10.10.2025

Комплексный ответ на кадровый вопрос

По мнению подавляющего большинства опрошенных нами профильных специалистов, принятый Правительством РФ в феврале 2025 года стратегический План мероприятий («Дорожная карта») по реализации Концепции подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на период до 2035 года является одним из самых продуманных и концептуальных документов подобного рода. В нем четко отражены последовательные шаги и меры, рассчитанные на краткосрочную (1–3 года), среднесрочную (3–5 лет) и долгосрочную (5–10 лет) перспективы. Помимо этого, План предусматривает системную работу практически со всеми возрастными группами, начиная с младших школьников и заканчивая людьми «серебряного возраста».
– Для достижения задач, определенных Президентом России в национальных целях, поддержания высоких темпов строительства, а также обеспечения технологического суверенитета нашей страны Минстрой России совместно с Отраслевым консорциумом «Строительство и архитектура», национальными объединениями саморегулируемых организаций и отраслевыми союзами системно подходит к решению вопросов подготовки и переподготовки кадров для строительной отрасли и сферы жилищно-коммунального хозяйства. С учетом потребности рынка труда в настоящее время совершенствуются и актуализируются требования, правила и нормы подготовки специалистов, направленные на обеспечение высокого качества образования на территории всех регионов РФ, – указал в одном из своих выступлений, посвященных разработке новой концепции, министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин.
Сегодня основная нагрузка по подготовке кадров для строительной отрасли и жилищно-­коммунального хозяйства лежит на профильных вузах (восемь федеральных и один региональный), а также на более чем 270 образовательных организациях, осуществляющих деятельность по образовательным программам высшего образования, среднего профессионального образования и программам профессионального обучения.
По специальностям и направлениям подготовки, связанным с архитектурой, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, общая численность выпускников, получающих профильное высшее образование, составляет ежегодно 34–36 тыс. человек. В профессиональных образовательных организациях в сфере архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства количество выпускников колеблется от 115 до 120 тыс. человек ежегодно. Эти данные касаются только окончивших профессиональные образовательные организации по ключевым строительным профессиям и специальностям.
В то же время с учетом необходимости замещения лиц, выходящих на пенсию (примерно 8% сотрудников (более 500 тыс. человек) – лица старше 55 лет), эксперты оценивают потребность в кадрах в ближайшие 5 лет более 850 тыс. молодых специалистов различной квалификации.
Для решения этой задачи Концепцией предусмотрена серьезная модернизация системы отраслевого образования, которая включает в себя среднее профессиональное, высшее и дополнительное профессиональное образование и является организационной основой, обеспечивающей независимое от внешних факторов функционирование строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства. В новом документе четко прослеживается идея по ориентированию профильного образовательного процесса на привлечение и развитие талантов молодежи, подготовку современных высококвалифицированных кадров, развитие культуры производства, навыков восприятия новых знаний, разработку и применение инновационных решений на практике.
«В целях совершенствования методов формирования и укрепления кадрового потенциала строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства для обеспечения эффективности национальной экономики, содействия достижению национальных целей в условиях введения ограничительных мер, приводящих к прекращению взаимодействия с рядом стран и иностранных организаций, требуется новый вектор стратегических управленческих решений, способных резко нарастить интеллектуальный потенциал и инженерные компетенции специалистов строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства», – отмечается в принятом документе.
«Дорожная карта» обоснованно требует от российских образовательных организаций усиления работы по сокращению разрыва между требованиями образовательных программ и реальными потребностями строительной отрасли и жилищно-­коммунального хозяйства. В этой связи в профильных колледжах, техникумах и вузах будет увеличено количество часов, отводимых на практические занятия, повышающих готовность студентов быстрее освоить выбранное направление профессиональной деятельности. Для оптимизации данного процесса основные образовательные программы теперь будут формироваться с участием предприятий и компаний реального сектора экономики. Более того, данным компаниям и предприятиям будет предоставляться возможность формирования на базе образовательных организаций корпоративных кафедр и стипендиальных программ поддержки. Такие предприятия на законных основаниях смогут частично профинансировать обновление учебной, лабораторной, исследовательской и тренажерной базы профильных вузов и колледжей.
