13.03.2017

Как умнеют города

soofa-650x433С февраля в Москве, Новосибирске, Саранске и в некоторых других городах страны камеры ГИБДД стали автоматически фиксировать, как водители игнорируют преимущественное право пешеходов переходить дорогу на «зебре». Таким образом комплексы «умный город», действующие в этих населенных пунктах, пополнились новой опцией. Однако возможности интеллектуального управления городами гораздо шире.
Разберемся в терминах
Как известно, первое мнение о человеке составляют по одежке, а уж потом провожают по уму. Этот «алгоритм» мы применяем и к оценке городов, которые посещаем. По приезде восхищаемся чистыми мостовыми, яркими фасадами, интересными памятниками, а чуть пожив и осмотревшись, начинаем замечать непомерно большие интервалы в маршрутах общественного транспорта, смердящие мусорные баки во дворах многоэтажек, горящие днем уличные фонари, слабый сигнал мобильной связи и отсутствие широкого бесплатного доступа в интернет. Крупный населенный пункт, где механизмы инфраструктуры работают как часы, легко можно назвать современным городом. А умным?
Признанного всеми определения «умный город» (англ. smart city) до сих пор нет. Разные специалисты трактуют этот термин по-своему. Кто-то вообще ставит знак равенства между ним и «электронным сообществом», «телетопией» и городами, называемыми всезнающими, информационными, наукоемкими и т.п. Коллективный разум «Википедии» считает, что «умный город» – это «концепция интеграции нескольких информационных и коммуникационных технологий и «интернета вещей» для управления городским имуществом; активы города (включают, но не ограничиваются), местные отделы информационных систем, школы, библиотеки, транспорт, больницы, электростанции, системы водоснабжения и управления отходами, правоохранительные органы и другие общественные службы».
Говоря проще, во главу угла управления любого «умного города» ставится оперирование базами данных.

Заграница нам покажет
Информация в базы данных «умного города» стекается отовсюду: с оборудованных системой спутникового слежения транспортных средств; с мобильных телефонов, с датчиков метеорологических служб, фиксирующих осадки, силу ветра и температуру окружающей среды и др. К примеру, в Нью-Йорке более 7500 точек Wi-Fi с бесплатным высокоскоростным интернетом. Здесь же действует глобальная система мониторинга пожароопасных зданий. В прошлом году главный мегаполис США представил целую стратегию развития «умного города», способствующую искоренению цифрового неравенства среди населения.
Во втором по экономической значимости городе Америки – Чикаго показания с датчиков на солнечных батареях, установленных на мусорных баках, и информация о влажности и составе почвы анализируются компьютерной программой, после чего формулируются рекомендации профильным коммунальным службам. В результате эффективность борьбы с помоечными крысами повысилась на 20%.
Специальный софт также отслеживает подозрительную активность граждан через HD-камеры, встроенные в системы уличного освещения, и оповещает о ней правоохранительные структуры.
Один из самых интересных проектов для «умного города» родился, можно сказать, в народной среде. Студентки из американского Массачусетса в 2014 году придумали USB-скамейки Soofa. Они оборудованы солнечными батареями, что позволяет заряжать с их помощью мобильные гаджеты. Кроме того, скамейки раздают бесплатный Wi-Fi. Оригинальное решение оказалось весьма практичным: сейчас скамейки с дополнительными сервисными функциями расположены уже в 65 городах 23-х американских штатов.
Стали применять их и в Европе. Много умных скамеек в Лондоне, а в Праге пошли еще дальше: в начале 2017-го их там установили вкупе с умными фонарями, измеряющими уровни загрязнения воздуха, шума, и с возможностью подзарядить электромобиль. Пока таких фонарей всего три, но ведь это только начало!
В рамках этого же проекта в столице Чехии поставят еще около 30 «умных» урн на солнечных батареях. Они должны сами спрессовывать мусор и по заполнении подавать сигнал коммунальщикам. Предполагается, что за счет сжатия отходов и эффективной логистики частота поездок мусоросборочных машин значительно уменьшится.
Еще в Праге хотят сделать так, чтоб парковки оповещали водителей о свободных местах, посылая сигнал в специальное приложение для смартфонов. Идея родилась после того, как аналитики вычислили: 30% местных автолюбителей постоянно находятся за рулем в поиске пятачка, где можно было бы оставить машину.
Не отстает и Китай. Практически все крупные и средние города КНР на основании принятого в 2014 году Госсоветом плана обязаны до 2020 года разработать и внедрить собственные проекты. Жители Пекина уже могут воспользоваться мобильным приложением Smart city, которое служит для оперативного оповещения граждан об экстренных событиях, а также предоставляет информацию о погоде, пробках на дорогах и т.д. Общественный транспорт столицы Поднебесной оснащен спутниковой системой навигации, которая анализирует ситуацию на дорогах и помогает объезжать пробки.
В Шанхае действует система, позволяющая городским больницам обмениваться электронной информацией о пациентах. Это позволяет быстро и точно установить диагноз и назначить лечение.

