единый счет регионального оператора в «общий котел» или на спецсчета, где получателями являются номинальные владельцы (регоператор, УК или ТСЖ).
Хочется отметить, что в Удмуртии сложилась хорошая практика, когда получателями денег становятся непосредственно те организации, которые оказывают услуги. Раньше получателями были УК и ТСЖ – как за коммунальные услуги, так и на капитальный ремонт. В результате не всегда обеспечивалась сохранность денег граждан, имели место большие задолженности перед поставщиками ресурсов. За махинации с деньгами часть руководителей УК и ТСЖ были привлечены к уголовной ответственности. При раздельной оплате такого быть не должно.
Однако ежемесячно граждане получают несколько платежных документов на оплату услуг в сфере ЖКХ. Они приходят к ним в разное время – в начале, середине, конце месяца. По моему убеждению, это не способствует платежной дисциплине, зря отнимает время у гражданина, иногда именно это становится причиной несвоевременной оплаты услуг, что в конечном итоге ведет к возникновению задолженности.
Организации не всегда вовремя отправляют платежки гражданам, и те не могут сделать платежи в отведенные законом временные рамки – до десятого числа следующего месяца (лишь некоторые УК в договоре управления согласовывают другие сроки, например до конца месяца). Поэтому по инициативе регионального Фонда капитального ремонта в Удмуртии в июне 2016 года вступила в действие законодательная норма – оплата взносов в «общий котел» производится до 20-го числа.
Несколько разновременных платежек – это проблема, которую надо срочно решать. Необходимо сделать так, чтобы каждый гражданин мог быстро и в удобной форме заплатить за жилищно-коммунальные услуги, оперативно получить информацию о начислениях платы, быстро разобраться с правильностью их начисления. Конечно, это удобно сделать в одном месте! Сегодня отрасль ЖКХ – это бизнес. Отношения строятся на рыночных основаниях, и компании должны подумать об улучшении сервиса и клиентоориентированности. Какие есть варианты? Прежде всего, это создание единого расчетного центра республиканского или городского уровня. Таким центром может быть МФЦ «Мои документы», предоставляющий государственные и муниципальные услуги, офисы которого расположены по всей Удмуртии. Мы должны помнить, что потребители услуг ЖКХ – это люди разных возрастов, поэтому офисы с консультантами необходимы, ведь не все пользуются интернетом и мобильными сервисами.
С 1 июля 2016 года Правительство РФ запустило систему ГИС ЖКХ, посредством которой с января 2017 года граждане смогут оплачивать услуги через электронные платежки. Для многих удобна именно такая форма. При этом, если в системе не начислена плата или она неправильная, то платить не нужно. В системе будет содержаться вся информация о расчетах, что должно дисциплинировать поставщиков услуг.
Считаю, что в единой платежке могут быть указаны несколько банковских счетов разных организаций – получателей денежных средств. Но ни в коем случае не счет посредника, чтобы потом не начинались споры, в полном или неполном объеме деньги дошли до конечного получателя. Мы это уже проходили, и сегодня у нас каждая организация получает свои деньги (из-за этого и появилось так много платежных документов).
Чем дальше, тем дороже
Должники делятся на две категории. В одну входят вполне обеспеченные люди, которые просто забывают или не считают нужным платить за услуги своевременно. Вторая категория – это малоимущие, у которых расходы на жилищно-коммунальные услуги превышают 22% от месячного дохода семьи. Для них приняты серьезные меры социальной защиты – государство компенсирует им часть расходов на ЖКУ, предоставляя субсидию. Подать документы для получения субсидии можно в любом многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг Удмуртской Республики. Однако граждане за этой госуслугой обращаются очень редко. Может быть, им кажется, что нужно собирать слишком много документов. Но государство, напротив, постоянно сокращает их количество, к тому же недавно был введен межведомственный документооборот, то есть МФЦ сам делает запросы за нужными документами.
С января 2016 года начали действовать повышенные размеры пени за просрочку оплаты. Однако если человек вовремя не оплатил платежку, в течение первого месяца просрочки штрафы и пени ему не начисляются. Если же просрочка длится от 31 до 90 дней, то пеня начисляется в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. С 91-го дня пеня повышается до 1/130 ставки рефинансирования. Сегодня процент пени на уровне 1/130 ставки рефинансирования равняется размеру банковского кредита. Это довольно много, и гражданам стоит задуматься о том, что дешево кредитоваться у поставщика не получится. При действующей ставке рефинансирования 10,5% размер пени составит 29,07% годовых (ранее пени были до 10%). Теперь это стал достаточно серьезный процент.
Для примера: среднестатистическая сумма платы за ЖКУ у собственника однокомнатной квартиры площадью 30 кв.м. – 2 тыс. 500 рублей в месяц, или 30 тыс. рублей в год. Если он не платит в течение 12 месяцев, то размер процентов составит примерно 9 тыс. рублей (расчет по формуле).
Другой стимул оплачивать услуги вовремя – прекращение или ограничение предоставления коммунальной услуги, по которой есть долг. Применяют его, как правило, поставщики услуг электроснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения. Перед этим они должны уведомить гражданина в письменной форме дважды – за 20 дней и за три дня. Наиболее часто в Ижевске ограничивают пользование канализацией, подачу электричества и горячей воды.