Особое внимание в Концепции уделяется проектам, направленным на популяризацию строительных и коммунальных профессий среди школьников.

«Я – строитель будущего!»
Системная работа по просвещению детско-молодежной аудитории в вопросах строительства и жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и развития городской среды ведется специалистами Минстроя РФ уже давно.
В полном соответствии с идеями и смыслами, заложенными Президентом РФ Владимиром Путиным в инициативную программу «Десятилетие детства», стартовавшую в 2018 году, началась разработка и реализация различных проектов, направленных на совершенствование политики в области детства. В рамках этой программы Общественный совет при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации приступил к реализации инициативного проекта «Я – строитель будущего!», полностью ориентированного на детскую аудиторию и направленного на системную работу по популяризации профессий в сфере архитектуры, строительства, урбанистики и жилищно-­коммунального хозяйства.
Проект стимулирует, выявляет и поддерживает лучшие практики популяризации профессий в строительной сфере с учетом всего многообразия межотраслевого развития и перспектив изменения профессиональных компетенций в будущем. Уже на протяжении семи лет проект удовлетворяет информационные потребности и интересы детей и юношества в сфере строительства, архитектуры и ЖКХ, а также способствует разработке и продвижению различных новых форм участия детей и молодежи в формировании комфортной городской среды. Вовлеченные в программу школьники регулярно становятся абитуриентами профильных учебных заведений, а также выдвигают смелые и интересные авторские проекты в области развития коммунального хозяйства, благоустройства городской среды, градостроения и урбанистики.
Главной особенностью инициативного проекта «Я – строитель будущего!» является то, что он последовательно на практике реализует принципы непрерывности в процессе вовлечения, участия и профессиональной ориентации школьников в интересах строительной и жилищно-коммунальной отрасли. В результате достигается социальный и профессиональный эффект через комплекс обучающих и популяризирующих инструментов. Конечно, не все участвующие в проектах ребята свяжут свою будущую профессию со сферой строительства и жилищно-коммунального хозяйства, но все они получат необходимые знания и навыки в этой области, что будет способствовать процессу формирования функциональной грамотности и гражданской инициативы.
Решение ключевых целей и задач по популяризации профессий строительства, архитектуры и ЖКХ среди молодежи и детей, ранней профориентации и повышению уровня престижа данных профессий в обществе, удовлетворения информационных потребностей и интересов детей и юношества в сфере строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства и продвижения различных форм участия данной целевой аудитории в формировании комфортной городской среды, а также содействие подготовке кадров, успешного трудо­устройства и занятости выпускников требует принципиально новых методик и инструментов. И они у проекта «Я – строитель будущего!» имеются.
Например, благодаря данному инициативному проекту школьники старших классов получают уникальную возможность пройти онлайн-­тестирование на знание отечественных программ проектирования, 3D-моделирования, строительства и эксплуатации и набрать дополнительные баллы для поступления в ведущие профильные вузы страны. Также они имеют возможность познакомиться с одной из самых передовых и востребованных профессий в строительной отрасли – ТИМ-проектировщик, и создают дом своей мечты с помощью 3D-моделирования на российском программном обеспечении.
В рамках реализации разработанного Общественным советом при Минстрое России Плана мероприятий дети оказываются участниками увлекательных экскурсий на крупнейшие производственные предприятия отрасли, получают уроки профессиональной ориентации, проходят различные занимательные квесты, в ходе которых, например, получают наглядные знания по устройству современного лифта и правилам безопасного поведения в нем.
И это далеко не все.

Игра «ЖЭКА» и другие
Одним из наиболее эффективных профориентационных и образовательных инструментов в области строительства и ЖКХ вот уже более 10 лет являются компьютерные обучающие игры серии «ЖЭКА». Курируемая Общественным советом при Минстрое России, не имеющая аналогов в мире игровая платформа знакомит ребят с основами правильного взаимодействия со сферой ЖКХ, учит создавать комфортные и удобные для жизни городские пространства и оперативно влиять на качество среды в своем городе. Ежегодно с помощью игр «ЖЭКА» с основами ведения жилищно-коммунального хозяйства знакомятся свыше 50 тысяч ребят.
