Концессия с умом
На что чаще всего жалуются потребители услуг ЖКХ? Ответ очевиден – слишком высокие тарифы. Бизнес жалуется, что высокие тарифы на услуги ЖКХ не дают развиваться. Иногда граждане перестают платить, считая, что тарифы завышены и не соответствуют качеству услуг. А сами предприятия ЖКХ считают, что тарифы низкие и не покрывают затрат, не позволяют модернизироваться. Получается замкнутый круг. Как же из него выбраться?
Еще в 2013 году был издан указ президента о передаче региональных ГУПов и МУПов в сфере ЖКХ в частное управление. А в 2014 году был запущен инструмент концессионного соглашения в ЖКХ. План был хорош: передать предприятия ЖКХ в управление частным хозяйственникам, чтобы те повысили их эффективность, начали применять экономически обоснованные тарифы, отвечать за качество предоставляемых услуг, нести личную ответственность перед населением. Но в жизни все оказалось не так радужно.
Проблемы и задачи
Брать в управление сложные, убыточные предприятия не так много желающих, региональные власти не всегда обладают необходимыми навыками для контроля за частниками, и ситуация продолжает оставаться кризисной. Так и до бунтов недалеко!
Механизм концессионных соглашений был призван дать желаемый эффект, но отнюдь не стал универсальным инструментом. «Для дальнейшего развития отрасли необходима системная работа как по унификации подходов к формированию инвестиционных проектов и механизмов их финансирования, разделению ответственности между государством и частными инвесторами, так и по поддержке муниципальных образований, которые в силу объективных экономических причин не имеют достаточно возможностей для самостоятельного решения накопившихся проблем», – об этом в феврале 2018 года в интервью журналу «Вокруг ЖэКа» говорил член Совета Федерации от Свердловской области Аркадий Чернецкий, который с 1992 по 2010 год был главой Екатеринбурга.
Но решение есть. Оно требует времени и внимания, но позволяет разрубить этот гордиев узел раз и навсегда.
Предлагаемая программа комплексного развития ЖКХ нацелена в первую очередь на то, чтобы регионы смогли сделать деятельность своих предприятий сферы ЖКХ прозрачной и передать их частному бизнесу. Наша программа позволяет ликвидировать пробелы в действующем законодательстве, а затем выстроить систему так, чтобы объект был максимально выгодно передан в управление частному бизнесу, при этом не страдает ни бизнес, ни регион.
Основная цель программы – обеспечить развитие региона за счет повышения эффективности ЖКХ.
После реализации комплексной программы довольны остаются все три стороны – участницы процесса:
1. Регион получает отлаженную и эффективную систему ЖКХ, с него снимается головная боль, избиратели довольны.
2. Бизнес получает в управление предприятия с простым и понятным планом оптимизации работы, эффективно развивается и получает прибыль.
3. Жители региона получают качественные услуги по оптимальным, не завышенным тарифам.
Элементы комплексной программы
Этап 1. Аудит системы, в том числе законодательной базы.
Одно из самых первых препятствий, возникающих в процессе реформирования ЖКХ, – несовершенство нормативной базы. Не всегда в регионах существуют необходимые подзаконные акты, которые позволяют увязать все действующие нормы в единую работающую систему. И начинать нужно именно с этого. Внести необходимые поправки и уточнения в закон на региональном и муниципальном уровне.
Этап 2. Повышение эффективности предприятий ЖКХ.
Команда опытных независимых экспертов проводит аудит деятельности предприятий, разрабатывает программу по устранению тех недостатков, которые есть в деятельности сейчас. После этого пишет план, состоящий из двух этапов:
1) «Быстрые победы» – то, что можно реализовать с минимальными затратами и максимальным эффектом.
2) Системные инвестиции, которые потребуют больших затрат, их можно реализовать чуть позже, но и эффект они обеспечат долгосрочный.
Этот этап программы наиболее трудоемкий, но и наиболее заметный по своим результатам. Фактически мы приводим в порядок предприятия ЖКХ, готовим их для передачи в управление и объединяем в оптимальные концессии («пакеты»). Почему это важно? Конечно, любому инвестору хочется купить то предприятие ЖКХ, которое требует минимальных вложений, но максимально быстро принесет прибыль. Так, например, уличное освещение, где надо лишь периодически менять лампочки в фонарях, купят гораздо охотнее, чем предприятие водоснабжения. А скважину купят быстрее, чем старые ржавые трубы, идущие от нее к домам. Чтобы такого не происходило, мы объединяем предприятия, уравновешивая их окупаемость. Тем самым мы снимаем проблемы с региональных властей – организовываем на конкретном участке конкретного хозяйственника, а для бизнеса делаем приемлемую окупаемость, чтобы получать адекватную прибыль на свои инвестиции.
Еще один важный элемент программы на этом этапе – детально прописываются те цели, задачи и финансовые показатели, которых хочет достигнуть регион, передав бизнес в частное управление. Бизнесу ставятся конкретные показатели по затратам, по себестоимости, за которые бизнес отвечает. Прописываются рекомендуемые мероприятия, за счет которых бизнес может достичь целевых показателей. То есть регион по сути говорит: «Мы знаем, что эти показатели достижимы при реализации перечисленных мер. Вы можете прислушиваться к нашему предложению или действовать самостоятельно, но показатели должны быть не хуже плановых». Это дает властям региона совершенно четкий и прозрачный инструмент контроля за выполнением бизнес-показателей.
Этап 3. Механизмы «Смена собственника».
К сожалению, в нашей стране нередки ситуации, когда инвестор может «убежать» через год или почувствует, что не справляется, или произойдет что-то еще, поэтому нужен четкий механизм смены собственника. Его разработка также является компонентом программы.
Итого
Конечно, реформирование системы ЖКХ – сложный, трудоемкий процесс, связанный со множеством проблем для властей региона, представителей бизнеса и населения. Но грамотный, системный подход позволяет сделать весь процесс максимально прозрачным, логичным и быстрым, а все участники процесса сберегут нервы.
Сергей Никитаев, ведущий консультант Industry Consulting Ecopsy