И Москва не лыком шита!
– Мы много слышали об умных городах и всегда думали, что это где-то очень далеко, не у нас. Но наш любимый патриархальный город Москва стремительно превращается в «умный город». Если сравнить по тем или иным параметрам информационные сервисы, которые есть у нас и в других городах, то вы c очевидностью увидите, что Москва становится одним из мировых лидеров в этой отрасли, – заявил Сергей Собянин на открытии созданного по инициативе столичного правительства центра информационных технологий «Умный город».
В первом квартале 2017 года правительство российской столицы объявило конкурс на проектирование смарт-квартала в микрорайоне Люблино, в котором будут обкатываться технологии «умного города»: интеллектуальный контроль за заполняемостью мусорных контейнеров, их очищением и автоматической сортировкой ­отходов; поддержание оптимальной температуры центрального отопления, освещения подъездов, автоматической передачей показаний приборов учета расходуемых коммунальных ресурсов и т. д.
Накануне выхода этого но­мера нашего журнала в свет на официальном портале Открытого правительства www.open.gov.ru появилось сообщение, что Москва стала финалистом в номинации «Город» премии World Smart City Awards, которой отмечают за наиболее выдающиеся достижения в области «умных городов». Москва была номинирована за то, что в российской столице «создана уникальная централизованная платформа, с помощью которой уже сейчас горожане могут получить более 200 мобильных и онлайн-сервисов в любое время суток. Ежегодно москвичи обращаются к ним более 350 млн раз. Эта инфраструктура открыта для сторонних разработчиков, которые также могут создавать собственные сервисы для граждан на базе открытых данных и API городских систем».
Финалистами премии, помимо Москвы, стали корейский Сеул, индийский город Пуна, городской округ Цзюцюань китайской провинции Ганьсу и община Холландс-Крон из Нидерландов. Ну, а победителем World Smart City Awards по итогам 2016 года стал Нью-Йорк, с которого мы собственно и начали рассказ о лучших примерах построения «умных городов» в мире.

Всероссийское ­соревнование
Премии, медали, звания и прочие регалии – это, конечно, хорошо. Но когда нет четких критериев оценки, все заслуги субъективны. Так как в России уже несколько десятков крупных населенных пунктов претендуют на звание самого «умного города», Минкомсвязь, Минстрой и Минэнерго недавно решили установить параметры оценки. Ключевым, скорее всего, станет степень развития интернета в том или ином городе и количество подключенных к нему предприятий, а также применение интеллектуальных технологий в управлении теми или иными отраслями.
Всего будут оценивать пять важнейших для каждого «умного города» сфер: промышленность, транспорт, энергетику, ЖКХ и электронное правительство. Исходные данные соберут уже до конца февраля, а промежуточные результаты объявят на заседании межведомственной рабочей группы в апреле. После окончательной обработки результатов и будет составлена итоговая таблица.
По инсайдерской информации, больше всего шансов занять верхние строчки у Казани, Санкт-Петербурга и Уфы. Что несколько неожиданно: на недавнем «Гайдаровском форуме – 2017», на котором присутствовал председатель Правительства России Дмитрий Медведев, из уст участников дискуссии, посвященной «Технологии умных городов (SmartCity)», я не услышал ни одного примера реализации перспективных инновационных проектов в Уфе или Санкт-Петербурге. А о Казани упомянули только фирму, разрабатывающую электронную карту жителя Татарстана.
Зато директор ОГКУ «Корпорация развития ИТ» Светлана Опенышева рассказала на форуме об успешной экстраполяции принципов «умного города» на целый «умный регион» – Ульяновскую область.
Свои наработки есть и у ­«Ростеха». Речь об «умном правительстве». Как сказано на официальном портале этой государственной корпорации, «технология позволяет перейти от сбора информации к автоматизации решений и управлению на районном, региональном, а в перспективе на общенациональном уровне». То есть вся Россия может в обозримом будущем бороться и за звание «самой умной страны».

Полный текст можно прочитать в № 3 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2017 год