Специально для младших школьников был разработан обучающий интернет-сервис «ЖЭКА-МУЛЬТ», который помогает детям без специальной подготовки создавать собственные анимационные ролики по тематике ЖКХ и о благо­устройстве придомовых территорий. В настоящий момент на сервисе зарегистрировано более 7 тыс. пользователей, которые создали свыше 12 тыс. оригинальных мультипликационных проектов.
Также стараниями методистов проекта был разработан Всероссийский урок, посвященный вопросам жилищно-коммунального хозяйства с применением активных и интерактивных форм обучения школьников. Урок состоит из теоретической и игровой частей и регулярно проводится в разных городах России. Дети в простой и увлекательной форме получают знания об устройстве современных многоквартирных домов, о профессиях коммунальной сферы, о современных энергосберегающих технологиях, а также рекомендации, как можно содержать в порядке родной дом, двор или улицу.
С целью популяризации профессий и специальностей в сфере строительства и ЖКХ был организован и ежегодно проводится конкурс «Спроси строителя», в ходе которого дети соревнуются в самых оригинальных вопросах о строительстве и отраслевых специальностях. В этом году в церемонии награждения победителей приняли участие председатель Общественного совета при Минстрое России Сергей Степашин и замглавы Минстроя России Константин Михалик. Свои заявки на участие в мероприятии в этом году прислали более 600 претендентов из самых разных уголков нашей страны. Ребята соревновались в трех различных номинациях и трех возрастных категориях. После тщательного отбора жюри выбрало девять победителей и отметило 20 работ, вызвавших у сотрудников строительной отрасли наибольшую симпатию. Все они получили памятные медали, дипломы и ценные подарки.
– Строительная отрасль была и остается одной из самых главных в нашей стране: будь то царская или советская Россия или послевоенное восстановление народного хозяйства. Сегодня идет огромная работа на освобожденных территориях по развитию ИЖС и многоквартирного жилья, ликвидации аварийного жилья. При этом одна из самых больших проблем – нам очень не хватает кадров. Задумайтесь о том, какая будет у вас в будущем профессия. Поверьте мне, если она будет связана со стройкой, вы не прогадаете. Потому что учитель, воин, доктор и строитель – это вечные профессии, – особо отметил в своем выступлении в ходе торжественной церемонии награждения победителей Сергей Степашин.
Еще одним уникальным проектом Минстроя России, не первый год наглядно показывающим свою эффективность, является работа Детского совета при Общественном совете при Минстрое России, участниками которого становятся школьники от 7 до 14 лет из самых разных регионов нашей страны. Члены Детского совета активно участвуют в программе популяризации строительных профессий и вовлечения молодежи в проекты «Я – строитель будущего!», на собственном примере демонстрируя возможности прямого участия в формировании комфортной городской среды. Так, в результате мониторинга эксплуатации детских игровых площадок в регионах России ребятами были выявлены нарушения и разработаны методические рекомендации для управляющих компаний по использованию площадок в зимнее время. В ходе другого проведенного исследования были предложены новые подходы к организации мест отдыха для подростков и разработан набор решений по созданию комфортной инфраструктуры для выгула домашних питомцев.
Участие в мероприятиях проекта «Я – строитель будущего!» повышает ответственность молодого поколения за свое будущее и будущее страны, а также способствует формированию преемственности в области кадрового обеспечения. Полученные детьми и молодежью знания и навыки способствуют становлению передовых профессиональных траекторий развития комфортных общественных пространств, которые украшают и повышают культурный и социальный уровень жизни в больших и малых городах нашей страны.
