Когда уроки в школе – школа жизни
Успешность любого урока зависит от личности учителя, его мастерства и профессионализма, используемых методик и индивидуального подхода к обучающимся. Урок должен быть актуальным и интересным, а полученные знания – применимы для решения повседневных задач.
Опытные педагоги знают, как увлечь ребенка и сделать так, чтобы он искренне полюбил образовательный процесс, научился работать с информацией: находил ее, отделял нужное от ненужного, проверял факты, анализировал, обобщал и, что очень важно, применял свои знания на практике.
Разбор практических ситуаций
Хорошо зарекомендовал себя метод разбора практических ситуаций при изучении дисциплин. Многократное повторение и закрепление темы, а также ее развитие на разных школьных предметах приводит к крепким знаниям ученика и его желанию оттачивать аналитические, творческие и коммуникативные навыки, крайне необходимые в современном мире.
Несмотря на то, что этот метод далеко не нов (анализ решения задач в обучении был освоен философами Древней Греции, затем прочно укрепился в 20-х годах XX столетия), он и сегодня является актуальным при обучении и воспитании детей и подростков.
Конечно, немаловажная роль здесь отводится выбору актуальных тем для сквозного рассмотрения и изучения. В этом смысле сфера коммунального обслуживания вызывает особый интерес, ведь она касается всех и охватывает самые разные сферы жизни современного общества: экономическую (вопросы начисления тарифов, перерасчеты, оплата квитанций, способы снижения коммунальных платежей, отношения прав собственности, жилищная ипотека и др.), социальную (работа коммунальных служб, взаимоотношения с предприятиями коммунального комплекса и собственниками жилья, льготные категории граждан, качество оказываемых услуг и др.), духовную (общественные объединения, комфортная и безопасная городская среда, умные города) и политическую.
Поэтому для эффективного освоения школьниками предметов (алгебра, физика, химия, обществознание, технология, география и т.д.) предлагается использовать реальные ситуации из сферы ЖКХ и строительства, где основными темами могут стать задачи из повседневной жизни, касающиеся качества обслуживания многоквартирных домов, благоустройства дворов и общественных территорий, прозрачности счетов за жилищно-коммунальные услуги, энергосбережения, модернизации отрасли – то есть вопросы, которые чаще всего волнуют взрослых.
Возможность сокращения платы за коммунальные услуги – актуальный вопрос для многих семей, однако мало кто из детей задумывается о рачительном потреблении ресурсов – несмотря на то, что использует их наряду с родителями. Решая школьные задачи на социально-бытовые темы, изучая объемы расходования воды и электроэнергии, проводя необходимые эксперименты, ребенок сможет сделать самостоятельные выводы о важности энергосбережения в быту и внести свой личный вклад в экологию и экономию ресурсов планеты. Необходимо не только научить ребенка решать задачи – большое значение должно придаваться целостности смыслового восприятия, формируя у него подлинно рациональное, логическое мышление.
Междисциплинарный подход
Тема энергосбережения в ЖКХ настолько важна и объемна, что непременно должна изучаться в комплексе дисциплин – в рамках междисциплинарного курса по алгебре, химии, биологии, географии, истории и других предметов. На уроке технологии, например, можно научить ребенка алгоритму действий по устранению утечки воды из крана и предотвращению чрезвычайных ситуаций, на уроке физики – принципам работы водосчетчиков. На обществознании можно объяснить права и обязанности как собственника помещений в многоквартирном доме, на которых ребенок не только приобретет опыт самостоятельного заполнения форм и составления простейших документов, использующихся в сфере жилищно-коммунального хозяйства (квитанции об оплате, заявления, обращения, декларации, доверенности, личный финансовый план), но и сформирует навыки социально-ответственного отношения и поведения в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Именно на жизненных примерах можно объяснить такие важные темы, заинтересовать ребенка применять на практике полученные знания, вовлечь его в деятельность по энергосбережению, и в конечном счете – сформировать привычки и умения, необходимые в жизни.
ЖКХ – не просто крупнейший потребитель энергоресурсов, оно формирует около 21% выбросов парниковых газов. При сжигании топлива (угля, газа и нефти) в атмосферу выбрасывается диоксид углерода и другие газы. Эти выбросы способствуют повышению температуры на Земле, образуя так называемый парниковый эффект, что постепенно приводит к глобальным проблемам, связанным с изменениями климата и сохранением жизни на планете вообще.
Такие задачи важно и нужно решать сообща: сначала на уроках, а затем и в реальной жизни – в каждой семье или на предприятии. Те же отработанные батарейки, по незнанию или по неосторожности выброшенные в мусорную корзину, при попадании в почву наносят непоправимый вред окружающей среде и оказывают фатальное влияние на здоровье человека. Свинец поражает центральную нервную систему, ртуть даже в незначительных концентрациях негативно воздействует на почки, кадмий – сильнейший канцероген для печени, щитовидной железы и костного мозга, а литий и его соединения – сильнодействующий яд общего действия. И об этом непременно нужно рассказывать на уроках: на предметах физики и химии ребята узнают, как устроены батарейки, а на биологии – какую угрозу для человечества они приносят при неграмотной утилизации и как эту проблему можно нейтрализовать.
Научившись рассматривать реальные проблемы под разными углами, разбираясь в причинах их возникновения и находя верные решения, ребенок сможет прослеживать причинно-следственные связи, начиная от условия задачи и заканчивая ее результатом. Полноценная, во многом самобытная и оригинальная методика, отражающая в себе черты национального характера и включающая инновационные методы обучения, поможет сделать процесс получения знаний еще более интересным и полезным для жизни.
Формирование правильного запроса
Практические задания обязательно должны учитывать также географические и исторические особенности городов России и мира. Тема благоустройства городских территорий не менее актуальна для общества. Чтобы в городе было уютно и комфортно жить, важно принимать участие в его развитии. Начиная с 14 лет молодые люди имеют право выбирать проекты развития общественных и дворовых территорий, и крайне важно их к этим решениям подготовить – понятным языком рассказывать о способах изменения пространства к лучшему, приводить интересные примеры через школьные задачки.
Важно сформировать правильный запрос на изменение общественных пространств, поскольку неверные решения городских вызовов могут привести к большим проблемам и конфликтам. Например, если местные автолюбители проголосуют за снос деревьев для строительства наземного паркинга, то город погрязнет в пыли, или вместо строительства необходимой инфраструктуры по требованию жителей в городе будет полностью запрещено катание на велосипедах и самокатах. Не менее важно научить ребят соотносить свои решения по изменению пространств с учетом культурного кода города – это своего рода ключ к пониманию культуры своего народа, его уникальных особенностей. Лейтмотивом курса может стать также уникальность исторической судьбы и влияния на ход мировой истории.
Принятие решений по изменению территорий – нелегкий и ответственный труд, результаты которого становятся частью города, его историей, поэтому необходимые знания и навыки должны быть заложены уже со школы. Погружение школьника в решение важных социально-бытовых задач поспособствует более глубокому изучению предметов – алгебры, географии, истории, обществознания, информатики и других, а главное, привнесет в его жизнь осознание хозяйского и ответственного отношения к своему дому, воспитает патриотизм и желание заботиться о людях. Образованные, творческие, умеющие самоопределяться граждане, способные управлять своей жизнью и готовые принимать участие в создании комфортных и безопасных условий проживания в своей стране, современному обществу просто необходимы.
Ольга Гришина