Сегодня для собственника квартиры имеется еще один важный стимул – не быть должником по судебному приказу. Организация, предоставляющая жилищно-коммунальную услугу, вправе сразу обратиться в суд без вызова должника. В результате за должником будет числиться исполнительное производство, с ним по взысканию долга будут работать судебные приставы. Они могут арестовать имущество должника – например автомобиль, изъять движимые вещи для продажи, а также наложить запрет для выезда за границу.
С марта 2015 года организации жилищно-коммунального комплекса имеют право передавать информацию о задолженностях за ЖКУ в бюро кредитных историй. Речь идет о долгах, признанных в судебном порядке и не исполненных в течение десяти дней. Информация, поступившая в бюро кредитных историй, используется банками при выдаче кредитов. Должнику за ЖКУ будет сложно получать кредиты в банках. И это тоже должно стимулировать граждан не накапливать задолженность.
И наконец, последняя действующая мера – наложение запрета на продажу имущества гражданина при наличии у него долга. Если есть непогашенный долг за ЖКУ, приставы накладывают запрет на продажу недвижимости, при этом размер задолженности не имеет значения.
Также УК и ТСЖ вывешивают сообщения в подъездах, печатают информационные материалы в СМИ. В Ижевске есть свое ноу-хау, которое работает уже лет семь – это «красные платежки». Они присылаются гражданину, чтобы обратить его внимание на то, что у него копится долг. Это обычный платежный документ, только напечатанный на бумаге красного цвета.
Необходимы изменения в законодательстве
Достаточно ли этих мер по отношению к должникам? Я считаю, что надо внести некоторые изменения в законодательство, чтобы организациям было проще получить долг с должника. Одно из них – предоставление права судиться с должником по месту обращения в суд, а не по месту его проживания. Например, человек получил в наследство квартиру в поселке Яр, не оплачивает услуги, а сам при этом живет в Москве. Управляющая компания, которая оказывает услуги, должна обращаться в суд в столице. Но у УК из Яра нет такой возможности.
Второе изменение уже сделано по отношению к взносам на капремонт, и его, на мой взгляд, необходимо распространить на все остальные услуги. Оно состоит в том, что задолженность надо закрепить за квартирой, а не за собственником. Это хорошая норма, которая в случае смены владельца жилья позволит взыскать долг с нового собственника.
И третье предложение – необходимо развивать практику продажи единственного жилья должника. Есть люди, которые не платят за квартиру десятилетиями. На них заведено множество исполнительных производств, но взять с них нечего, потому что, как правило, это асоциальные элементы.
При обращении взыскания на единственное жилье гражданину предоставляется жилье меньшей площади, если это возможно. Либо он утрачивает право собственности после продажи жилья – в этом случае он может встать в муниципальную очередь на получение квартиры или стать нанимателем жилья из муниципального или частного жилого фонда.
Остается дискуссионным вопрос выселения должников из квартир. Я знаю как минимум два случая в Удмуртии, когда взыскание накладывалось на единственное жилье – квартиры продавались с тем, чтобы часть вырученной суммы шла в зачет задолженности. Но далеко не все суды на это идут. Прежде всего, потому, что пока не ясны законодательные процедуры по продаже единственного жилья. Но на будущее эту меру надо иметь в виду.
Бывают случаи, когда управляющие компании отказывают в ремонте подъезда под тем предлогом, что среди жильцов есть должники. Они не правы, так как в жилищном законодательстве нет нормы о принципе круговой поруки собственников. Но конечно, наличие должников в доме, которым управляет организация, влияет на ее экономику. Попросту говоря, если нет денег, то УК, ТСЖ, регоператор не смогут выполнить ремонтные работы.
Граждане оплачивают жилищные услуги, в том числе текущий ремонт, с площади принадлежащего им помещения. Например, площадь дома – 3 тыс. кв. м, а плата собирается только с 2 тыс. 800 кв. м. Если жильцы платят по 2 руб. с 1 кв. м, в месяц, то они соберут только 5600 руб. вместо 6000 руб. Месячное недофинансирование в размере 400 руб. не позволит выполнить запланированные работы в полном объеме.
Управляющие компании вправе обратиться в суд сразу, как истек срок оплаты, указанный в договоре, или же гражданин не оплатил услуги за месяц пользования до 10 числа следующего месяца. Есть должники, которые оплачивают задолженность только согласно исполнительным листам. На мой взгляд, это дорогое удовольствие, так как дополнительно придется оплачивать судебные расходы – в среднем 5 тыс. руб.
Судебные приставы в Удмуртской Республике очень внимательно работают с должниками. В свою очередь должники должны понимать, что, если на них заведено исполнительное производство, им все равно придется заплатить долг. При этом в отношении должника будут системно проведены принудительные мероприятия по взысканию, предусматривающие неблагоприятные последствия в виде потери времени и денег, включая дополнительно уплату исполнительского сбора – 7% от суммы взыскания. Проверьте: не задолжали ли вы? Информация о задолженности граждан и организаций размещена на сайте www.fssprus.ru.