Ожидаемым результатом реализации инициативного проекта Общественного совета при Минстрое России «Я – строитель будущего!» на период до 2030 года станет повышение уровня профориентационной осведомленности и профориентационной работы с детско-юношеской аудиторией в соответствии с действующими государственными программами, национальными и федеральными проектами развития приоритетных направлений хозяйства: «Комфортная и безопасная среда для жизни», «Жилье и городская среда», «ЖКХ и городская среда», «Образование» и др.

Чем раньше, тем лучше
В стройной и продуманной стратегии Правительства РФ по решению кадрового вопроса в сфере строительства и ЖКХ есть только один маленький пробел. В принятой к реализации «Дорожной карте» нигде не упоминается самая перспективная возрастная группа – старшая дошкольная (от 5 до 7 лет). Между тем, именно этот возрастной период педагоги выделяют как наиболее благоприятный для профориентационной работы. Именно в нем у детей активно развивается образное и пространственное мышление, произвольная память, усидчивость, навыки концентрации и переключения внимания, расширяется общий кругозор. Если в ходе организации комплексной профориентационной работы учитывать все эти возрастные особенности, ребенок с огромным интересом будет постигать мир созидательных профессий, а также такие важные и ценные качества, как трудолюбие, целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
С точки зрения профессионального самоопределения дошкольному периоду детства соответствует этап формирования конкретно-наглядных представлений об окружающем мире. Этот период берет свое начало в возрасте становления самосознания (от 2,5 до 3 лет) и продолжается вплоть до начала подросткового возраста. Именно в этот момент детского развития в ребенка закладываются основные смыслы человеческой деятельности. Если этот процесс пустить на самотек, в дальнейшем компенсировать упущенные возможности и время будет очень трудно.
Педагоги и детские психологи традиционно отмечают, что именно в этот период дети особенно активно примеряют на себе различные профессиональные роли, с упоением играя во врачей, спасателей или полицейских. Это совершенно не значит, что, поиграв в детском саду в строителя, ребенок обязательно пойдет поступать после школы в строительный вуз. И конечно, речь не идет о внедрении в назойливой форме в программы дошкольных образовательных учреждений каких-либо профильных профориентационных проектов. Хотя данные идеи уже озвучиваются на самом высоком уровне. Например, в августе 2025 года, выступая на выездном заседании Морского совета, который проходил в Ленинградской области, помощник Президента России, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев призвал прививать интерес к работе инженера с детского сада и привел в пример двигателестроительную компанию «ОДК-Сатурн» (г. Рыбинск).
– Они издали детские книжки. Там нарисованы самолеты, вертолеты, ракеты. И они в детском саду детям рассказывают, что такое самолет, почему он летает. Детям это очень интересно. Выстроилась очень правильная система: детский сад – школа – вуз – предприятие, – отметил в свое выступлении Николай Патрушев.
Начинать подготовку специалистов для нефтегазовой отрасли с дошкольного возраста призвал и вице-премьер правительства РФ Александр Новак, выступая на нефтяном саммите в Республике Татарстан.
– Здесь, в Татарстане, существует такая модель профподготовки, которая начинается с детского сада, не со школы. Я думаю, это очень правильно, потому что мы с этого момента закладываем у наших детишек те направления и возможности, где они себя могут реализовать, – подчеркнул в ходе своего выступления Александр Новак.
Действительно, в Татарстане уже несколько лет ведется работа в данном направлении: республиканские специалисты проводят тестовые занятия в игровой форме в детских садах Альметьевска. Данная работа призвана значительно расширить рамки традиционных подходов в вопросах ранней профориентации.
Следует особо отметить, что основной упор в этом процессе делается не на внедрение каких-то жестких ролевых моделей в неокрепшую детскую психику, а на развитие определенных качеств, особенно востребованных в определенных профессиях. Для строительной отрасли это глазомер, пространственное мышление, хорошая память, умение сконцентрироваться на определенной задаче и довести ее выполнение до конца. Для развития и становления каждого из этих качеств профильным специалистам, психологам и педагогам еще только предстоит разработать целый комплекс оригинальных методик (развивающих игр, специальных приложений, интерактивных сервисов), которые в долгосрочной перспективе помогут решить кадровые вопросы. 

Андрей Пучков